Консультирование реальностью. Введение

Консультирование реальностью, иначе известное как терапия реальностью, является подходом консультирования, развитым в 1950-х и 1960-х годах Уильямом Глассером, калифорнийским психологом. Глассер (Glasser, 1984a) признает, что первоначально подход не имел никакой систематической теории, но опирался на исходное положение о том, что люди ответственны за то, что они делают. В начале 1980-х годов Глассер (Glasser, 1981, 1984b) добавил теорию контроля как теоретическую основу для практики консультирования реальностью. Глассер (Glasser, 1989) пишет: “Теория контроля утверждает, что наше поведение - всегда наша лучшая попытка контролировать мир и самих себя как часть этого мира так, чтобы мы могли лучше всего удовлетворять свои потребности” (p. 5). Цель консультирования реальностью заключается в том, чтобы “обучить людей эффективно контролировать свою жизнь” (Glasser, 1984a, p. 342).

Уильям (Вильям) Глассер (1925-) рос в Кливленде, штат Огайо, где он изучал химическое машиностроение в Институте Технологии Кейса. В 19 лет Глассер был чрезвычайно застенчив, хотя это не помешало ему жениться в годы пребывания в колледже. В течение трех лет он учился клинической психологии в Университете Вестерн Резерв для получения степени доктора психологии, но не получил ее. В 1953 году Глассер получил степень доктора медицины в Вестерн Резерв. Затем он начал психиатрическое обучение в Брентвудском госпитале Администрации Ветеранов и в 1957 году завершил заключительный год в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе. Консультирование реальностью возникло из неудовлетворенности Глассера психоаналитической психиатрией в том виде, как она преподавалась во время его обучения. Он полагал, что слишком большой акцент делался на чувствах клиентов и прошлой истории, и недостаточное внимание уделялось тому, что клиенты делали и вопросу “Что вы делаете относительно того, что вы делаете?” (Evans, 1982, p. 460). Также он отмечал, что многие из его преподавателей не занимались тем, что они преподавали и то, что, видимо, работало, не было тем, что работало согласно тому, что они говорили.

В 1956 году, после попытки частной практики, которая была затруднена нехваткой направлений к нему как к врачу, Глассер принял пост в Калифорнийской молодежной администрации в качестве главного психиатра в Школе Вентуры для девочек. Глассер (Glasser, 1984a) отмечает, что консультирование реальностью развилось в начальной стадии из его работы с провинившимися девочками-подростками (1956-67 годы), с частными амбулаторными больными с разнообразными проблемами (1956-82 годы) и с психически пострадавшими клиентами в реабилитационном центре (1957-66 годы). Другим влиянием была работа его прежнего консультанта по ординатуре и наставника Г.Л. Харрингтона с тяжелыми психотическими пациентами в Госпитале Администрации Ветеранов (1955-62 годы). В 1961 году была издана первая книга Глассера “Mental Health or Mental Illness?” (“Психическое здоровье или психическая болезнь?”), за которой в 1965 году последовала “Reality Therapy” (“Терапия реальностью”).

В 1965 году Глассер также начал консультирование в Калифорнийской школьной системе, проводя много времени в начальных школах трущобной территории Лос-Анджелеса Уоттс. Эта работа вела его к фокусировке применения своих идей к образовательным и институционным изменениям, а не только к индивидуумам. В 1968 году Глассер открыл Институт Терапии Реальностью в Брентвуде, пригороде Лос-Анджелеса. В этом году он также создал Педагогический Учебный центр, чтобы исследовать и развивать программы для предотвращения школьных неудач. В 1969 году была издана книга Глассера “Schools without Failure” (“Школы без неудач”) *. В этой книге он защищал идею о том, что обучение заставляло учащихся терпеть неудачи из-за равнодушия, отсутствия актуальности и ограниченного внимания к мышлению, и что школам необходимо двигаться к противоположной философии причастности, значимости и мышления. К 1974 году Глассер говорил: “У меня есть все, кроме преданности моей частной практике” (Barr, 1974, p. 67).

Интерес Глассера к теории контроля усилился после его книги 1976 года “Positive Addiction” (“Положительная склонность”), в которой он обсуждал, как склонность к бегу и размышлению является чрезвычайно увеличивающей силы. Много читая о том, как мозг функционирует при размышлении, он обнаружил книгу Уильяма (Вильяма) Пауэрса (William Powers) 1973 года “Behavior: The Control of Perception” (“Поведение: Контроль восприятия”). Теория Пауэрса о том, как мозг функционирует в качестве системы контроля, обеспечила теоретическую основу как для положительной склонности, так для и консультирования реальностью. Глассер пишет: “Как это определяет Пауэрс, система контроля действует на внешний мир или на себя как на часть внешнего мира, чтобы осуществлять некую цель, свойственную системе” (Glasser, 1984a, p. 321). Люди с психологическими нарушениями терпят неудачу в своих попытках контролировать мир для получения удовлетворения в том, в чем они нуждаются прямо сейчас. Книга Глассера 1981 года “ Stations of the Mind” (“Центры мозга ”) связывает теорию контроля с практикой консультирования реальностью. В 1982 году Глассер начал преподавать теорию контроля широкой публике. Его книга 1984 года “Control Theory” (“Теория контроля”) описывает теорию, а затем показывает, как люди могут применять ее, чтобы получить больший контроль над своей жизнью. Последние книги Глассера, “The Quality School” (“Качественная школа”) (1992) и “The Quality School Teacher” (“Преподаватель качественной школы”) (1993), применяют идеи теории контроля к школьному управлению и обучению, соответственно.

Глассер имеет троих детей. Его жена Наоми, которая умерла в декабре 1992 года, оказывала очень большую поддержку в его работе и редактировала две книги по исследованию отдельных случаев, “What Are You Doing?” (“Что Вы делаете?”) (1980) и “Control Theory in the Practice of Reality Therapy” (“ Теория контроля в практике терапии реальностью”) (1989). Глассер продолжает обучать и выдавать дипломы терапевтов реальностью через Институт Терапии Реальностью и остается по-хорошему увлеченным (positively addicted) продвижением как в Соединенных Штатах, так и за границей, своей теории контроля, консультирования реальностью, обучением педагогов и идеями институционных перемен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: