Стартер устанавливают на столе стенда, закрепляют его с помощью зажимной скобы 1 (рис. 88, а) и подключают к клеммам панели, как показано на рис. 88, б и в. Переключатели стенда устанавливают в следующие положения: переключатель 15 (см. рис. 140) напряжения — в положение, соответствующее номинальному напряжению стартера (24 В), переключатель 10 нагрузки — в положение «Б», переключатель 25 вольтметра — в положение «РН» в секторе соответствующего напряжения (24 В) между щеткой и коллектором полоску бумаги.
Затем крючком динамометра зацепить за проводник щетки и, расположив динамометр вдоль оси щетки, приподнять щетку до свободного передвижения полоски бумаги. В этот момент отметить показание динамометра. В случае уменьшения усилия давления пружины более чем на 25% от номинальной величины даже при малом износе щетки пружину необходимо заменить. Для увеличения усилия давления пружины можно изогнуть кронштейн подвески пружины (рис. 91). Величины давления пружин на щетки приведены в табл. 5.
|
|
Проверка обмоток якоря и возбуждения на приборе Э236
Проверка обмотки якоря на обрыв. Устанавливают якорь стартера на полюсы 5 прибора (см. рис. 142), приспособление 11 устанавливают на валу якоря, щупы прижимают к двум соседним пластинам коллектора (рис. 92).
Переключатель 1 переводят в положение «1». Поворотом рукоятки 7 устанавливают стрелку индикатора 4 на середину шкалы. Приспособлением 11 поворачивают якорь в полюсах 5 прибора, поочередно переводя пластины контактного устройства щупа на соседние пластины коллектора для проверки всех секций обмотки.
Если в секции имеется обрыв, то стрелка индикатора не отклонится от нулевого деления шкалы при касании пластины коллектора, к которой припаяна эта секция.
Проверка обмотки якоря на замыкание с валом или сердечником. Переключатель 1 устанавливают в положение «1», нажимают на рукоятку щупа 9, штырь которого упирают поочередно в пластины коллектора (рис. 93). Если в якоре имеется замыкание обмотки с валом или сердечником, то лампа 3 загорится.
Проверка обмотки якоря на межвитковое замыкание. Переключатель / устанавливают в положение «1», щуп 10 прижимают к двум соседним пластинам коллектора (см. рис. 92). Поворотом рукоятки 7 устанавливают стрелку индикатора 4 на середину шкалы.
Прижимая пластины контактного устройства к пластинам коллектора, с помощью приспособления // поворачивают якорь на несколько миллиметров в одну и другую сторону для достижения максимального отклонения стрелки прибора 4. Это показание запоминают.
Приспособлением 11 поворачивают якорь стартера, переводя пластины контактного устройства поочередно с одной пластины коллектора на другую (соседнюю). Таким образом, проверяются все секции обмотки. Показания прибора не должны отличатся более чем на одно деление шкалы. Если при касании пластин коллектора стрелка индикатора переместится к нулевой отметке шкалы, то это говорит о том, что секция обмотки имеет короткое замыкание между витками близко к коллектору. Если показания индикатора будут ниже, то замыкание имеется между витками в центре якоря или на противоположном коллектору конце якоря.
|
|
Необходимо учитывать, что якоря стартеров имеют только 1 или 2 витка в каждой секции, а сам провод из-за большой толщены имеет незначительное сопротивление, вследствие этого отклонение стрелки индикатора зависит от места замыкания и от прочности контакта в месте замыкания обмотки. Поэтому показания указателя прибора могут отличаться лишь на несколько делений шкалы.
Наличие межвиткового замыкания эффективнее проверять с помощью стальной пластины. Для этого переключатель 1 устанавливают в положение «2». Приспособлением 11 поворачивают якорь вокруг оси в полюсах 5 прибора, одновременно стальной пластиной касаясь поверхности сердечника якоря (рис. 94). При наличии короткого замыкания в какой-либо секции обмотки пластина будет вибрировать над пазами, в которые уложена эта секция.
Проверка обмотки возбуждения стартера на замыкание с корпусом. Отсоединяют выводы обмотки возбуждения, соединенные с корпусом стартера. Вывод обмотки соединяют перемычкой с корпусом прибора (рис. 95). Переключатель 1 устанавливают в положение «1», затем щупом 9 нажимают до упора в корпус стартера. Если лампа 3 горит, то обмотка замыкает с корпусом. Обмотку можно проверить, уложив корпус с обмоткой на полюсы прибора. Тогда щуп контактного устройства упирают в наконечник любого вывода обмотки.
Проверка обмотки возбуждения на обрыв и межвитковое замыкание. Наличие обрыва и межвиткового замыкания определяют с помощью омметра, измеряя сопротивление этих катушек и сравнивая полученную величину с техническими данными.
Проверка муфты свободного хода. Исправность муфты проверяется при проверке стартера в режиме полного торможения. Пробуксовка роликовой муфты свободного хода происходит в результате износа роликов и пазов в обойме ступицы шестерни, а также вследствие загрязнения внутренней полости муфты, когда происходит зависание плунжеров или роликов. Неисправная муфта промывается бензином или заменяется. После промывки муфту на 3...5 мин опускают в моторное масло. Проверку муфты свободного хода на пробуксовку можно произвести динамометрической рукояткой 2 (рис. 96).
Для этого к шестерне прикладывается момент, превышающий в 2,5 раза вращающий момент стартера (см. табл. 5). У исправной муфты шестерня не должна проворачиваться. Вращение шестерни в противоположном направлении должно быть свободным, без заеданий.
Пробуксовка храповичной муфты свободного хода СТ142 происходит в результате заедания ведущей полумуфты на шлицах втулки. Для устранения пробуксовки муфту нужно снять и вынуть стопорные кольца. После разборки детали муфты промывают бензином. Ведущая полу муфта должна свободно перемещаться по спиральным шлицам втулки. У собранной муфты при вращении шестерни от руки прослушивается четкий треск храповика. Перед сборкой детали храповичной муфты смазываются моторным маслом.
Проверка тягового реле стартера. Снимают крышку тягового реле и проверяют состояние контактного диска 4 и головок болтов 3 (см. рис. 78). Окисленные и подгоревшие поверхности торцев головок контактных болтов и диска (или контактной пластины) зачищают напильником или абразивными шкурками, а затем шлифуют. При сильном износе головок болтов диска (пластины) болты поворачивают на 180°вокруг своей оси, а диск (пластину) перевертывают другой стороной. При сборке тягового реле необходимо правильно устанавливать на место наконечник 2.
|
|
Обрыв обмоток определяют контрольной лампой с подключением проверяемой обмотки к аккумуляторной батарее. При проверке обмоток тягового реле отключают клемму провода от электродвигателя. Для проверки втягивающей обмотки проводники от батареи подключают к клеммам реле (рис. 97, а). При исправной обмотке сердечник резко втягивается в реле.
Для проверки удерживающей обмотки один провод от батареи подключают к корпусу реле, а другой — к клемме вывода обмоток (см. рис. 97,6). При исправной обмотке сердечник будет слабо втягиваться в реле. Витковое замыкание в обмотках тягового реле определяют измерением их сопротивления омметром.
Проверка и регулировка реле включения. Снимают крышку реле и проверяют состояние контактов и зазоры. Окисленные контакты зачищают. Зазор между якорьком и сердечником реле (0,5...0,6 мм) (рис. 98) регулируют подгибанием ограничителя подъема якорька.
Зазор между контактами (0,4...0,5 мм) регулируют изменением высоты стоек контактов. При выпрямлении изгиба стойки зазор уменьшается, а при большем изгибе увеличивается.
Для проверки величины напряжения включения реле его подключают по схеме рис. 98, устанавливают ползунок реостата на наименьшее показание вольтметра и выключателем включают цепь. Плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение, подводимое к клеммам «К» обмотки реле, контролируя напряжение замыкания контактов по щелчку, возникающему при замыкании контактов.
Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6...9 В. В случае замыкания контактов при напряжении ниже б В надо отогнуть вниз кронштейн крепления пружины, что усилит натяжение пружины. Если контакты реле замыкаются при напряжении более 9 В, то кронштейн отгибают вверх для уменьшения натяжения пружины. Проверку реле включения можно произвести с использованием одной аккумуляторной батареи, для чего клеммы «К» реле подключают на выводы трех последовательно соединенных аккумуляторов батареи (6 В), наблюдая за положением контактов. Контакты не должны замыкаться. Затем подключают провода на выводы четырех последовательно соединенных аккумуляторов батареи. При таком напряжении (8 В) питания обмотки контакты реле должны замыкаться. В случае необходимости момент замыкания контактов регулируют изменением натяжения пружины.
|
|