Введение

Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», лого­педам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса.

Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, важное значение голоса для общения и выполнения профессио­нальных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, пев­цами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходи­мость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов.

Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частно­сти, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рас­сматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических забо­леваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гиги­ене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится наруше­ниям голоса в детском возрасте.

Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звуко-произношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и ме­дико-биологических учебных предметов, а также собственных на­блюдений студентов в процессе посещений коррекционных и ле­чебных учреждений.

Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенно­стей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых.

В содержании курса предусмотрено решение следующих задач:

получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса:

- анализ причин и механизмов данного вида речевых рас­стройств,


- выделение психолого-педагогических критериев дифферен­циации основных клинических форм нарушений голосовой функ­ции,

- формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса;

приобретение навыков:

- обследования детей и взрослых с нарушениями голоса,

- анализа данных анамнеза и результатов комплексного обсле­дования,

- разработки комплексной программы коррекционного психо­лого-педагогического воздействия,

- составления планов-конспектов индивидуальных и фронталь­ных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы,

- обоснованного выбора методических средств и приемов кор­рекции и компенсации нарушений голоса;

усвоение знаний:

- критериев и методов диагностики различных форм наруше­ний голоса,

- основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений,

- психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса,

- методов организации логопедической работы при осложнен­ных и неосложненных формах нарушений голоса;

овладение умениями:

- планирования и организации логопедической работы с деть­ми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями,

- организации взаимодействия в системе «логопед —воспита­тель—психолог—медицинский работник—родители» в общем рус­ле коррекционной работы,

- проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта.

Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообра-зования и голосооформления, приведены данные о развитии го­лоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В после­дующих главах даны сведения о наиболее распространенных рас­стройствах голоса. Во второй и третьей представлены функцио­нальные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики го­лосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих гла­вах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучае-


мых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы.

Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особен­ности профессионального использования голоса и даются реко­мендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при неко­торых видах соматических заболеваний.

Учебное пособие снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облег­чить изучающим данный курс подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, реко­мендуемой для дополнительного изучения проблемы.


ГЛАВА 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: