Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфони-ях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фо-нопедической коррекции
Коррекционная работа при функциональных дисфониях строится с учетом характера двигательных нарушений и преобладающего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дисфониях и функциональных афониях с преобладанием гипертонуса основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыкательной способности голосовых складок, укрепление нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиологичные и эргономичные типы фонационного дыхания.
Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастических дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:
1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
|
|
2) нормализация мышечного тонуса;
3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде страха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на преодоление нарушения;
4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;
5) введение сформированного механизма голосообразования
и голосоведения в повседневную речь.
Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.
1. Подготовительный этап.
Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.
Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость.
|
|
2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.
Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации.
3. Этап формирования оптимального физиологического механизма
голосообразования.
Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.
При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.
При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком []]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.
4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.
Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механизма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение правилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профилактики рецидивов.
Введение поставленного голоса в речь осуществляется с использованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом конкретном случае преобладают соноры, смычные или другие необходимые звуки.
Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуальных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятельности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагаемыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном варианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение приобретает психологическая коррекция.