Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса.
Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, важное значение голоса для общения и выполнения профессиональных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, певцами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходимость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов.
Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частности, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рассматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических заболеваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гигиене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится нарушениям голоса в детском возрасте.
|
|
Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звуко-произношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и медико-биологических учебных предметов, а также собственных наблюдений студентов в процессе посещений коррекционных и лечебных учреждений.
Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенностей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых.
В содержании курса предусмотрено решение следующих задач:
получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса:
- анализ причин и механизмов данного вида речевых расстройств,
- выделение психолого-педагогических критериев дифференциации основных клинических форм нарушений голосовой функции,
- формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса;
приобретение навыков:
- обследования детей и взрослых с нарушениями голоса,
- анализа данных анамнеза и результатов комплексного обследования,
- разработки комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия,
- составления планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы,
|
|
- обоснованного выбора методических средств и приемов коррекции и компенсации нарушений голоса;
усвоение знаний:
- критериев и методов диагностики различных форм нарушений голоса,
- основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений,
- психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса,
- методов организации логопедической работы при осложненных и неосложненных формах нарушений голоса;
овладение умениями:
- планирования и организации логопедической работы с детьми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями,
- организации взаимодействия в системе «логопед —воспитатель—психолог—медицинский работник—родители» в общем русле коррекционной работы,
- проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта.
Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообра-зования и голосооформления, приведены данные о развитии голоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В последующих главах даны сведения о наиболее распространенных расстройствах голоса. Во второй и третьей представлены функциональные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики голосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих главах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучае-
мых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы.
Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особенности профессионального использования голоса и даются рекомендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при некоторых видах соматических заболеваний.
Учебное пособие снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облегчить изучающим данный курс подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения проблемы.
ГЛАВА 1