Ход работы

Упражнение 1.

Проведите профессиональную консультацию с кем-либо из старшеклассников, стоящих перед проблемой выбора профессии и оформите протокол консультации. Выпишите типичные затруднения.

Упражнение 2. Профессиональное самоопределение (Н.М. Пейсахов)

Поведите самоопределение профессиональной направленности, используя ориентировочную анкету Н.М. Пейсахова.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. На каждый пункт возможны три ответа, обозначенные буквами: А, Б, С. Из ответов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор бывает обычно самым лучшим.

1. Самое большое удовлетворение в жизни дает: а) оценка работы;
б) сознание того, что работа выполнена хорошо; с) сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б), известным игроком;
с) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) имеют
индивидуальный подход; б) увлечены своим предметом и вызывают
интерес к нему; с) создают в коллективе атмосферу, в которой можно не бояться высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех,
которые: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья: а) помогают другим, когда для этого предоставляется случай; б) всегда верны и надежны; с) интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех: а) с которыми хорошо склады­ваются взаимные отношения; б) которые могут больше, чем я; с) на которых можно положиться.

7. Я хотел бы быть известным, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) может сильно любить; с) отличается дружелюбием
и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбрать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; с) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил: а) игры с друзьями; б) успехи в делах; с) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда: а) встречаю препят­ствия при выполнении возложенной на меня задачи; б) в коллективе ухудшаются товарищеские взаимоотношения; с) меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна заключаться в: а) подготовке учеников к работе по специальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; с) воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы ужиться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократическая система; б) человек теряет индивидуальность в общей массе;
с) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел самообразования; с) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: а)
работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая меня удовлетворяет; с) мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда: а) другие меня ценят; б) чувствую удовлетворение от исполненной работы; с) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили дело, которое я выполнил; б) похвалили меня за мою заботу; с) сообщили о том, что меня избрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: а) имел бы ко мне индивидуальный подход; б) стимулировал бы меня на более интенсивный труд; с) вызывал бы на дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важной задачи; с) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую работу;
с) практические результаты.

20. Очень мало людей: а) действительно радуются выполненной
работе; б) с удовольствием работают в коллективе; с) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятия всего нового; с) людей, ставящих себя выше других.

22. Я" хотел бы: а) чтобы окружающие считали меня своим
другом; б) помогать другим в общем деле; с) вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; с) доступно.

24. На работе я хотел бы: а) чтобы решения принимались коллективно; б) самостоятельно работать над решением проблемы; с) чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с людьми; б) о жизни известного человека; с) типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы
быть: а) дирижером; б) солистом; с) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу: а) смотря детективные фильмы; б) в развлечениях с друзьями; с) занимаясь своими увлечениями.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: а) выдумал интересный конкурс; б) выиграл в конкурсе; с) организовал конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как
достичь цели; с) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были
довольны им; б) выполнять прежде всего свою задачу; с) не нужно было его укорять за работу.

Эта анкета определяет направленность личности, основную жизненную ориентацию человека, которая может быть трех типов:

ЛН — личная направленность, создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. В работе такой человек видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

ВД — направленность на взаимные действия, имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе,

Личная направленность (ЛН) 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6с, 7а, 8с, 9с, 10с, 11б, 12б, 13с, 14с, 15а, 16б, 17а, 18а, 19а, 20с. 21с, 22с, 23б, 24с, 25б, 26б, 27а, 28б, 29а. 30с.

Направленность на взаимные действия (ВД) 1с, 2с, 3с, 4б. 5а, 6а, 7с, 8б, 9а, 10б, 11с, 12а, 13а, 14а, 15с, 16с, 17с, 18с, 19б, 20б, 21а, 22а, 23с, 24а, 25а, 26а, 27а, 28с, 29с, 30а.

Направленность на задачу (НЗ) 1б, 2а, 3б, 4с, 5с, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а, 11а, 12с, 13б, 14б, 15б, 16а, 17б, 18б, 19с, 20а, 21б, 22б, 23а, 24б, 25с, 26с, 27с, 28а, 29б, 30б.

НЗ — деловая направленность, отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы.

Сопоставьте ключ с вашими ответами:

За ответ, указанный в ключе по данному виду направленности, приписывайте 2 балла. Затем подсчитайте количество двоек и запишите под рубриками ЛН, ВД, НЗ. Вычислите количество баллов для каждого вида направленности. Таким образом, вы определите ведущую направленность.

Упражнение 3.

Составьте план примерного собеседования с клиентом при приеме на работу.

Упражнение 4.

Продумайте возможные затруднения нового сотрудника в процессе различных видов адаптации (психофизиологической, социально –психологической, профессиональной, организационной) и подберите их конкретные примеры.

Упражнение 5.

Умейте провести диагностику выбора профессии (подберите комплекс методик).

Рекомендованная литература

1. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования / Ф.С. Исмагилова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с.

2. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 65-89

3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2005. С. 48-282

4. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной [и др.]; под ред. Л.М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184

5. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 88 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: