double arrow

СТРАДАЮЩИХ СТРАХАМИ И ФОБИЯМИ

В психологическом консультировании встречаются два типа страха: нормальный, понимаемый как естественная реакция, и патологический, называемый фобией. Когда клиент обращается по поводу конкретного страха, связанного с каким-то важным событием, консультанту следует сначала помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным. Не нужно помогать клиентам полностью избавляться от страха, а также не следует скрывать информацию, которая на первый взгляд кажется пугающей. Информация, адекватно представленная помогает подготовить клиента к событию. Определенная доля страха может оказаться целительной и помочь клиенту конструктивно воспользоваться страхом.

Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Фобия отличается от страха тем, что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия – это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Фобий, испытываемых людьми свыше тысячи.

На первый взгляд фобии кажутся необъяснимыми, но они являются результатом незрелой нервной системы или результатом тяжелого стресса. Задача консультанта – найти причину страха и проанализировать.

Истоки фобии следует искать в детстве клиента, там часто образуются связи между испугом и безобидным предметом. Фобии возникают у людей с повышенным вниманием к своей личности.

За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт. Клиент нередко говорит о своем страхе, но отрицает существование любых внутренних конфликтов, связанных с этим страхом. Консультант должен быть готов к такому поведению. Попытки избежать обсуждения конфликта могут проявляться самыми разнообразными способами и клиенты по этой причине очень осторожны в отношениях с консультантом. Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с фобиями и иногда не затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Занятие самолечением – это еще один способ бегства клиентов от тревоги с фобическими реакциями. Эти клиенты покупают медицинские книги, специальные журналы, используют всевозможные методы лечения. Но избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: