double arrow

Вопросы и задания

1. Назовите основные составляющие голосообразующей части голо­сового аппарата.

2. Перечислите основные составляющие голосооформительной части голосового аппарата.

3. Сформулируйте, в чем состоит разница между «мужским» и «жен­ским» дыханием.

4. Какие механизмы позволяют значительно увеличить рабочий дыха­тельный объем?

5. Подумайте, какая теория, на ваш взгляд, более полно объясняет механизм голосообразования.

6. Определите преобладающий у вас тип дыхания.

7. Пронаблюдайте за способностью к изменению положения гортани во время фонации.

8. Объясните, почему при громком пении голосовой аппарат утомля­ется меньше, чем при тихом.

9. Понаблюдайте за типом голосоведения окружающих. Составьте спи­сок известных вам людей, использующих мягкую, жесткую, придыха­тельную атаки.

10. Запишите в словарь термины «импеданс», «голосовая атака», «го-
лосооформление», «голосообразование».

1.3. Акустические параметры голоса

Волновая теория распространения звука • Физические характери­стики голоса • Понятие о высоте, силе и тембре голоса • Диапазон голоса • Понятие о резонаторах • Акустические характеристики го­лоса в норме

Голос человека с акустической точки зрения — это сочетание разнообразных звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом. Звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющее­ся в виде волн сгущения и разрежения. Источником этих колеба­ний являются голосовые складки, за счет вибрации которых об­разуется звук голоса. Далее он преобразуется и модифицируется в тканях тела по двум направлениям: оформляется в ротовой поло­сти в различные речевые звуки (гласные и согласные); распрост­раняется в тканях тела человека, отражаясь от хрящей, костей и мышц грудной клетки и полости черепа, частично преобразуясь в слизистой оболочке глотки, носовых пазухах. Таким образом, зву­ковая волна только частично выходит наружу и распространяется в воздушной среде, достигая уха слушателя.

Совокупность процессов распространения, поглощения и пре­образования звуковой волны формирует индивидуальный рису­нок голоса. Его низкие тона усиливаются за счет вибрации костей грудины, черепа; высокие — главным образом за счет полостей,


находящихся выше голосовых складок. Именно сумму этих преоб­разованных звуковых волн мы и определяем на слух как голос того или иного человека.

Многократно преобразованная голосовая (звуковая) волна с различной скоростью (в зависимости от акустических условий окружающего пространства) достигает органов слуха и воспри­нимается слуховой анализаторной системой. Восприятие звука го­лоса — процесс сугубо субъективный. На него влияют акустиче­ские условия окружающей среды, особенности слуха, состояние нервной системы слушателя и т. п.

С акустической точки зрения звук голоса, который мы слы­шим, можно охарактеризовать по нескольким основным парамет­рам: высоте, силе, длительности, тембру.

Высота звука — субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук.

Высота тона определяет высоту произносимых звуков и зави­сит от частоты колебания голосовых складок гортани. Для высоко­го голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого — низкая частота вибрации. Эта характеристика голоса измеряется в герцах (Гц) и исчисляется как количество колебаний голосовых складок в секунду. Соответственно определение высоты голоса, равной 452 Гц, означает, что у данного человека голосовые склад­ки смыкаются с частотой 452 движения в секунду.

Поскольку единственным источником волн сгущения и разре­жения воздуха являются голосовые складки, то сколько раз они сомкнутся и разомкнутся в процессе колебаний, столько порций воздуха будет пропущено из подскладочного пространства.

Диапазон голоса определяется последовательностью тонов, ко­торые могут быть произведены голосовым аппаратом человека (от возможного самого низкого до возможного самого высокого). Этот параметр зависит от многих факторов — возраста и пола челове­ка, анатомо-физиологических свойств голосового аппарата, ней-роэндокринных особенностей, вокальной подготовки. В среднем взрослый человек способен воспроизводить звуки в диапазоне от 50—70 (бас) до 1200—1500 Гц (сопрано). Диапазон певческого голоса имеет несколько иные параметры и может выходить за обо­значенные пределы вследствие необычайно низкой или высокой частоты колебаний голосовых складок. Так, у Ф. И. Шаляпина са­мый низкий тон голоса составлял 40 Гц, а у Имы Сумак высокий достигал 2500 Гц.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 Гц.

Сила звука (громкость) — субъективное ощущение размаха (ам­плитуды) колебательных движений вибрирующего тела (в дан­ном случае — голосовых складок). Сила звука определяется силой вибрации голосовых складок, которые, совершая колебательные


движения, действуют на окружающие частицы воздуха. Этот по­казатель имеет также прямую зависимость от величины давления воздуха, находящегося в подскладочной области гортани (под­складочного давления). Под его напором воздух прорывается сквозь голосовую щель, «раскачивая» голосовые складки. Значительное влияние на способность голосовых складок изменять амплитуду колебательных движений оказывают структура голосовых складок, их тонус, упругость и эластичность. Итак, чем с большим напо­ром воздух прорывается сквозь эластичную голосовую щель, тем больше энергии он несет, тем выше его амплитуда и сильнее дав­ление на барабанную перепонку уха.

Сила (громкость) голоса измеряется в децибелах (дБ). При интимном разговоре она составляет 30 дБ. При обычном — 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе — 80 дБ. У певцов диапазон голоса может составлять от 30 до 130 дБ. Для сравнения скажем, что сила звука работающего авиационного двигателя равняется примерно 150 дБ.

С понятием «сила голоса» напрямую связано понятие «энер­гия, или слышимость, голоса».

Энергия звука голоса складывается за счет суммы энергии ра­боты голосовых складок, дыхательных мышц и резонаторов. Зву­ковая энергия голоса невелика. Если человек будет говорить не­прерывно в течение 100 лет, то произведенной тепловой энер­гии хватит только на то, чтобы сварить чашечку кофе. Конечно, это никак не сопоставимо с теми результатами, которые могут быть достигнуты за счет энергии слова.

Непосредственно после акта голосообразования энергия звука рассеивается. Только Ую-'До часть энергии голоса выходит из ротового отверстия, остальное рассеивается в теле в виде вибра­ций. А уха слушателя достигает лишь 1/$ часть энергии, выходя­щей из ротового отверстия. Коэффициент полезного действия голоса весьма мал. Именно поэтому большое значение приобре­тает постановка голоса, которая позволяет достигать максималь­ного акустического эффект при минимальных энергетических за­тратах.

Слышимость голоса не зависит напрямую от громкости, ибо в этом качестве суммируются все результаты способности исполь­зовать доступные возможности правильного управления голосом для того, чтобы естественный голос говорящего распространялся равномерно и был полноценно воспринят.

Тембр — очень сложное качество звука, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов (само слово тембр происходит от фр. «итЪге» — 'пе­чать, эмблема'). В этом сложном параметре различают основной тон, который обусловливает высоту звучания голоса, и частич-


ные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями. Колебания ос­новной массы голосовых складок регулируются тонусом голосо­вой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур. Чем выше эмоциональное напряжение, тем более ак­тивизируются подкорковые образования, усиливая влияние на тонус голосовых и дыхательных мышц, — голос приобретает до­полнительные обертоны. Чем выше корковый контроль, тем ме­нее выражены обертоны.

Наибольший размах колебаний порождается основной массой голосовых складок, но отдельные части колеблются с частотой большей, чем частота колебаний основной массы, в определен­ное число раз. Частота этих колебаний может оказаться в 2, 3, 4 и т.д. раз больше, чем частота колебаний собственно голосовой складки. Именно за счет обертонов голос обретает дополнитель­ные черты. Если обертоны выше основного тона в целое число раз (2, 3, 5, 7 и т.д.), то они будут гармонично дополнять основной тон и называться гармоническими. Если же голосовая складка име­ет неровную структуру (одна половина толще другой или на голо­совой складке образовались наросты, опухоли и т.д.), то и колеб­лется она неравномерно, т. е. неравными частями, и, соответствен­но, станет порождать негармонические обертоны, колебания которых оказываются в 2,1 или 3,2 раза чаще, чем у основного тона. В ре­зультате возникает звуковой диссонанс, который на слух воспри­нимается как неровный, грубый, хриплый звук.

Как мы уже упоминали, звук, рожденный в гортани, преоб­разуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса. При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Примером на­рушений деятельности резонаторов служит голос при ринола-лии или глухой, тусклый характер голоса при простудных забо­леваниях, когда большинство высокочастотных обертонов по­глощаются рыхлой, отекшей слизистой оболочкой дыхательных путей.

Длительность {продолжительность) фонации — субъективное восприятие продолжительности звучания голоса, которая опре­деляется двумя исходными — произвольной регуляцией времени фонации (способность к произвольному прекращению или удли­нению фонации в некоторых пределах времени) и объективными возможностями голосового аппарата. Измеряется этот показатель в секундах. В среднем максимальное время фонации (МВФ) глас­ных звуков на средних тонах составляет у детей 10—12 с, у взрос­лых 20—30 с. Следует отметить, что наиболее коротким время фо­нации бывает при произнесении звуков на высоких тонах, а наи­более длинным — на низких.


В практике работы логопеда помимо акустических параметров голос зачастую характеризуется субъективно с использованием эстетической, певческой терминологии. Его интегральными каче­ствами, отражающими особенности звучания в экспрессивной речи или при пении, являются экспрессия и выносливость.

Экспрессия проявляется в живости, способности говорящего ярко передать голосом свое эмоциональное состояние. Выносли­вость свидетельствует о способности голосового аппарата выпол­нять нагрузку в течение длительного времени (не менее 4 ч в день) без ухудшения акустических параметров голоса.

Учитывая все характеристики голоса как акустического явле­ния, отметим, что полноценным голос взрослого человека может считаться, если он обладает следующими свойствами:

- его тембр соответствует полу, возрасту и размерам тела гово­рящего;

- сила звучания адекватна цели высказывания и при этом име­ет возможность произвольного изменения;

- продолжительность фонации одного звука укладывается в 16— 21с;

- выносливость достаточна для голосовой нагрузки не менее

4 ч в день;

- и, наконец, высотный диапазон голоса соответствует требо­
ваниям качества передачи эмоциональных состояний человека в
процессе коммуникации и при выполнении профессиональной
деятельности. И конечно, голос должен быть в целом приятным
на слух.

При отступлении от одной или от нескольких из названных характеристик можно говорить о нарушении голоса (органиче­ской или функциональной природы) или о неправильном ис­пользовании голосового аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: