1. Определите основные сферы применения голоса и формы его использования.
2. В чем состоит социальное значение голосовой функции?
3. Являются ли логопеды профессионалами голоса?
4. Сформулируйте, в чем заключаются задачи и основные направления работы логопеда-фонопеда.
5. Составьте список профессий, представители которых используют голос профессионально. Определите профессии с наиболее высокими требованиями к качеству голоса.
6. Запишите в тематический словарь определение «фониатрия», а также содержание объекта и предмета фонопедии.
1.2. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосооформления
Строение и механизмы функционирования голосового аппарата
• Компоненты фонации — голосообразование и голосооформление
• Дыхание как энергетическая база фонации. Физиологическое и фонационное дыхание. Типы дыхания • «Опора» звука, «атака» звука
• Теории голосообразования
Учитывая многоплановость использования и многообразие форм проявления голоса, можно предположить, что его материальной основой должен быть невероятно сложный по строению анатомический инструмент, способный обеспечить вариативность силы,
|
|
тональности, богатство индивидуальных оттенков. Однако голосовой аппарат не имеет собственной системы органов, т. е. органов, специально и исключительно предназначенных для продуцирования голоса.
С анатомо-физиологической точки зрения голосовой аппарат человека практически не отличается от голосового аппарата всех млекопитающих. Столь важная в социальном плане функция, как голос, оказывается лишь побочным продуктом работы дыхательной системы. Это утверждение достаточно просто проверить, проанализировав те ощущения, которые мы испытываем при произнесении любого звука или слова. Такое наблюдение подтверждает, что полноценный голос рождается в момент форсированного выдоха, в ходе которого из организма выводятся отработанные газообразные продукты обмена. Именно выдох дает ту энергию, которая, многократно преобразуясь, достигает слухового анализатора в виде звуковой волны.
Голосовой аппарат является частью респираторной системы, и его функционирование как в норме, так и при патологических состояниях подчиняется общим закономерностям ее работы и осуществляется при непосредственном участии центрального и периферического отделов нервной системы. Органы голосового аппарата состоят из различных тканей — костей, хрящей, сухожильных элементов грудной клетки, слизистой оболочки дыхательных путей, системы гладких и поперечно-полосатых мышц, богатой сети двигательных и чувствительных нервных волокон.
|
|
Работа фонаторного механизма подчиняется закономерностям двигательной условно-рефлекторной функции, действующей на различных уровнях центральной нервной системы (Максимов И., 1987).
Фонация — сложный психофизиологический акт, который формируется из функциональных составляющих — голосообразования и голосооформления.
Голосообразование — это компонент фонации, в результате которого достигается основная цель — производится гортанный звук.
Голосообразование совершается непосредственно в гортани, как уже отмечалось, путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок.
Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкретному субъекту характеристики (тембр).
Для анализа механизма возникновения и распространения звуковой волны работу голосового аппарата как части дыхательной системы удобно рассматривать как некий духовой инструмент, в котором есть меха (легкие), нагнетающие воздух; мембрана (голосовые складки гортани), которые, подобно струне, совершают колебания и рождают звук, и резонаторы — глотка, полость рта,
околоносовые пазухи, усиливающие одни и гасящие другие виды звуковых волн.
Непосредственным источником звука является гортань. Ее голосовые складки (колеблющиеся струны) уникальны по своей структуре.
Современные исследования обнаружили, что голосовая мышца — единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в трех проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей их тончайших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания как всей своей массой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 колебаний в секунду.
На рис. 1 дано условное отображение последовательных фаз одного колебательного движения складок гортани.
Перед началом голосообразования голосовые складки смыкаются, напрягаются. Воздух выдоха с силой давит на них снизу из подскладочной области или преддверия гортани, под его давлением благодаря собственной эластичности голосовые складки начинают колебаться и приводят в движение воздух, который находится в гортани.
В образовании голоса принимают участие все группы мышц гортани; при этом они сокращаются по-разному, в зависимости от задач, которые выполняет каждая группа. Сокращение мышц обеспечивается пусковым импульсом, поступившим по двигательным волокнам блуждающего нерва. В свою очередь в результате сокращения голосовых складок, натяжения суставных сумок, движения хрящей гортани во время фонации чувствительные нервные окончания (рецепторы) сигнализируют в центральную нервную систему (ЦНС) о состоянии голосового аппарата. Для полноценного голосообразования необходима согласованная работа всех отделов дыхательной системы.
Именно в этот момент рождается так называемый гортанный звук. Его нельзя в полной мере назвать голосом, так как он еще не обрел индивидуальных черт, присущих голосу конкретного человека. Это так называемая «заготовка», из которой путем сложных преобразований в полости рта и резонаторных полостях будет сформирован голос.
Акустическая переработка звуковой волны и ее артикулятор-ное усовершенствование происходят в органах полости рта, в носоглотке, носовых пазухах. На этом этапе образуются фонемы, морфемы, имеющие помимо акустических характеристик, присущих определенному языку, еще и индивидуальные черты, характерные для конкретного человека.
На акустические параметры голоса помимо особенностей строения дыхательной системы как источника звука оказывают боль-
|
|
шое влияние такие условия, как уровень слуха, строение ротовой полости и состояние нёбно-глоточного затвора.
Нарушения структуры и функций этих органов (в частности, глухота и тугоухость, анатомические дефекты ротовой полости и нёбно-глоточного затвора, а также их функциональная неполноценность) могут значительно искажать акустические параметры звука, снижать степень разборчивости речи, ограничивать социальные возможности человека и оказывать негативное воздействие на его эмоциональное состояние.
Значительное влияние на функцию голосового аппарата и качество голоса оказывают состояние дыхательной системы и способность человека максимально эффективно использовать все ее резервы.
Емкость легких зависит от пола и возраста человека, размеров его тела, общего физического развития и даже положения тела. Так, например, в положении лежа емкость легких минимальна, в положении сидя она увеличивается на 5 %, стоя — еще на 3,7 %. При спокойном дыхании через легкие за один вдох (выдох) обменивается 500 см3 воздуха, что составляет примерно 15% общего количества воздуха в легких. Эта величина называется дыхательным обменным воздухом (с).
При принудительном форсированном вдохе легкие можно обогатить примерно на 1800 см3 воздуха (С), а при усиленном выдохе дополнительно к основному выводится около 1600 см3 воздуха. Эта величина называется резервным объемом воздуха (К). Однако даже после самого сильного выдоха в легких всегда остается примерно 1500 см3 остаточного воздуха (г). Таким образом, общее количество воздуха в легких можно рассчитать по формуле с+ С+ + К + г= 5400 см3. При длительной вокальной практике или с помощью специальных физических и дыхательных упражнений емкость легких может возрасти до 7000 см3. У детей 3-летнего возраста дыхательная емкость составляет около 400 см3, а в период с 15 до 30 лет она увеличивается на 23,4 см3 в год, достигая своего максимума к 35 годам.
Дыхание обладает широким диапазоном способов реализации процесса, который может совершаться автоматически, рефлек-торно и произвольно. Автоматический ритм дыхания регулируется дыхательным центром продолговатого мозга. Раздражителем для дыхательного центра служит содержание двуокиси углерода в крови: как только оно превышает некую критическую величину, осуществляется принудительный вдох.
|
|
Спокойное (физиологическое) дыхание — относительно пассивный акт, осуществляемый специализированными группами мышц-вды-хателей и мышц-выдыхателей.
Вдох — это более активная, жизненно важная фаза дыхания, в которой задействованы все вдыхательные мышцы. К данной груп-
пе мышц относятся: диафрагма — большая плоская мышца, которая расположена поперечно оси тела и разделяет грудную и брюшную полости, имеет почковидную форму с вогнутостью кзади, и вспомогательные вдыхательные мышцы, которые поднимают ребра и расширяют стенки грудной полости вверх и в стороны. При вдохе ребра поднимаются, грудина выдается вперед, диафрагма активно опускается, объем грудной клетки увеличивается; при этом легкие расправляются и втягивают в себя воздух.
Выдох при физиологическом дыхании — это более пассивная фаза; следует она после активной фазы вдоха, доставляющей в легкие кислород. К выдыхательным мышцам относятся: мышцы брюшного пресса, играющие главную роль в осуществлении основной для фонации фазы выдоха, и мышцы, опускающие ребра и оттягивающие кверху диафрагму. При выдохе ребра опускаются, грудина западает, грудная клетка уменьшается в объеме, а легкие, в силу своей эластичности, при прекращении инспира-торной мышечной активности спадают до нормального положения; таким образом вытесняется обменный воздух.
При спокойном дыхании обе фазы — вдох и выдох — совершаются за одинаковые промежутки времени. Между фазами имеется интервал. Вдох — 1 единица, пауза — 2, выдох — 1. Всего около 4 единиц, составляющих дыхательный цикл (около 16 дыхательных движений в минуту). Соотношение фаз вдох—выдох составляет 1:1. И вдох, и выдох осуществляются через нос.
Фонационное дыхание относится к группе затрудненного дыхания, так как на пути воздушной струи находятся колеблющиеся голосовые складки. Кроме того, за счет работы резонаторов создается высокое противодействие току озвученного воздуха (импеданс), что также задерживает его перемещение. Сопротивление току воздуха при фонации в 72 раза превышает сопротивление при свободном дыхании. В таких условиях вдох становится особо активным мускульным актом, в который включаются мышцы брюшного пресса, а при пении — и мышцы промежности и таза.
Движения диафрагмы при вдохе в обычных условиях производятся автоматически, а при выдохе она расслабляется и под влиянием выдыхательных мышц отходит в глубину брюшной полости.
Важной особенностью речевого дыхания является и то, что вдох производится главным образом через рот, а не через нос, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых проходов. Выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает более глубокий выдох и образование достаточного давления воздушной струи, без чего невозможна звучащая речь.
При фонации каждый период, или цикл, дыхания может быть удлинен или задержан. Вдох, как правило, совершается быстро.
Соотношение вдох — выдох составляет 1:20; 1:30. Фаза выдоха значительно удлиняется, достигая от 15 до 25 с. При фонации вдох осуществляется и через нос, и через рот, а выдох — в основном через рот.
Фонационное дыхание требует высокой активности, подвижности костно-мышечных компонентов дыхательной системы. Анатомически дыхательная система (в частности, грудная клетка) высоко подвижна, так как состоит из 74 взаимосвязанных частей, соединенных в 104 точках. Это ее свойство обеспечивает возможность изменения амплитуды дыхания в 10 раз.
Легкие могут расширяться во всех направлениях. В зависимости от того, какие их отделы принимают наиболее активное участие в акте дыхания, принято различать следующие типы свободного дыхания: реберное, брюшное, смешанное. Во всех типах дыхания участвует диафрагма, однако степень ее участия максимальна при нижнереберном и минимальна при верхнереберном дыхании.
Ключичное и верхнереберное дыхания являются нерациональными, так как при них расширение грудной клетки ограничено и объем воздуха равняется 2000 — 2300 см3. Нижнереберное дыхание более рациональное, так как объем воздуха составляет 2000 — 2700 см3, но и при этом типе дыхания возникает ограниченность дыхательных движений из-за ригидности реберных стенок. Брюшное дыхание характеризуется меньшей мышечной силой, дыхательный объем такой же, как при нижнереберном дыхании, а дыхательные движения отличаются большей пластичностью.
Смешанное дыхание представляет собой сочетание нижнереберного и брюшного дыхания. Для профессиональной речи наиболее целесообразен нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы. В то же время он и самый рациональный, так как при нем происходит экономия мышечной силы, достигаются большая пластичность дыхательных движений и большой объем воздуха, составляющий 3000—5000 см3.
Типы дыхания зависят от пола, возраста и даже профессии человека. У женщин чаще встречается грудной тип дыхания, у мужчин — брюшной. У детей обычно бывает грудной тип дыхания. Говоря о влиянии профессии человека, ученые отмечают, что работникам физического труда свойственен реберный тип дыхания, а людям, ведущим сидячий образ жизни, — грудной.
При фонационном дыхании, независимо от его типа, основная работа дыхательных мышц направлена на создание и поддержание необходимого подглоттисного давления (импеданса), который помимо обеспечения силы и скорости воздушной струи, проходя через голосовую щель, действует на голосовую мышцу как раздражитель, что увеличивает возбудимость мышцы.
Известно, что без поставленного фонационного дыхания не может быть сформирован голос высокого качества. Использование резервов подскладочного давления за счет оптимизации экспираторных мышц и рационального расходования воздушной струи позволяет увеличивать силу голоса в пределах от 30 до 80 дБ.
В зависимости от временного сочетания выдоха и смыкания голосовых складок выделяют различные способы подачи звука — голосовой атаки. Различают три вида голосовой атаки: твердая, придыхательная, мягкая.
Твердая атака — способ подачи звука, при котором сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. При придыхательной атаке сначала осуществляется легкий выдох, а затем смыкаются голосовые складки и начинаются их колебания. При мягкой атаке выдох и смыкание голосовых складок происходят одновременно.
Наиболее физиологичной для использования в разговорной и ораторской речи считается мягкая атака. В целях повышения выразительности также допускается использование твердой атаки.
На качество голоса помимо типа дыхания и голосовой атаки влияет также соотношение озвученного и неозвученного воздуха, проходящего через голосовую щель. Типичным вариантом избытка неозвученного воздуха при фонации является придыхательная атака. Когда воздух перемещается сквозь приоткрытую голосовую щель непосредственно перед актом голосообразования, он создает шумы трения, снижающие «чистоту», качество звука. Такое же явление можно наблюдать при хронических воспалительных заболеваниях гортани, когда голосовые складки не могут смыкаться полностью вследствие дефектов поверхности (отеков, новообразований и т.п.). В подобных случаях отчетливо слышен шум неозвученного воздуха. Больными это явление субъективно ощущается как «утечка» воздуха при фонации.
Для нормального голосообразования очень важна и позиция гортани. Гортань подвижна и в зависимости от высоты фониру-емого звука занимает верхнее или нижнее положение. Когда мы произносим высокий звук, гортань поднимается, сокращая расстояние между голосовой щелью и резонаторами, а когда низкий — опускается, увеличивая это расстояние и наиболее сильно включая резонацию глотки и грудной клетки.
Таким образом, для нормального функционирования голосового аппарата и обеспечения высокого качества голоса необходимы:
- сильный, длительный рациональный фонационный выдох;
- достаточный тонус голосовых мышц и мышц, удерживающих гортань;
- здоровая слизистая оболочка резонаторных полостей.
Первые данные о физиологии фонации относят к середине
XVI в. (А.УезаИш, 1514-1564).
В настоящее время существуют три теории голосообразова-ния.
Миоэластическая теория была впервые сформулирована Феррейном в 1741 г. Он считал, что фонация — результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием давления воздушной струи во время выдоха. Внутри этого направления была сформулирована «аэродинамическая» теория, согласно которой ларингеальный звук является следствием вихревых движений воздуха. В соответствии с миоэластической теорией для реализации голоса необходимо наличие двух противоположных сил: силы давления выдыхаемого воздуха, которая поддерживается работой всех дыхательных мышц, и силы приведения голосовых складок в фонаторное положение.
Смыкание голосовых складок, согласно данной теории, — следствие их собственной эластичности. Координированная работа мышц зависит от степени их сокращения и релаксации, регулируемых ЦНС, которая и контролирует эластическое напряжение мышц (изменения напряжения, длины и массы голосовых складок).
Нейрохронаксическую теорию выдвинул Р.. Низзоп в 1950 г.
Наблюдая за фонацией, он отметил, что при переходе от одного тона к другому голосовые складки могут расслабляться, а амплитуда их движений увеличиваться. С точки зрения миоэластической теории это явление объяснить невозможно.
Низзоп предположил, что быстрые движения голосовых складок обеспечиваются нервными импульсами, и доказал, что «дрожание» голосовых складок — быстрая активная работа мышц под влиянием импульсов из ЦНС по возвратному нерву, а открытие голосовой щели — активный ответ на посылаемые импульсы, а вот ее закрытие является пассивным актом, необходимым для возвращения в исходное положение. Соответственно воздух — не движущая сила, а лишь материал звука. А частота звука зависит от возбудимости возвратных нервов, т. е. от способности проводить импульсы.
Если принять эту теорию, то гортань может генерировать звук с частотой не более 500 Гц: именно с такой частотой поступают импульсы от возвратного нерва. Однако при детальном изучении не было выявлено корреляции между продуцируемым тоном и потенциалом нервных раздражений.
Мукоондулярную теорию выдвинул в 1962 г. I. РегеПо.
Автор считает, что называемое вибрацией движение голосовой складки — это волнообразное скольжение самой слизистой оболочки, которое начинается снизу и распространяется до входа в глотку. Когда первая волна затухает, наступает вторая. Такие последовательные колебания обеспечивают, по мнению РегеПо, высокочастотные составляющие звука.