Оценка погрешностей гирокомпаса «Вега» и их влияние на точность судовождения

4.1 Произвести оценку возможной погрешности в определении места судна, полученного способом пеленгования двух береговых ориентиров в условиях, когда гирокомпас вследствие состоявшегося маневрирования имеет инерционную девиацию.

Исходные данные: совершив манёвр, характеристики которого определяются вашим вариантом табл. №5, в момент времени t2 считая после начала манёвра, определили своё место способом пеленгования двух береговых ориентиров О1 и О2.

Табл. №5

№ вар. Широта j Азимут А2 Расст. L Скорос. V1=V2 Курс до манёвра КК1 Курс до манёвра КК2 Ддлител. манёвра t1 Комп.пеленг ориент.О1 КП1 Комп.пеленг ориент.О2 КП2 Время t2
      11,0              
      9,5              
      9,5              
      10,0              
      10,5              
      10,0              
      10,0              
      10,0              
      9,5              
      10,5              

Порядок выполнения:

· В произвольном удобном масштабе на плане нанести ориентир О1 и построить относительно него ориентир О2 (его азимут А2 указать в по круговому счёту, расстояние L дано в морских милях);

· Проложить на плане компасные пеленга ориентиров и получить предполагаемое место судна;

· По формуле составить программу

где

В формуле:

V-линейная скорость судна, узл.

w-угловая скорость циркуляции судна (w=const), с-1

t1-время поворота (изменения курса), сек.

Значения коэффициентов В1 (i=1,2,3) определяется следующим образом;

В1=-В2=1743×10-8 см-1×с (от широты не зависят); параметры m=0,02565 c-1 (от широты не зависит); n=0,0003875 с-1 (от широты не зависит). Значения В3 и q см. в табл. № 6 и 7.

Табл. №6

j                
В3 (см-1×с) 635×10-8 698×10-8 741×10-8 823×10-8 965×10-8 1258×10-8 1750×10-8 2511×10-8

Табл. №7

j                
q (c-1) 1.064×10-3 0.98×10-3 091×10-3 0.82×10-3 0.70×10-3 0.54×10-3 0.43×10-3 0.27×10-3

Для всех расчётов связанных с гирокомпасом «Вега», необходимо использовать величины (см-2×с), V (см-1×с), w (с-1), t (с). Остальные требующиеся показатели уже даны в соответствующей размерности. При этом ответ для девиации будет получен в градусах, а для поперечного сноса - в метрах (см. примечание).

Примечание: при расчётах необходимо иметь в виду, что в течении времени манёвра должно быть всегда t1=t, а после окончания манёвра значение t1 остаётся фиксированным, а значение t непрерывно растёт.

Далее рассчитать суммарную инерционную девиацию в интервале времени от t=0 до t=7200 сек (с шагом Dt=180 сек) в соответствии с исходными данными предложенного варианта;

· В соответствии с заданным значением времени t2 найти величину dJ(факт.);

· На основании найденного значения dJ(факт.) проложить исправленное значение пеленгов ориентиров и оценить в линейных единицах погрешность, допущенную в определении места судна;

· Дать характеристику действий судоводителя в рассмотренной ситуации;

Обратить внимание на различную размерность величин при всех расчётах.

4.2 Произвести оценку возможной погрешности в значении поправки гирокомпаса при её определении по навигационным створам в условиях, когда после манёвра судна существует инерциальная девиация.

Исходные данные: совершить манёвр, характеристики которого определяются вашим вариантом Табл.№8, легли на створы. В момент времени t2, считая после начала манёвра, сравнили курс судна с направлением линии створов и произвели определение поправки компаса.

Табл. №8

№ вар. Широта места манёвра Компасный курс КК Скорость до манёвра V1 Скорость после маневра V2 Длительность манёвра, мин Момент времени t2
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Порядок выполнения:

1) Используя табл. № 9,10,11 построить кривую суммарной инерционной девиации гирокомпаса «Вега» для стандартного манёвра DVN=-25 узл. и других данных соответствующих данному варианту;

Табл. №9

Гирокомпас «Вега». Инерционная девиация, равноускоренное движение,

t1=15 мин

  T
                 
(=0   0,32 0,58 0,72 0,43 0,12 -0,15 -0,34 -0,46
(=30   0,32 0,59 0,74 0,47 0,17 -0,08 -0,27 -0,40
(=40   0,32 0,59 0,75 0,50 0,21 -0,30 -0,22 -0,35
(=50   0,32 0,60 0,77 0,53 0,26 0,04 -0,15 -0,28
(=60   0,33 0,60 0,79 0,58 0,32 -0,12 -0,05 -0,19
(=70   0,33 0,61 0,82 0,62 0,40 0,21 0,06 -0,06
(=80   0,33 0,62 0,84 0,68 0,49 0,33 0,20 0,09
  T
                 
(=0   -0,50 -0,48 -0,42 -0,32 -0,23 -0,12 -0,02 0,06
(=30   -0,47 -0,48 -0,45 -0,37 -0,29 -0,20 -0,11 -0,02
(=40   -0,43 -0,46 -0,45 -0,40 -0,33 -0,25 -0,17 -0,09
(=50   -0,37 -0,42 -0,43 -0,41 -0,36 -0,31 -0,23 -0,17
(=60   -0,29 -0,35 -0,38 -0,39 -0,37 -0,34 -0,30 -0,25
(=70   -0,16 -0,13 -0,28 -0,31 -0,32 -0,32 -0,31 -0,29
(=80   0,01 -0,06 -0,11 -0,15 -0,18 -0,20 -0,22 -0,22
  T
                 
(=0   0,11 0,14 0,16 0,15 0,31 0,10 0,07  
(=30   0,04 0,09 0,12 0,14 0,14 0,12 0,10 0,08
(=40   -0,02 0,04 0,08 0,11 0,12 0,12 0,12 0,10
(=50   -0,11 -0,05   0,04 0,07 0,09   0,10
(=60   -0,20 -0,15 -0,10 -0,06 -0,02 1,01 0,34 0,51
(=70   -0,26 -0,23 -0,20 -0,17 -0,13 -0,10 -0,08 -0,05
(=80   -0,22 -0,22 -0,21 -0,20 -0,19 -0,18 -0,17 -0,15

Табл. №10

Гирокомпас «Вега». Инерционная девиация, равноускоренное движение, t1=10 мин.

  T
                 
j=0   0,48 0,87 0,60 0,26 -0,04 -0,27 -0,42 -0,50
j=30   0,18 0,88 0,63 0,31 0,03 -0,20 -0,36 -0,46
j=40   0,49 0,89 0,65 0,34 0,07 -0,14 -0,31 -0,41
j=50   0,49 0,90 0,67 0,39 0,14 -0,07 -0,23 -0,34
j=60   0,49 0,91 0,70 0,44 0,21 0,02 -0,14 -0,25
j=70   0,49 0,92 0,74 0,50 0,30 0,13 -0,01 -0,12
j=80   0,49 0,93 0,78 0,57 0,40 0,26 -0,14 -0,04
  T
                 
j=0   -0,51 -0,47 -0,39 -0,29 -0,17 -0,07 0,02 0,09
j=30   -0,49 -0,48 -0,42 -0,34 -0,25 -0,15 -0,06 0,01
j=40   -0,46 -0,47 -0,43 -0,37 -0,29 -0,21 -0,13 -0,05
j=50   -0,41 -0,41 -0,43 -0,39 -0,34 -0,27 -0,20 -0,14
j=60   -0,32 -0,37 -0,39 -0,38 -0,36 -0,32 -0,27 -0,22
j=70   -0,21 -0,27 -0,30 -0,32 -0,33 -0,32 -0,32 -0,27
j=80   -0,03 -0,09 -0,14 -0,17 -0,20 -0,21 -0,22 -0,22
  T
                 
j=0   0,13 0,16 0,16 0,14 0,11 0,01    
j=30   0,07 0,11 0,14 0,14 0,13 0,11 0,09 0,06
j=40   0,01 0,06 0,10 0,17 0,12 0,12 0,11 0,09
j=50   -0,07 -0,02 0,03 0,06 0,08 0,10 0,10 0,10
j=60   -0,17 -0,12 -0,08 -0,04   0,02 0,04 0,06
j=70   -0,25 -0,21 -0,18 -0,15 -0,12 -0,09 -0,06 -0,04
j=80   -0,22 -0,22 -0,21 -0,20 -0,19 -0,17 -0,16 -0,14

Табл. № 11

Гирокомпас «Вега». Инерционная девиация, равноускоренное движение, t1=5 мин.

  T
                 
j=0   0,96 0,77 0,42 0,10 -0,16 -0,36 -0,48 -0,52
j=30   0,97 0,79 0,46 0,15 -0,10 -0,30 -0,42 -0,49
j=40   0,97 0,81 0,49 0,20 -0,05 -0,24 -0,37 -0,45
j=50   0,97 -0,82 0,52 -0,25 0,02 -0,16 -0,30 -0,39
j=60   0,97 0,84 0,57 0,32 0,11 -0,07 -0,2 -0,30
j=70   0,98 0,86 0,61 0,39 0,21 0,05 -0,07 -0,17
j=80   0,98 0,88 0,67 0,48 0,32 0,19   -0,07
  T
                 
j=0   -0,50 -0,43 -0,34 -0,33 -0,12 0,02 0,07 0,12
j=30   -0,49 -0,45 -0,39 -0,30 -0,20 -0,10 -0,02 0,04
j=40   -0,47 -0,46 -0,41 -0,34 -0,25 -0,17 -0,09 -0,02
j=50   -0,43 -0,44 -0,42 -0,37 -0,31 -0,24 -0,17 -0,10
j=60   -0,36 -0,39 -0,39 -0,38 -0,34 -0,30 -0,25 -0,20
j=70   -0,24 -0,29 -0,32 -0,33 -0,32 -0,31 -0,29 -0,26
j=80   -0,12 -0,16 -0,19 -0,21 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22
  T
                 
j=0   0,16 0,17 0,16 0,14 0,10 0,07 0,03  
j=30   0,10 0,13 0,14 0,14 0,13 0,10 0,08  
j=40   0,04 0,08 0,11 0,12 0,12 0,11 0,10 0,08
j=50   -0,04 0,01 0,05 0,07 0,09 0,10 0,10 0,09
j=60   -0,15 -0,10 -0,05 -0,02 0,01 0,04 0,05 0,06
j=70   -0,23 -0,20 -0,17 -0,13 -0,10 -0,08 -0,05 -0,03
j=80   -0,21 -0,20 -0,19 -0,18 -0,17 -0,17 -0,15 -0,14

2) Выбрать dJ(факт.) на заданный момент времени t2 после начала манёвра;

3) Определить фактическую величину девиации dJ(факт.), пересчёт производить по формуле:

4) Оценить погрешность xDГК, допущенную в определении величины поправки гирокомпаса в момент времени t2 по формуле:

xDГК=-dJ(факт.)(t2);

5) Дать характеристику действий судоводителя по определению поправки гирокомпаса в рассмотренной ситуации.

4.3 Произвести оценку возможной величины поперечного линейного сноса (бокового смещения) судна, возникающего в результате появления инерционной девиации гирокомпаса при маневрировании.

Найти значение первого максимального сноса d1max, второго максимального сноса d2max и соответствующие им моменты времени.

Определить ширину «коридора»: ½d1max½+½d2max½;

Исходные данные: перед в выходом в стеснённый в навигационном отношении район совершён быстрый манёвр, характеристика которого определяется данными вашего варианта Табл. № 12.

Табл. № 12

№ вар.                    
j                    
КК1=КК2                    
V1                    
V2                    
T1                    

Порядок выполнения:

1) По формуле поперечного сноса судна при управлении по ГАК «Вега»

рассчитать кривую поперечного линейного сноса в интервале времени от t=0 до t=7200с (шаг Dt=180с) в соответствии с исходными данными предложенного варианта.

Значения для В123 и m,n,q взять из задания 4.1.

2) Используя полученную кривую найти величины: d1max, d2max, ½d1max½+½d2max½;

3) Дать характеристику действий судоводителя для обеспечения безопасности судовождения в рассмотренной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: