Социальная работа и консультирование детей
Семинар №5 Консультирование и психосоциальная поддержка детства (дошкольный и младший школьный возраст)
Практическое задание
1. Составьте психосоциальный портрета вашего клиента. Объясните почему вы выбрали именно эти параметры исследования клиента.
2. Укажите проблемы (проблемный вопрос), с которым обратился к вам климент, опишите проблемную ситуацию.
3. Составьте план консультации. Обсуждение плана психосоциального консультирования ребенка.
4. Объясните выбор средств и методов, а также позицию консультанта.
Вопросы семинара:
1. Консультирование как воздействие.
2. Консультирование как решение проблемы и как конфликт.
3. Понятие успешности в консультировании и подходы к ее измерению.
4. Основные приемы и техники психосоциального консультирования.
5. Методические приемы и вспомогательные средства организации процесса консультирования.
6. Техники слушания, убеждения, передачи рекомендаций и эмоционального контакта во время консультирования.
|
|
7. Особенности анонимного, телефонного и письменного консультирования.
Напишите реферат на предложенные темы:
1. Специфика проведения консультаций и психосоциальной поддержки ребенка дошкольного возраста (младшего или старшего – навыбор).
2. Специфика проведения консультаций и психосоциальной поддержки ребенка школьного возраста.
Семинар №6 Консультирование и психосоциальная поддержка детей и подростков в кризисные периоды развития (круглый стол)
Практическое задание
1. Написание отчёта и доклада по проведенному консультированию.
2. Подготовка и представления доклада и презентации по итогам проделанной консультационной работы.
3. Перспективы дальнейшей работы с вашим клиентом.
Вопросы круглого стола:
1. Семья как объект психосоциальной работы. Психосоциальная работа семьей как с клиентом.
2. Индивидуальное и циркулярное интервью.
3. Составление генограммы при сборе данных о семейной ситуации.
4. Методы воздействия на семейную ситуацию.
5. Особенности и методы работы с каждой категорией социально незащищенных семей.
6. Производственные вредности и психотравмирующие события в профессиональной сфере социального работника при работе с социально незащищенной семьей.
7. Методы психосоциальной работы с людьми, пережившими утрату.
Профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия.
8. Психосоциальные технологии помощи детям с проблемами здоровья и педагогической запущенностью.
Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику
|
|
2. Психодинамический подход в психосоциальной практике.
3. Психодинамическая практика работы с клиентом.
4. Поведенческий подход в психосоциальной практике.
5. Поведенческие и когнитивно-поведенческие модели практики.
6. Поведенческаямодель технологии в социальной работе.
7. Экзистенциально-гуманические подходы в психосоциальной практике.
8. Экзистенциально-гуманистическая практика работы с клиентом.
9. Основные направления и подходы в психосоциальной работе
10. Диагностическая школа социальной работы.
11. Функциональная школа социальной работы.
12. Теория и практика проблемно-ориентиованногоподхода в социальной работе.
13. Клиент как субъект и объект психосоциальной работы.
14. Особенности психосоциальной работы со случаем.
15. Роль и место психосоциальной работы в системе социальной работы.
16. Объекты психосоциальной работы.
17. Основная цель практики психосоциальной работы.
18. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику.
19. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.
20. Поведенческий подход в психосоциальной практике.
21. Экзистенционально – гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике
22. Этапы развития психосоциальной практики в социальной работе.
23. Диагностическая школа социальной работы.
24. Функциональная школа социальной работы.
25. Метод решения проблем в практике социальной работы.
26. Социальная индивидуальная работа со случаем.
27. Понятия внутренний мир и внешняя реальность.
28. Виды проявления психосоциальности человека.
29. Общая модель индивидуальной работы со случаем.
30. Психосоциальная работа с кризисными состояниями.
31. Психосоциальные модели социальной работы в условиях кризисов у клиентов.
32. Психосоциальные технологии как синтез практических моделей социальной работы и психологических теорий
33. Классификация психосоциальных технологий.
34. Характеристика основных технологий, использующихся в психосоциальной работе.
35. Понятие психосоциальное консультирование и его особенности.
36. Основные подходы и цель индивидуального психосоциального консультирования.
37. Основные виды и модусы психосоциального консультирования.
38. Роль и задачи индивидуального консультирования в деятельности социальных работников.
39. Базовые принципы психосоциальной консультативной помощи.
40. Учет культурно-этнических и половозрастных доминант в процессе консультирования
41. Учет индивидуально – типологических особенностей клиентов и их ожиданий по отношению к консультанту и процессу консультирования.
42. Структура и этапы процесса консультирования.
43. Консультирование как обследование и его переменные.
44. Консультирование как взаимодействие. Виды и уровни взаимодействия. Проблема контроля.
45. Консультирование как воздействие.
46. Консультирование как решение проблемы и как конфликт.
47. Понятие успешности в консультировании и подходы к ее измерению.
48. Основные приемы и техники психосоциального консультирования.
49. Методические приемы и вспомогательные средства организации процесса консультирования.
50. Техники слушания, убеждения, передачи рекомендаций и эмоционального контакта во время консультирования.
51. Особенности анонимного, телефонного и письменного консультирования.
52. Беседа как основной метод психосоциального консультирования.
53. Консультирование как беседа и как диалог. Классификации видов бесед. Основные стадии беседы.
54. Семья как объект психосоциальной работы. Психосоциальная работа семьей как с клиентом.
55. Индивидуальное и циркулярное интервью.
56. Составление генограммы при сборе данных о семейной ситуации.
|
|
57. Методы воздействия на семейную ситуацию.
58. Особенности и методы работы с каждой категорией социально незащищенных семей.
59. Производственные вредности и психотравмирующие события в профессиональной сфере социального работника при работе с социально незащищенной семьей.
60. Методы психосоциальной работы с людьми, пережившими утрату.
Профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия.
61. Психосоциальные технологии помощи детям с проблемами здоровья и педагогической запущенностью.
62. Методы психосоциальной работы с девиантными и делинквентными детьми и их семьями.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Забродин Ю.М. Психологическое консультирование. – М.:Эксмо, 2010.
2. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Юрайт, 2012.
3. Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологическоцй коррекции. – М.:Издательский центр «Академия», 2011.
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М.: Академия, 1996.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: ТЕИС, 1994.
3. Берклин–Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
5. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001.
6. Технология социальной работы/ под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М., 2001.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство образования и науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon.gov.ru/
2. Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru
3. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rsl.ru.