Культурология историческая

Область науки, исследующая динамику происхождения, функционирования, пространственно-временной локализации, воспроизводства и изменчивости социально-культурных комплексов исторические сообщества (локальных культур и их культурно-исторических типов), а также их отдельных системообразующих составляющих (форм, процессов, порядков, функциональных подсистем и пр.); осуществляющая методологически корректное описание истории культур как устойчивых системных целостностей, самоорганизующихся, саморегулирующихся и самовоспроизводящихся на основе упорядоченных комплексов “социальных конвенций”, выработанных практикой коллективной жизнедеятельности людей; разрабатывающих основания для классификации, типологизации и реконструктивного моделирования исторических культурных систем; выстраивающая объяснительные модели исторической динамики становления и изменчивости их локальных и универсальных черт и характеристик.

Элементы К.и. имплицитно всегда присутствовали в исторической науке, однако в самостоятельное направление стали выделяться лишь с развитием историко-философского направления мысли (Вико, Гердер, Гегель, Энгельс и др.). Мощное влияние на К.и. оказали работы социальных антропологов классического эволюционизма (Спенсер, Л.Морган и др.) и их идеи об адаптивном характере исторической изменчивости культуры. Отечественная К.и. формировалась под большим влиянием философов “русской идеи” (П.Я.Чаадаев, В.С.Соловьев, Карсавин, Бердяев, Федотов и др.). Исследованиями уже собственно К.и. направленности явились разработки в области теории цивилизации (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Л.Н.Гумилев, С.Хангтингтон), изучение “истории ментальностей” во французской исторической школе “Анналов” (Февр, Блок, Бродель, Ле Гофф) и их последователей в разных странах, а также работы многих археологов, этнографов, социологов, историков, психологов, рассматривавших историю культуры как системные образования и искавших объяснения закономерностям, обусловливающим такого рода организационно-регулятивно-коммуникативную системность в осуществлении социальной практики и формировании образов сознания людей.

В отличие от “классической” истории культуры как отрасли исторической науки, изучающей не столько социальные реалии минувших времен, сколько интеллектуальные и образные рефлексии эпохи – вербальные и невербальные “тексты” культуры, авторские интерпретации социально-нравственных, мировоззренческих, экзистенциальных и пр. проблем, воплощенные прежде всего в произведениях – философских, религиозных, мифологических, художественных, эпистолярных и т.п., по определению уникальных в своей исторической конкретике и являющихся частно-субъективными образцами картин мира людей прошлого, К.и. обращена, напротив, прежде всего к социальным реалиям – наиболее типичным “социальным конвенциям”, разделяемым людьми в массовом порядке и являющимся практическими регуляторами коллективных форм их существования, – ценностей, норм, правил, обычаев, ритуалов, ментальностей, законов, канонов, стандартов, социальной адекватности и престижности, мод, этикета, механизмов социализации и инкультурации личности и иных каналов трансляции и способов организации использования социального опыта и культурных ценностей.

К.и. исследует как макродинамику историко-культурных процессов в масштабах исторических эпох, формаций, цивилизаций, этносов, государств, конфессий, социальных классов и сословий и т.п., так и системообразующие по своей значимости микродинамические процессы культурного формообразования, трансляции, диффузии и изменчивости культурных форм, деятельности культуротворческих институтов и пр. Разрабатывает философские, социальные и антропологические основания познания культурно-исторических процессов, методологию и методику этого познания, а также общие объяснительные теории и концепции исторической динамики культуры в гносеологическом, онтологическом, генетическом, структурном, функциональном, факторном и семиотическом аспектах. Изучает социально значимые формы существования исторических сообществ людей в искусственно созданной ими культурной среде, особенности социокультурной мотивации деятельности и самоорганизации людей, формирования их мировоззренческих и ценностных ориентаций, норм и стандартов социального и индивидуального бытия, картин мира, образов жизни и идентичности, способы и результаты рефлексии универсума и собственного бытия в нем.

В числе основных проблемных областей К.и. можно перечислить: исследование природных и исторических обстоятельств (условий) существования изучаемых сообществ и особенностей социокультурных технологий их адаптации к этим условиям, т.е. выявление комплексов внешних факторов, обусловливающих специфику социального и культурного бытия этих сообществ; изучение процессов накопления сообществами опыта социальной интеграции и поддержания необходимого уровня консолидированности людей при осуществлении ими всех форм коллективной жизнедеятельности (удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей), а также процессов селективного отбора наиболее эффективных приемов решения этих задач, т.е. выявление критериев приемлемости тех или иных форм социальной практики и образов сознания с точки зрения их соответствия принципу ненанесения вреда социальной целостности сообщества; анализ процессов аккумуляции и закрепления в сознании и социальной практике людей этих селектированных принципов и допустимых форм деятельности, в качестве ценностных ориентаций, норм, образцов, правил, обычаев и т.п., т.е. выявление комплекса “социальных конвенций”, идейных императивов и табу, на основании которых осуществляются процессы регуляции коллективного существования людей, формируются их картины мира; исследование воплощения социокультурного опыта сообществ в практических формах их социальной организации и механизмах регуляции, в параметрах образа жизни и балансе коллективного и личностного начал в нормах социальной активности, в опредмечивании ценностных императивов культуры (допустимых по своей социальной цене и последствиям форм деятельности) в специфических чертах технологий и продуктов (результатов) этой деятельности и пр., т.е. выявление системы механизмов практического упорядочения форм жизнедеятельности сообществ по социально-ценностным основаниям и нормативных параметров функционирования этих механизмов; изучение воплощения социокультурного опыта сообществ в преобладающих формах рационального и образного познания окружающего мира, в культивируемых формах рефлексий, интерпретаций и аккумуляции этого знания, в формировании институтов по производству “культурных текстов” (религиозных, политических, художественных и пр.), в специфике образов самоидентификации сообществ в своем социальном окружении и личности в сообществе и т.п., т.е. выявление нормативных параметров регуляции сознания и мировоззрения членов сообщества; исследование воплощения социокультурного опыта сообществ в нормах социальной адекватности их членов, механизмах стимулирования социальной активности личности, в системе образов социальной престижности, в средствах социального вознаграждения или наказания, в механизмах социализации и инкультурации индивида и пр., т.е. выявление нормативных характеристик системы социальных стандартов, доминирующих в различных стратах сообщества, и допустимых границ индивидуальной интерпретации этих стандартов в поведении и суждениях, интересах и потребностях личности; изучение воплощения социокультурного опыта сообществ в функционировании механизмов социальной коммуникации, трансляции культурного опыта, в формировании семантических кодов, языков и текстов культуры, консолидирующих образов сознания, обрядов и ритуалов и всей системы технологий социокультурного воспроизводства самих сообществ как устойчивых в пространстве и времени социальных целостностей, т.е. выявление нормативных параметров формирования и функционирования информационных полей существования сообщества; исследование динамики генезиса и исторической изменчивости перечисленных норм социокультурного устроения исторических сообществ, т.е. выявление оснований для их историко-стадиальной типологизации, периодизации их социокультурной истории и установления критериев для определения уровней их развития; компаративный анализ форм социокультурного устроения разных сообществ и динамики их локализации, т.е. выявление оснований для их региональной (или цивилизационной) типологизации; реконструктивное аналитическое моделирование социокультурного устроения исторических сообществ как динамических, структурно и функционально упорядоченных систем, способных к самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводству, а также к адаптивной изменчивости во времени и пространстве.

К.и. структурно включает несколько основных направлений научных исследований. Среди них можно выделить: теорию познания историю динамики культуры, разрабатывающую философские и социальные основания, методологию и методику познания истории культуры, а также общие объяснит. теории и концепции исторической динамики культурных процессов: историческую антропологию, исследующую антропологические основания исторической изменчивости культуры и осуществляющую реконструктивное моделирование истории явлений культуры и их систем; культурогенетику, разрабатывающую теоретические модели процессов порождения новых культурных явлений и ведущую эмпирические исследования генезиса конкретно-исторических форм и культурных систем; культурологическое народоведение, изучающее истории национальных культур как системных целостностей, разрабатывающее методику этнокультурологических исследований культурной динамики в ее комплексном и социально стратифицированном аспектах; историю специализированных областей культуры, разрабатывающую методологию и методику культурологических подходов к изучению специализированных областей человеческой деятельности (экономической, правовой, политической, научной, философской, религиозной, художественной, образовательной и пр.) и видов социального взаимодействия (этики, обрядов и ритуалов, вербальных и невербальных языков коммуникации, ценностных и символических систем и т.п.); культурную компаративистику, разрабатывающую теории и концепции культурного локализма, основания и принципы типологизации различных системных культурно-исторических явлений и ведущую сопоставит. изучение разных культурных систем, конфигураций, цивилизаций и т.п.; историографию истории культуры, ведущую исследования по истории самой историко-культурологической науки, а также ряд иных направлений.

К.и. занимает важное место в системе образования, составляя основу общекультурологического и гуманитарно-культурологического образования, а также преподавания культурологии как общеобразовательной дисциплины. В ряде зарубежных стран на основе подходов К.и. ведется преподавание общеобразовательной истории в средних и высших учебных заведениях.

Лит.: Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса // Цивилизация. Вып. I. М., 1992; Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг франц. школы “Анналов”. М., 1993; Флиер А.Я. Основания исторической культурологии // Культура России на рубеже столетий. Тез. докл. В. I. М., 1996; Ерасов Б.С. Предисловине: О статусе культурно-цивилизационных исследований//Цивилизации и культуры. В. I. Россия и Восток: Цивилизационные отношения. М., 1994; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

А.Я.Флиер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: