Ход работы

Упражнение 1. Карта наблюдения тревожного поведения (М.К. Тутушкина)

Заполните карту наблюдения тревожного поведения знакомого человека.

Карта предназначена для выявления тревожного поведения, осно­вана на результатах наблюдения за поведением человека. Наблюдателю предлагается отметить в специальном бланке те особенности поведения, которые он успел заметить в наблюдаемом, а также частоту проявления каждой из них. После обработки результатов получают суммарный балл тревожного поведения. Чем выше этот балл, тем в большей степени человек склонен к тревожному поведению.

Поведение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
         
1. Начинает разговор тогда, когда находится наедине с человеком        
2. Расстраивается, когда окружающие делают замечания относительно внешности        
. Расстраивается, когда окружающие делают замечания относительно деловых качеств        
4. Легко соглашается с мнением других при совместном обсуждении деловых вопросов        
5. Имеет одного, двух надежных друзей        
6. В присутствии посторонних говорит тише обычного        
7. Быстро соглашается с мнением других при обсуждении личных вопросов        
8. В присутствии посторонних говорит сбивчиво        
9. Просит окружающих, даже друзей, о помощи редко, в крайних случаях        
10. Смущается, когда задают вопросы, касающиеся личной жизни        
11. Отвечает «не знаю», когда спрашивают о том, справится ли с работой, новой задачей        
12. Выполняет порученные задания точно и в срок        
13. Избегает ситуаций, связанных с риском        
14. Проверяет и перепроверяет правильность выполнения заданий        
15. Выполняет свои обязанности без возражений        
16. Нуждается в помощи, поддержке при решении профессиональных и личных проблем        
17. Добивается симпатии окружающих, охотно выполняя их просьбы        
18. Предлагает окружающим свою помощь по собственной инициативе        
19. Помогает окружающим в ущерб собственному времени и интересам        
20. Рассказывает о себе фантастические, вымышленные истории        
21. Приукрашивает свои поступки        
22. Критические замечания окружающих воспринимает с обидой        
23. Соблюдает правила общественного поведения        
24. Приходит на работу, свидание раньше намеченного срока        
25. Избегает перемен в окружающем        
26. Играет «героя», когда делают замечание        
27. Обвиняет себя в случившихся с ним неудачах        
28. Грызет ногти, когда что-то внимательно слушает или увлечен работой        
29. Настораживается, когда руководитель вызывает к себе        
30. Долго не решается сделать выбор        
31. Говорит о неприятных предчувствиях        

Упражнение 2. Шкала самооценки (Ч. Спилберга - Ю.Н. Ханина)

Исследуйте состояние тревоги взрослого человека с помощью методики Спилберга – Ханина.

Шкала разработана известным американским психологом Ч. Спилберга и адаптирована для отечественных условий Ю. Н. Ханиным. Она предназначена для выявления состояния тре­воги и тревожности как личностного свойства. В основе шка­лы — субъективная оценка человеком своих ощущений, пере­живаний, действий. Наибольшие диагностические возможности шкалы проявляются при обследовании взрослых людей, начиная с 17 лет.

Для работы необходимы бланки «Шкала самооценки». Шкала содержит две подшкалы: 20 суждений (1-20) для выявления состояния тревоги и 20 (21-40) — для определения тревожности как свойства личности. Первая подшкала называется подшкалой актуальной тревоги (AT) или реактивной тревоги (РТ), вторая — подшкалой личностной тревожности (ЛТ).

Методика может применяться индивидуально или в группе из 10-15 человек, без ограничения времени. Обычно на заполнение обеих подшкал уходит не более 15-20 минут, при повторном обследовании — 5 минут.

Шкала самооценки (подшкала AT)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и варианты возможных ответов справа. Зачеркните соответствующую цифру против каждого предложения под тем вариантом, который в большей степени выражает то, как вы чувствуете себя в данный момент. Работайте, сосредоточившись,и долго не задумывайтесь.

Состояние Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
         
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я испытываю сожаление        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряженности        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

Шкала самооценки (подшкала ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и варианты возможных ответов справа. Зачеркните соответствующую цифру против каждого предложения под тем вариантом, который в большей степени выражает то, как вы чувствуете себя обычно. Работайте, сосредоточившись, и долго не задумывайтесь.

Состояние Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
         
21. Я испытываю удовольствие        
22. Я быстро устаю        
23. Я легко могу заплакать        
24. Я хотел бы стать таким же счастливым, как и другие        
25. Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
26. Я чувствую себя бодро        
27. Я спокоен, хладнокровен и собран        
28. Ожидаемые трудности очень тревожат меня        
29. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30. Я вполне счастлив        
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности в себе        
33. Я чувствую себя в безопасности        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
35. У меня бывает хандра        
36. Я доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
39. Я уравновешенный человек        
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Обработка шкалы осуществляется с помощью «ключа». Следует учитывать, что каждая из подшкал содержит прямые и обратные сужде­ния. Первые направлены непосредственно на диагностику состояния тревоги или тревожности как свойства личности, например, суждение 3: «Я нахожусь в напряжении» или суждение 29: «Я слишком пере­живаю из-за пустяков». О наличии тревоги в суждении 3 судят по ответам «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно». Тревожность в суждении 29 определяют ответы «иногда», «часто», «почти всегда».

В обратных суждениях тревога или тревожность диагностируются косвенно, через отрицание признаков спокойствия, эмоционального равновесия. Например, в суждении 1: «Я спокоен» признаком тревоги будет ответ «нет, это не так», а в суждении 39: «Я уравновешенный человек» тревожность заключается в ответе «почти никогда».

В подшкале AT следующие суждения относятся к прямым: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; к обратным: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

В подшкале ЛТ следующие суждения относятся к прямым: 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; к обратным: 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При определении актуальной тревоги AT отдельно вычисляют суммы баллов по ответам на прямые (А) и обратные (В) суждения. Затем применяют следующую формулу: AT = А — В + 50.

Для определения личностной тревожности ЛТ точно так же от­дельно вычисляют суммы баллов по ответам на прямые (С) и обратные (Д) суждения и применяют формулу ЛТ = С — Д + 35.

Среднегрупповые значения по актуальной тревоге составляют 35,3±8,7 балла. Уровни AT (в баллах): 0-30 — низкая; 31—45 — умеренная; 46 и более — высокая.

Среднегрупповые значения по личностной тревожности составляют 37,7±8,7 балла. Уровни ЛТ (в баллах): 0-30 — низкая; 31-45 — умеренная; 46 и более — высокая.

При интерпретации результатов, полученных для первой подшкалы, следует учитывать, что актуальная тревога характеризует временное переживание напряжения, беспокойства, озабоченности, скованности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: