Приложение № 1а
Виды работ по совершенствованию навыка фонематического анализа и синтеза
1. Игра «Русская балда».
2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: кры...а, но...ни...ы, ру...а.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
Придумать слова, в которых звук [к] на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).
4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.
5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова.
п | а | |||
п | а | |||
п | а |
6. А. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак), с четырьмя звуками.
Б. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из звуков, в количестве, соответствующем количеству точек на грани кубика.
7. А. «Волшебный цветок». Выбрать лепестки с предметными картинками, в названии которых определенное количество звуков.
Б. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные
|
|
картинки: дом, забор, рама, крыта, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.
В. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки соответствующие цифры. Например:
8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков («Времена года»...).
9. А. Подобрать слова различной звукослоговой структуры («Пирамидка»).
Б. Подобрать слова определенной звукослоговой структуры. К__ О __Ш __К А
10. Преобразование слов.
А. «Звуковая арифметика» (добавить или убрать один звук, чтобы получилось новое слово).
Б. «Волшебные цепочки» (изменить один звук): сом — сок
— сук — суп — сух...
«Заколдованный квадрат»
В. «Чехарда» (переставить звуки) пила — липа карп — парк кот — кто палка — лапка рыбак — рыбка мода дома
Шарады:
С ч над морем я летаю,
С г в машинах я бываю, (чайка — гайка)
11. «Звездный час»
Составить слова из букв слова картина: тина, кит, рана, нитка, карта, танк...
12. «Не разорви цепочку»
Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:
а) определенная звукослоговая структура: дом — мак — кот...,
б) различная звукослоговая структура: дом — мост — топор...
13. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. К....
14. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:
Нос — сон лес — сел
15. Заполнить схему.
!6. Ребус.
• Вписать буквы в кружки. Например, третью букву следующих слов (можно картинки): рак, санки, спинка, нога, трава.
|
|
• Из названий изображенных предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово.
17. «Найди беглеца».
Какой звук выпал из слова: крот — рот, рамка — рама, мушка — мука?
18. Работа со схемой.
• Разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами: заштрихованные квадраты — согласные, незаштрихованные — гласные звуки.
• Придумать слова к графической схеме (можно задать определенную лексическую тему).
• Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной схеме.
• По сюжетной картинке подобрать слова, которые соответствуют данной схеме.
• Вписать названия предметов в данную схему. Предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых как соответствуют, так и не соответствуют схеме. Р __ А Картинки: ручка, лейка, ложка, рейка, вилка, рука.
• Вписать недостающие буквы в названия предметов на схеме. ______ ка (ложка, вилка, лейка, лапка...)
19. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:
рак — бор — р
усы — муха — у
маяк — крот — к
трава — мак — а
20. Добавить картинку.
А. Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке.
Б. Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке.
21. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинках. Картинки: полка, сумка, пила. Назвать слово, в котором после л слышится к, после м произносится к.
22. Работа с кроссвордами (из отгадок, на определенную лексическую тему.)
23. Чайнворды.
24. «Веселая арифметика».
(бочка - о - ч - а + ы = б, к, ы - бык)
Приложение №]б