1. Назовите основные составляющие голосообразующей части голосового аппарата.
2. Перечислите основные составляющие голосооформительной части голосового аппарата.
3. Сформулируйте, в чем состоит разница между «мужским» и «женским» дыханием.
4. Какие механизмы позволяют значительно увеличить рабочий дыхательный объем?
5. Подумайте, какая теория, на ваш взгляд, более полно объясняет механизм голосообразования.
6. Определите преобладающий у вас тип дыхания.
7. Пронаблюдайте за способностью к изменению положения гортани во время фонации.
8. Объясните, почему при громком пении голосовой аппарат утомляется меньше, чем при тихом.
9. Понаблюдайте за типом голосоведения окружающих. Составьте список известных вам людей, использующих мягкую, жесткую, придыхательную атаки.
10. Запишите в словарь термины «импеданс», «голосовая атака», «го-
лосооформление», «голосообразование».
1.3. Акустические параметры голоса
Волновая теория распространения звука • Физические характеристики голоса • Понятие о высоте, силе и тембре голоса • Диапазон голоса • Понятие о резонаторах • Акустические характеристики голоса в норме
Голос человека с акустической точки зрения — это сочетание разнообразных звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом. Звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разрежения. Источником этих колебаний являются голосовые складки, за счет вибрации которых образуется звук голоса. Далее он преобразуется и модифицируется в тканях тела по двум направлениям: оформляется в ротовой полости в различные речевые звуки (гласные и согласные); распространяется в тканях тела человека, отражаясь от хрящей, костей и мышц грудной клетки и полости черепа, частично преобразуясь в слизистой оболочке глотки, носовых пазухах. Таким образом, звуковая волна только частично выходит наружу и распространяется в воздушной среде, достигая уха слушателя.
Совокупность процессов распространения, поглощения и преобразования звуковой волны формирует индивидуальный рисунок голоса. Его низкие тона усиливаются за счет вибрации костей грудины, черепа; высокие — главным образом за счет полостей,
находящихся выше голосовых складок. Именно сумму этих преобразованных звуковых волн мы и определяем на слух как голос того или иного человека.
Многократно преобразованная голосовая (звуковая) волна с различной скоростью (в зависимости от акустических условий окружающего пространства) достигает органов слуха и воспринимается слуховой анализаторной системой. Восприятие звука голоса — процесс сугубо субъективный. На него влияют акустические условия окружающей среды, особенности слуха, состояние нервной системы слушателя и т. п.
С акустической точки зрения звук голоса, который мы слышим, можно охарактеризовать по нескольким основным параметрам: высоте, силе, длительности, тембру.
Высота звука — субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук.
Высота тона определяет высоту произносимых звуков и зависит от частоты колебания голосовых складок гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого — низкая частота вибрации. Эта характеристика голоса измеряется в герцах (Гц) и исчисляется как количество колебаний голосовых складок в секунду. Соответственно определение высоты голоса, равной 452 Гц, означает, что у данного человека голосовые складки смыкаются с частотой 452 движения в секунду.
Поскольку единственным источником волн сгущения и разрежения воздуха являются голосовые складки, то сколько раз они сомкнутся и разомкнутся в процессе колебаний, столько порций воздуха будет пропущено из подскладочного пространства.
Диапазон голоса определяется последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом человека (от возможного самого низкого до возможного самого высокого). Этот параметр зависит от многих факторов — возраста и пола человека, анатомо-физиологических свойств голосового аппарата, ней-роэндокринных особенностей, вокальной подготовки. В среднем взрослый человек способен воспроизводить звуки в диапазоне от 50—70 (бас) до 1200—1500 Гц (сопрано). Диапазон певческого голоса имеет несколько иные параметры и может выходить за обозначенные пределы вследствие необычайно низкой или высокой частоты колебаний голосовых складок. Так, у Ф. И. Шаляпина самый низкий тон голоса составлял 40 Гц, а у Имы Сумак высокий достигал 2500 Гц.
Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 Гц.
Сила звука (громкость) — субъективное ощущение размаха (амплитуды) колебательных движений вибрирующего тела (в данном случае — голосовых складок). Сила звука определяется силой вибрации голосовых складок, которые, совершая колебательные
движения, действуют на окружающие частицы воздуха. Этот показатель имеет также прямую зависимость от величины давления воздуха, находящегося в подскладочной области гортани (подскладочного давления). Под его напором воздух прорывается сквозь голосовую щель, «раскачивая» голосовые складки. Значительное влияние на способность голосовых складок изменять амплитуду колебательных движений оказывают структура голосовых складок, их тонус, упругость и эластичность. Итак, чем с большим напором воздух прорывается сквозь эластичную голосовую щель, тем больше энергии он несет, тем выше его амплитуда и сильнее давление на барабанную перепонку уха.
Сила (громкость) голоса измеряется в децибелах (дБ). При интимном разговоре она составляет 30 дБ. При обычном — 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе — 80 дБ. У певцов диапазон голоса может составлять от 30 до 130 дБ. Для сравнения скажем, что сила звука работающего авиационного двигателя равняется примерно 150 дБ.
С понятием «сила голоса» напрямую связано понятие «энергия, или слышимость, голоса».
Энергия звука голоса складывается за счет суммы энергии работы голосовых складок, дыхательных мышц и резонаторов. Звуковая энергия голоса невелика. Если человек будет говорить непрерывно в течение 100 лет, то произведенной тепловой энергии хватит только на то, чтобы сварить чашечку кофе. Конечно, это никак не сопоставимо с теми результатами, которые могут быть достигнуты за счет энергии слова.
Непосредственно после акта голосообразования энергия звука рассеивается. Только Ую-'До часть энергии голоса выходит из ротового отверстия, остальное рассеивается в теле в виде вибраций. А уха слушателя достигает лишь 1/$ часть энергии, выходящей из ротового отверстия. Коэффициент полезного действия голоса весьма мал. Именно поэтому большое значение приобретает постановка голоса, которая позволяет достигать максимального акустического эффект при минимальных энергетических затратах.
Слышимость голоса не зависит напрямую от громкости, ибо в этом качестве суммируются все результаты способности использовать доступные возможности правильного управления голосом для того, чтобы естественный голос говорящего распространялся равномерно и был полноценно воспринят.
Тембр — очень сложное качество звука, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов (само слово тембр происходит от фр. «итЪге» — 'печать, эмблема'). В этом сложном параметре различают основной тон, который обусловливает высоту звучания голоса, и частич-
ные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями. Колебания основной массы голосовых складок регулируются тонусом голосовой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур. Чем выше эмоциональное напряжение, тем более активизируются подкорковые образования, усиливая влияние на тонус голосовых и дыхательных мышц, — голос приобретает дополнительные обертоны. Чем выше корковый контроль, тем менее выражены обертоны.
Наибольший размах колебаний порождается основной массой голосовых складок, но отдельные части колеблются с частотой большей, чем частота колебаний основной массы, в определенное число раз. Частота этих колебаний может оказаться в 2, 3, 4 и т.д. раз больше, чем частота колебаний собственно голосовой складки. Именно за счет обертонов голос обретает дополнительные черты. Если обертоны выше основного тона в целое число раз (2, 3, 5, 7 и т.д.), то они будут гармонично дополнять основной тон и называться гармоническими. Если же голосовая складка имеет неровную структуру (одна половина толще другой или на голосовой складке образовались наросты, опухоли и т.д.), то и колеблется она неравномерно, т. е. неравными частями, и, соответственно, станет порождать негармонические обертоны, колебания которых оказываются в 2,1 или 3,2 раза чаще, чем у основного тона. В результате возникает звуковой диссонанс, который на слух воспринимается как неровный, грубый, хриплый звук.
Как мы уже упоминали, звук, рожденный в гортани, преобразуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса. При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Примером нарушений деятельности резонаторов служит голос при ринола-лии или глухой, тусклый характер голоса при простудных заболеваниях, когда большинство высокочастотных обертонов поглощаются рыхлой, отекшей слизистой оболочкой дыхательных путей.
Длительность {продолжительность) фонации — субъективное восприятие продолжительности звучания голоса, которая определяется двумя исходными — произвольной регуляцией времени фонации (способность к произвольному прекращению или удлинению фонации в некоторых пределах времени) и объективными возможностями голосового аппарата. Измеряется этот показатель в секундах. В среднем максимальное время фонации (МВФ) гласных звуков на средних тонах составляет у детей 10—12 с, у взрослых 20—30 с. Следует отметить, что наиболее коротким время фонации бывает при произнесении звуков на высоких тонах, а наиболее длинным — на низких.
В практике работы логопеда помимо акустических параметров голос зачастую характеризуется субъективно с использованием эстетической, певческой терминологии. Его интегральными качествами, отражающими особенности звучания в экспрессивной речи или при пении, являются экспрессия и выносливость.
Экспрессия проявляется в живости, способности говорящего ярко передать голосом свое эмоциональное состояние. Выносливость свидетельствует о способности голосового аппарата выполнять нагрузку в течение длительного времени (не менее 4 ч в день) без ухудшения акустических параметров голоса.
Учитывая все характеристики голоса как акустического явления, отметим, что полноценным голос взрослого человека может считаться, если он обладает следующими свойствами:
- его тембр соответствует полу, возрасту и размерам тела говорящего;
- сила звучания адекватна цели высказывания и при этом имеет возможность произвольного изменения;
- продолжительность фонации одного звука укладывается в 16— 21с;
- выносливость достаточна для голосовой нагрузки не менее
4 ч в день;
- и, наконец, высотный диапазон голоса соответствует требо
ваниям качества передачи эмоциональных состояний человека в
процессе коммуникации и при выполнении профессиональной
деятельности. И конечно, голос должен быть в целом приятным
на слух.
При отступлении от одной или от нескольких из названных характеристик можно говорить о нарушении голоса (органической или функциональной природы) или о неправильном использовании голосового аппарата.