4.1 Произвести оценку возможной погрешности в определении места судна, полученного способом пеленгования двух береговых ориентиров в условиях, когда гирокомпас вследствие состоявшегося маневрирования имеет инерционную девиацию.
Исходные данные: совершив манёвр, характеристики которого определяются вашим вариантом табл. №5, в момент времени t2 считая после начала манёвра, определили своё место способом пеленгования двух береговых ориентиров О1 и О2.
Табл. №5
№ вар. | Широта j | Азимут А2 | Расст. L | Скорос. V1=V2 | Курс до манёвра КК1 | Курс до манёвра КК2 | Ддлител. манёвра t1 | Комп.пеленг ориент.О1 КП1 | Комп.пеленг ориент.О2 КП2 | Время t2 |
11,0 | ||||||||||
9,5 | ||||||||||
9,5 | ||||||||||
10,0 | ||||||||||
10,5 | ||||||||||
10,0 | ||||||||||
10,0 | ||||||||||
10,0 | ||||||||||
9,5 | ||||||||||
10,5 |
Порядок выполнения:
· В произвольном удобном масштабе на плане нанести ориентир О1 и построить относительно него ориентир О2 (его азимут А2 указать в по круговому счёту, расстояние L дано в морских милях);
· Проложить на плане компасные пеленга ориентиров и получить предполагаемое место судна;
· По формуле составить программу
где
В формуле:
V-линейная скорость судна, узл.
w-угловая скорость циркуляции судна (w=const), с-1
t1-время поворота (изменения курса), сек.
Значения коэффициентов В1 (i=1,2,3) определяется следующим образом;
В1=-В2=1743×10-8 см-1×с (от широты не зависят); параметры m=0,02565 c-1 (от широты не зависит); n=0,0003875 с-1 (от широты не зависит). Значения В3 и q см. в табл. № 6 и 7.
Табл. №6
j | ||||||||
В3 (см-1×с) | 635×10-8 | 698×10-8 | 741×10-8 | 823×10-8 | 965×10-8 | 1258×10-8 | 1750×10-8 | 2511×10-8 |
Табл. №7
j | ||||||||
q (c-1) | 1.064×10-3 | 0.98×10-3 | 091×10-3 | 0.82×10-3 | 0.70×10-3 | 0.54×10-3 | 0.43×10-3 | 0.27×10-3 |
Для всех расчётов связанных с гирокомпасом «Вега», необходимо использовать величины (см-2×с), V (см-1×с), w (с-1), t (с). Остальные требующиеся показатели уже даны в соответствующей размерности. При этом ответ для девиации будет получен в градусах, а для поперечного сноса - в метрах (см. примечание).
Примечание: при расчётах необходимо иметь в виду, что в течении времени манёвра должно быть всегда t1=t, а после окончания манёвра значение t1 остаётся фиксированным, а значение t непрерывно растёт.
Далее рассчитать суммарную инерционную девиацию в интервале времени от t=0 до t=7200 сек (с шагом Dt=180 сек) в соответствии с исходными данными предложенного варианта;
· В соответствии с заданным значением времени t2 найти величину dJ(факт.);
· На основании найденного значения dJ(факт.) проложить исправленное значение пеленгов ориентиров и оценить в линейных единицах погрешность, допущенную в определении места судна;
· Дать характеристику действий судоводителя в рассмотренной ситуации;
Обратить внимание на различную размерность величин при всех расчётах.
4.2 Произвести оценку возможной погрешности в значении поправки гирокомпаса при её определении по навигационным створам в условиях, когда после манёвра судна существует инерциальная девиация.
Исходные данные: совершить манёвр, характеристики которого определяются вашим вариантом Табл.№8, легли на створы. В момент времени t2, считая после начала манёвра, сравнили курс судна с направлением линии створов и произвели определение поправки компаса.
Табл. №8
№ вар. | Широта места манёвра | Компасный курс КК | Скорость до манёвра V1 | Скорость после маневра V2 | Длительность манёвра, мин | Момент времени t2 |
Порядок выполнения:
1) Используя табл. № 9,10,11 построить кривую суммарной инерционной девиации гирокомпаса «Вега» для стандартного манёвра DVN=-25 узл. и других данных соответствующих данному варианту;
Табл. №9
Гирокомпас «Вега». Инерционная девиация, равноускоренное движение,
t1=15 мин
T | |||||||||
(=0 | 0,32 | 0,58 | 0,72 | 0,43 | 0,12 | -0,15 | -0,34 | -0,46 | |
(=30 | 0,32 | 0,59 | 0,74 | 0,47 | 0,17 | -0,08 | -0,27 | -0,40 | |
(=40 | 0,32 | 0,59 | 0,75 | 0,50 | 0,21 | -0,30 | -0,22 | -0,35 | |
(=50 | 0,32 | 0,60 | 0,77 | 0,53 | 0,26 | 0,04 | -0,15 | -0,28 | |
(=60 | 0,33 | 0,60 | 0,79 | 0,58 | 0,32 | -0,12 | -0,05 | -0,19 | |
(=70 | 0,33 | 0,61 | 0,82 | 0,62 | 0,40 | 0,21 | 0,06 | -0,06 | |
(=80 | 0,33 | 0,62 | 0,84 | 0,68 | 0,49 | 0,33 | 0,20 | 0,09 | |
T | |||||||||
(=0 | -0,50 | -0,48 | -0,42 | -0,32 | -0,23 | -0,12 | -0,02 | 0,06 | |
(=30 | -0,47 | -0,48 | -0,45 | -0,37 | -0,29 | -0,20 | -0,11 | -0,02 | |
(=40 | -0,43 | -0,46 | -0,45 | -0,40 | -0,33 | -0,25 | -0,17 | -0,09 | |
(=50 | -0,37 | -0,42 | -0,43 | -0,41 | -0,36 | -0,31 | -0,23 | -0,17 | |
(=60 | -0,29 | -0,35 | -0,38 | -0,39 | -0,37 | -0,34 | -0,30 | -0,25 | |
(=70 | -0,16 | -0,13 | -0,28 | -0,31 | -0,32 | -0,32 | -0,31 | -0,29 | |
(=80 | 0,01 | -0,06 | -0,11 | -0,15 | -0,18 | -0,20 | -0,22 | -0,22 | |
T | |||||||||
(=0 | 0,11 | 0,14 | 0,16 | 0,15 | 0,31 | 0,10 | 0,07 | ||
(=30 | 0,04 | 0,09 | 0,12 | 0,14 | 0,14 | 0,12 | 0,10 | 0,08 | |
(=40 | -0,02 | 0,04 | 0,08 | 0,11 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,10 | |
(=50 | -0,11 | -0,05 | 0,04 | 0,07 | 0,09 | 0,10 | |||
(=60 | -0,20 | -0,15 | -0,10 | -0,06 | -0,02 | 1,01 | 0,34 | 0,51 | |
(=70 | -0,26 | -0,23 | -0,20 | -0,17 | -0,13 | -0,10 | -0,08 | -0,05 | |
(=80 | -0,22 | -0,22 | -0,21 | -0,20 | -0,19 | -0,18 | -0,17 | -0,15 |
Табл. №10
Гирокомпас «Вега». Инерционная девиация, равноускоренное движение, t1=10 мин.
T | |||||||||
j=0 | 0,48 | 0,87 | 0,60 | 0,26 | -0,04 | -0,27 | -0,42 | -0,50 | |
j=30 | 0,18 | 0,88 | 0,63 | 0,31 | 0,03 | -0,20 | -0,36 | -0,46 | |
j=40 | 0,49 | 0,89 | 0,65 | 0,34 | 0,07 | -0,14 | -0,31 | -0,41 | |
j=50 | 0,49 | 0,90 | 0,67 | 0,39 | 0,14 | -0,07 | -0,23 | -0,34 | |
j=60 | 0,49 | 0,91 | 0,70 | 0,44 | 0,21 | 0,02 | -0,14 | -0,25 | |
j=70 | 0,49 | 0,92 | 0,74 | 0,50 | 0,30 | 0,13 | -0,01 | -0,12 | |
j=80 | 0,49 | 0,93 | 0,78 | 0,57 | 0,40 | 0,26 | -0,14 | -0,04 | |
T | |||||||||
j=0 | -0,51 | -0,47 | -0,39 | -0,29 | -0,17 | -0,07 | 0,02 | 0,09 | |
j=30 | -0,49 | -0,48 | -0,42 | -0,34 | -0,25 | -0,15 | -0,06 | 0,01 | |
j=40 | -0,46 | -0,47 | -0,43 | -0,37 | -0,29 | -0,21 | -0,13 | -0,05 | |
j=50 | -0,41 | -0,41 | -0,43 | -0,39 | -0,34 | -0,27 | -0,20 | -0,14 | |
j=60 | -0,32 | -0,37 | -0,39 | -0,38 | -0,36 | -0,32 | -0,27 | -0,22 | |
j=70 | -0,21 | -0,27 | -0,30 | -0,32 | -0,33 | -0,32 | -0,32 | -0,27 | |
j=80 | -0,03 | -0,09 | -0,14 | -0,17 | -0,20 | -0,21 | -0,22 | -0,22 |
T | |||||||||
j=0 | 0,13 | 0,16 | 0,16 | 0,14 | 0,11 | 0,01 | |||
j=30 | 0,07 | 0,11 | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,11 | 0,09 | 0,06 | |
j=40 | 0,01 | 0,06 | 0,10 | 0,17 | 0,12 | 0,12 | 0,11 | 0,09 | |
j=50 | -0,07 | -0,02 | 0,03 | 0,06 | 0,08 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | |
j=60 | -0,17 | -0,12 | -0,08 | -0,04 | 0,02 | 0,04 | 0,06 | ||
j=70 | -0,25 | -0,21 | -0,18 | -0,15 | -0,12 | -0,09 | -0,06 | -0,04 | |
j=80 | -0,22 | -0,22 | -0,21 | -0,20 | -0,19 | -0,17 | -0,16 | -0,14 |
Табл. № 11
Гирокомпас «Вега». Инерционная девиация, равноускоренное движение, t1=5 мин.
T | |||||||||
j=0 | 0,96 | 0,77 | 0,42 | 0,10 | -0,16 | -0,36 | -0,48 | -0,52 | |
j=30 | 0,97 | 0,79 | 0,46 | 0,15 | -0,10 | -0,30 | -0,42 | -0,49 | |
j=40 | 0,97 | 0,81 | 0,49 | 0,20 | -0,05 | -0,24 | -0,37 | -0,45 | |
j=50 | 0,97 | -0,82 | 0,52 | -0,25 | 0,02 | -0,16 | -0,30 | -0,39 | |
j=60 | 0,97 | 0,84 | 0,57 | 0,32 | 0,11 | -0,07 | -0,2 | -0,30 | |
j=70 | 0,98 | 0,86 | 0,61 | 0,39 | 0,21 | 0,05 | -0,07 | -0,17 | |
j=80 | 0,98 | 0,88 | 0,67 | 0,48 | 0,32 | 0,19 | -0,07 | ||
T | |||||||||
j=0 | -0,50 | -0,43 | -0,34 | -0,33 | -0,12 | 0,02 | 0,07 | 0,12 | |
j=30 | -0,49 | -0,45 | -0,39 | -0,30 | -0,20 | -0,10 | -0,02 | 0,04 | |
j=40 | -0,47 | -0,46 | -0,41 | -0,34 | -0,25 | -0,17 | -0,09 | -0,02 | |
j=50 | -0,43 | -0,44 | -0,42 | -0,37 | -0,31 | -0,24 | -0,17 | -0,10 | |
j=60 | -0,36 | -0,39 | -0,39 | -0,38 | -0,34 | -0,30 | -0,25 | -0,20 | |
j=70 | -0,24 | -0,29 | -0,32 | -0,33 | -0,32 | -0,31 | -0,29 | -0,26 | |
j=80 | -0,12 | -0,16 | -0,19 | -0,21 | -0,22 | -0,22 | -0,22 | -0,22 | |
T | |||||||||
j=0 | 0,16 | 0,17 | 0,16 | 0,14 | 0,10 | 0,07 | 0,03 | ||
j=30 | 0,10 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,10 | 0,08 | ||
j=40 | 0,04 | 0,08 | 0,11 | 0,12 | 0,12 | 0,11 | 0,10 | 0,08 | |
j=50 | -0,04 | 0,01 | 0,05 | 0,07 | 0,09 | 0,10 | 0,10 | 0,09 | |
j=60 | -0,15 | -0,10 | -0,05 | -0,02 | 0,01 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | |
j=70 | -0,23 | -0,20 | -0,17 | -0,13 | -0,10 | -0,08 | -0,05 | -0,03 | |
j=80 | -0,21 | -0,20 | -0,19 | -0,18 | -0,17 | -0,17 | -0,15 | -0,14 |
2) Выбрать dJ(факт.) на заданный момент времени t2 после начала манёвра;
3) Определить фактическую величину девиации dJ(факт.), пересчёт производить по формуле:
4) Оценить погрешность xDГК, допущенную в определении величины поправки гирокомпаса в момент времени t2 по формуле:
xDГК=-dJ(факт.)(t2);
5) Дать характеристику действий судоводителя по определению поправки гирокомпаса в рассмотренной ситуации.
4.3 Произвести оценку возможной величины поперечного линейного сноса (бокового смещения) судна, возникающего в результате появления инерционной девиации гирокомпаса при маневрировании.
Найти значение первого максимального сноса d1max, второго максимального сноса d2max и соответствующие им моменты времени.
Определить ширину «коридора»: ½d1max½+½d2max½;
Исходные данные: перед в выходом в стеснённый в навигационном отношении район совершён быстрый манёвр, характеристика которого определяется данными вашего варианта Табл. № 12.
Табл. № 12
№ вар. | ||||||||||
j | ||||||||||
КК1=КК2 | ||||||||||
V1 | ||||||||||
V2 | ||||||||||
T1 |
Порядок выполнения:
1) По формуле поперечного сноса судна при управлении по ГАК «Вега»
рассчитать кривую поперечного линейного сноса в интервале времени от t=0 до t=7200с (шаг Dt=180с) в соответствии с исходными данными предложенного варианта.
Значения для В1,В2,В3 и m,n,q взять из задания 4.1.
2) Используя полученную кривую найти величины: d1max, d2max, ½d1max½+½d2max½;
3) Дать характеристику действий судоводителя для обеспечения безопасности судовождения в рассмотренной ситуации.