double arrow

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

ГОЛОСА

1.1.Фонопедия как раздел логопедии

Голос как структурный компонент экспрессивной речи, акустический и биологический феномен, инструмент профессиональной деятель­ности • Основные закономерности функционирования голосового аппарата • Фонопедия как раздел логопедии • История возникнове­ния и развития фонопедии

Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен и анатомо-физиологический продукт, а также как фак­тор величайшего социального значения (Максимов И., 1987). Го­лос не только представляет собой результат взаимодействия ды­хательной, эндокринной, нервно-мышечной систем человека, но и служит свидетельством их патологических состояний, отражаю­щихся в изменении его акустических параметров.

Совокупность высказанных положений позволяет рассматри­вать голос как идентификационную и диагностическую катего­рию. По голосу человека возможно определить размеры его тела, особенности телосложения, пол, возраст, физическое и эмоцио­нальное состояние, социальное положение и этническое проис­хождение.

В латинском языке от глагола «зопаге» ('звучать') произошло слово «персона», что первично означало маску, которой в антич­ные времена актеры закрывали лицо, а в настоящее время обо­значает понятие «личность». В немецком языке от слова «зИтте» ('голос') произошло «Зитти炙 ('настроение').

Идентификационные качества голоса были известны и исполь­зовались еще в Древней Греции. В паспорте граждан Греции на­ряду с указанием на пол, рост, цвет волос и глаз содержались сведения об особенностях звучания голоса. В настоящее время идентификационные качества голоса используются в работе си­ловых министерств как своеобразные коды доступа. Компьютер­ный анализ аудиозаписей позволяет не только выявлять «вла­дельца» голоса, но и определять его физическое и психическое состояния.

Голосовая функция представляет собой особую социальную категорию и проявляется как звуковая основа экспрессивной речи и как певческий дар.


Для представителей многих профессий голос становится ос­новным орудием труда, инструментом, потеря или порча которо­го могут коренным образом повлиять на социальный статус чело­века, ограничить возможности его самореализации. Помимо ути­литарного значения голос имеет определенную эстетическую ценность, сферами применения которой являются вокальное и театральное искусства.

На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включе­ния важнейшей жизненной функции — дыхания. В период ранне­го детства голос еще не обладает ярко выраженными индивиду­альными характеристиками и приблизительно идентичен у маль­чиков и девочек.




В подростковом возрасте изменения голоса сопровождают по­ловое созревание. Именно с этого момента голос приобретает ярко выраженные индивидуальные черты. Постепенно благодаря голо­су человек обретает широкие возможности передачи информа­ции, выражения эмоционального состояния; голос может стать его профессиональным инструментом и основным орудием труда.

Звучание голоса проявляется в разных формах:

- непроизвольной, в виде крика, стона;

- разговорной, как средство озвучивания и обеспечения рече­вой коммуникации;

- певческой, которая отличается от разговорной формы боль­шим диапазоном по высоте и по силе звучания, обладает особы­ми эстетическими качествами;

- промежуточной между разговорным и певческим голосом яв­ляется ораторская форма, которая широко реализуется в профес­сиональной деятельности политиков, преподавателей, учителей.

Такое многообразие характеристик голоса в условиях нормы и вариативность патологических изменений, проявляющихся как акустически, так и анатомически, предопределяют социально зна­чимый характер фонации, делают ее предметом изучения многих отраслей научного знания.

С точки зрения акустики голос рассматривается как звук, с точки зрения биологии и биофизики — как продукт деятельности организма, с точки зрения вокального искусства — как эстети­ческий продукт, с точки зрения психологии — как показатель, отражающий эмоциональное состояние человека; различные ва­рианты нарушений голоса являются предметом исследования в медицине, в частности фониатрии. В последнее время голос как инструмент воздействия на человека становится предметом ак­тивного интереса в области РК-технологий.



Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных


нарушениях является специальная отрасль логопедии — фоно-педия.

Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспита­ние навыков правильного голосоведения с помощью педагоги­ческих приемов при постоянной активизации мышечного аппа­рата гортани с минимальной на него нагрузкой (Лаврова Е.В., 1975).

Предметом фонопедии являются нарушение голосовой функ­ции и коррекционно-педагогические условия ее восстановления. Объектом — процесс, отражающий отклонения в развитии голо­сового аппарата или в его функционировании.

Специфическое направление фонопедии — педагогическое со­провождение людей, использующих голос профессионально (ак­теров театра и кино, вокалистов, педагогов и др.).

Фонопедия исторически является структурным компонентом фониатрии — науки, изучающей физиологию голосового аппара­та, лечение и предупреждение его заболеваний, и развивается совместно с ней.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: