Основные виды и цели психологического консультирования

Консультирование, как таковое существует не только в психологии, но и в ряде других профессиональных областей. Существуют, например, консультирование врачебное, управленческое, юридическое и т.д. К классификации собственно психологического консультирования можно подходить, опираясь на различные основания, или критерии.

С точки зрения пространственной организации консультативного процесса выделяют два вида консультирования:

- контактное (или очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

- дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

По количеству клиентов, одновременно консультируемых одним психологом: индивидуальное; групповое.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта, и сферы приложения консультативных услуг выделяют следующие виды консультирования:

- семейное и супружеское психологическое;

- школьное;

- возрастно-психологическое;

- профессиональное;

- консультирование в клинической (преимущественно психиатрической) практике и т.д.

Типология консультирования может быть сопряжена и с преобладающими типами проблем и проблемных ситуаций (проблемы секса, старения и умирания, фобии, расстройства, переживания, утраты, суицидальные намерения, религиозные и юридические проблемы и т.п.) и типологией личности клиентов.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция консультанта. С одной стороны позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой - эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом.

1. Консультант-советчик-дает клиенту информацию, прямые советы.

2. Консультант-помощник - оказывает помощь клиенту в нахождении
"инсайта", внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних
ресурсов.

3. Консультант-эксперт - показывает клиенту возможные варианты
решения проблемы, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему
выбрать наиболее адекватные.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных: взаимодействие с позиции "сверху"; взаимодействие с позиции "снизу".

Существуют директивные и недирективные модели психологической помощи, предусматривающие разный уровень активности или пассивности клиента и консультанта, приоритет в принятии решений. Согласно первой модели, основной акцент делается на активное вмешательство консультанта в ситуацию. Он советует, регламентирует, санкционирует и т.п. (однако общение при этом не должно превращаться в манипулирование). Согласно второй модели, консультант при любых обстоятельствах предоставляет личности право оставаться такой, какая она есть, осуществить собственный выбор среди найденных совместно альтернатив


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: