Прлгожения к санированию Е. В. Боевой, Ю, Л. Коробкиной

Приложение № 1а

Виды работ по совершенствованию навыка фонематического анализа и синтеза

1. Игра «Русская балда».

2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: кры...а, но...ни...ы, ру...а.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.

Придумать слова, в которых звук [к] на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количе­ством звуков и записать их.

5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова.

п а      
п а    
п а      

6. А. Подобрать слова с определенным количеством зву­ков, например с тремя звуками (дом, дым, рак), с четырьмя звуками.

Б. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из звуков, в количестве, соответствующем количеству точек на грани кубика.

7. А. «Волшебный цветок». Выбрать лепестки с предмет­ными картинками, в названии которых определенное количе­ство звуков.

Б. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные

картинки: дом, забор, рама, крыта, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.

В. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки соответствующие цифры. Например:

8. По сюжетной картинке подобрать слова с определен­ным количеством звуков («Времена года»...).

9. А. Подобрать слова различной звукослоговой структуры («Пирамидка»).

Б. Подобрать слова определенной звукослоговой структуры. К__ О __Ш __К А

10. Преобразование слов.

А. «Звуковая арифметика» (добавить или убрать один звук, чтобы получилось новое слово).

Б. «Волшебные цепочки» (изменить один звук): сом — сок

— суксуп — сух...

«Заколдованный квадрат»

В. «Чехарда» (переставить звуки) пила — липа карп — парк кот — кто палка — лапка рыбак — рыбка мода дома

Шарады:

С ч над морем я летаю,

С г в машинах я бываю, (чайка — гайка)

11. «Звездный час»

Составить слова из букв слова картина: тина, кит, рана, нитка, карта, танк...

12. «Не разорви цепочку»

Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыду­щего:

а) определенная звукослоговая структура: дом — мак — кот...,

б) различная звукослоговая структура: дом — мост — топор...

13. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записан­ное слово. К....

14. Назвать слово, в котором буквы расположены в обрат­ном порядке:

Нос — сон лес — сел

15. Заполнить схему.

!6. Ребус.

• Вписать буквы в кружки. Например, третью букву следу­ющих слов (можно картинки): рак, санки, спинка, нога, трава.

• Из названий изображенных предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово.

17. «Найди беглеца».

Какой звук выпал из слова: кротрот, рамка — рама, мушка — мука?

18. Работа со схемой.

• Разложить картинки в соответствии с данными графиче­скими схемами: заштрихованные квадраты — согласные, незаштрихованные — гласные звуки.

• Придумать слова к графической схеме (можно задать опре­деленную лексическую тему).

• Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной схеме.

• По сюжетной картинке подобрать слова, которые соответ­ствуют данной схеме.

• Вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме. Р __ А Картинки: ручка, лейка, ложка, рейка, вилка, рука.

• Вписать недостающие буквы в названия предметов на схеме. ______ ка (ложка, вилка, лейка, лапка...)

19. Назвать общий звук в словах, записать соответствую­щую букву. Прочитать слово, которое получится из выделен­ных звуков:

рак — бор — р

усы — муха — у

маяк — крот — к

трава — мак — а

20. Добавить картинку.

А. Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке.

Б. Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке.

21. Определить последующие и предыдущие звуки в на­звании предметов на картинках. Картинки: полка, сумка, пила. Назвать слово, в котором после л слышится к, после м произносится к.

22. Работа с кроссвордами (из отгадок, на определенную лексическую тему.)

23. Чайнворды.

24. «Веселая арифметика».

(бочка - о - ч - а + ы = б, к, ы - бык)

Приложение №]б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow