ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ГОЛОСА
1.1. Фонопедия как раздел логопедии
Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятельности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникновения и развития фонопедии
Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фактор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Голос не только представляет собой результат взаимодействия дыхательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражающихся в изменении его акустических параметров.
Совокупность высказанных положений позволяет рассматривать голос как идентификационную и диагностическую категорию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоциональное состояние, социальное положение и этническое происхождение.
|
|
В латинском языке от глагола «зопаге» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в античные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обозначает понятие «личность». В немецком языке от слова «зИтте» ('голос') произошло «Зитти炙 ('настроение').
Идентификационные качества голоса были известны и использовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции наряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе силовых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютерный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «владельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния.
Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.
Для представителей многих профессий голос становится основным орудием труда, инструментом, потеря или порча которого могут коренным образом повлиять на социальный статус человека, ограничить возможности его самореализации. Помимо утилитарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.
На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включения важнейшей жизненной функции — дыхания. В период раннего детства голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно идентичен у мальчиков и девочек.
|
|
В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают половое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голосу человек обретает широкие возможности передачи информации, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.
Звучание голоса проявляется в разных формах:
- непроизвольной, в виде крика, стона;
- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения речевой коммуникации;
- певческой, которая отличается от разговорной формы большим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особыми эстетическими качествами;
- промежуточной между разговорным и певческим голосом является ораторская форма, которая широко реализуется в профессиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.
Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально значимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.
С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстетический продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные варианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом активного интереса в области РК-технологий.
Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных
нарушениях является специальная отрасль логопедии — фоно-педия.
Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е.В., 1975).
Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голосового аппарата или в его функционировании.
Специфическое направление фонопедии — педагогическое сопровождение людей, использующих голос профессионально (актеров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.).
Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппарата, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней.