Характер дефекта анатомических структур после удаления гортани • Механизмы включения пищевода в фонаторную функцию • Пути восстановления голосовой функции. Методы формирования эзофагального голоса • Основные направления логопедической работы
Тотальное удаление гортани принципиально изменяет анатомическую структуру дыхательных путей, исключая ее верхний отдел из дыхательного акта. Дыхание начинает осуществляться через трахеостому, соответственно дыхательный путь полностью исключается из участия в фонаторном акте.
При таком патологическом состоянии анатомических структур коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется по варианту формирования заместительных механизмов фонации. Часть ларингэктомированных больных осваивают механизмы бук-кального или фарингеального голоса, однако наиболее эффективным способом голосообразования признается эзофагальный голос.
Для продуцирования эзофагального голоса необходима отработка двух базовых компонентов: доставки воздушной струи из резервуара с воздухом (пищевода) и ее озвучивания при помощи новой голосовой щели — неоглоттиса (неоларингс, псевдоглот-тис), представленного складками слизистой оболочки устья пищевода (входа в пищевод), так называемого крикофарингеаль-ного сфинктера. Левая и правая крикофарингеальные мышцы соответствуют наиболее низко расположенным волокнам мышц сопк1:пс1ог рпагуп§15 тГепог (суживающим глотку) и при удалении перстневидного хряща образуют кольцо правильной округлой формы, активизация мышц которого позволяет формировать неоглоттис — новую псевдоголосовую щель.
В нормальных условиях устье пищевода в результате действия псевдоглоттиса поддерживается закрытым и открывается лишь при глотании. Это наиболее узкий участок пищевода, передне-задний его размер составляет 17 мм. Колебательные движения складок слизистой оболочки, расположенных на мышечных волокнах устья пищевода, под действием давления заглатываемого воздуха порождают своеобразный звук, напоминающий отрыжку, на базе которого и становится возможным формирование звучащей речи.
Рентгенологические обследования (Согпш: Т., 1969) показывают, что наилучшим качеством обладает эзофагальный голос, продуцируемый псевдоглоттисом, формирующимся на уровне V и VI шейных позвонков, в то время как при образовании неоглоттиса на уровне IV шейного позвонка голос вырабатывается с большим трудом и качество его хуже. Для формирования эзофагального голосового механизма большое значение имеет сохранение целостности пищевода при ларингэктомии. При эзофагальном голосе воздушная струя не начинается и не должна начинаться из желудка. Местом скопления воздуха является пищевод, причем именно верхняя его половина. Воздух, попадающий в желудок, лишь затрудняет эзофагальную фонацию.
Восстановление голосовой функции после ларингэктомии. Обучение эзофагальному, «пищеводному» голосу следует начинать после удаления эзофагального зонда для пищи, т.е. не позднее, чем на 15-й день после операции. Образование эзофагального голоса возможно при наличии трахеотомической трубки, а также параллельно с послеоперационным курсом лучевой терапии. Это
позволяет приступить к коррекции в максимально ранние сроки и, следовательно, предотвратить опасность приобретения ряда патологических способов коммуникации — использования активной жестикуляции, беззвучного шепота и перехода к общению с помощью письма.
Противопоказаний для овладения эзофагальным голосом очень немного. К ним относятся: рецидив опухоли и инфильтраты шейной области. Изредка наблюдаемые послеоперационные ларин-геальные свищи не являются абсолютным препятствием для обучения. Рекомендуется, однако, подождать до их полного пластического закрытия, если, разумеется, такой период не превышает 3—4 недель.
Основной и наиболее трудной задачей при реабилитации голосовой функции путем перехода на эзофагальный голос служит доставка воздушной струи; ее озвучивание совершается относительно несложно. Трудность заключается в необходимости преодоления привычной естественной зависимости фонации от нормального легочного дыхания. При новом способе голосопро-дуцирования обе функции нужно отделить друг от друга, освободить их от взаимной зависимости. При продуцировании эзофа-гального голоса струя легочного воздуха не только не участвует в фонации, но даже в значительной степени мешает ему, утомляет больного, создает неприятное впечатление у слушателя и своим шумом в сильной степени заглушает образующийся голос. Достижение независимого функционирования этих двух механизмов требует целенаправленных упражнений, в результате которых в пищеводе создается достаточный объем воздуха для озвучивания. Этот способ сравнительно легкий, однако требует соблюдения паузы (латентного периода) между блокированием и продуцированием звука.
Другая трудность заключается в решении проблемы попадания воздуха в пищевод. Для этого необходимо освоить прием, сводящийся к тому, чтобы воздух из полости рта поступал в пищевод и затем немедленно извергался наружу, продуцируя звук псевдо-глоттиса.
Доставка материала эзофагального голоса может осуществляться двумя противоположными по своей сути способами. Больного обучают отрыгивать заглатываемый воздух (1) или озвучивать свою речь одновременно с извержением (отрыгиванием) воздуха сразу же после заглатывания его — способ забрасывания, инжекции (2).
В настоящее время для обучения механизму эзофагального голоса применяются пять наиболее признанных методов.
1. Аспирационный, или ингаляционный, метод (Зеетап М., 1920).
Набрав в легкие воздух, больной задерживает дыхание на вдохе, затем поднимает подъязычную кость, как при глотании, —
при этом устье пищевода открывается и воздух «всасывается» в него. Следует отметить, что этот способ довольно труден для усвоения.
2. Метод заглатывания (Оогшет Н., 1900).
Больной должен проглотить слюну и вместе с ней воздух. Способ несложен для усвоения, особенно если в начале обучения предлагается проглотить также и газированную воду. Недостатком такого метода является возможность попадания воздуха в желудок, откуда его трудно отрыгнуть в нужный момент.
3. Метод забрасывания, инжекции (Счигтапп Н., 1907), или
усовершенствованный так называемый голландский метод (Мо-
1епааг-Ве.]1 А. и Оатз1е Р.Н., 1951).
Забрасывание воздуха в пищевод осуществляется при закрытой полости рта с помощью языка: оно идентично первой фазе заглатывания. Этой фазой овладевают, используя смычные согласные [п], [т], [к]. Последующих фаз следует избегать. В зависимости от фонетики языка в некоторых странах (Греция, США) на первом этапе используется иной прием вызывания звука псевдоголоса — предлагается произносить гласные звуки. На использовании смычных согласных основан и способ С.Л.Таптаповой, которая рекомендует в начальной стадии для укрепления сохранных мышц глотки использовать упражнение «дутье в губную гармошку». Озвучивание извергаемого воздуха облегчается за счет совершения соответствующих вспомогательных движений верхними конечностями и головой, а также диафрагмой и мышцами живота.
4. Метод блокирования (81п§Пот Ь., 1970), осуществляемый в
двух модифицированных вариантах (НешНе! С, Зегте! М., Соп-
га«1 Ь., 1974):
а) заднее блокирование, при котором основание языка пере
мещается кзади и сближается с опущенным мягким нёбом. Это
движение сжимает воздух в глотке и заставляет его поступать в
пищевод. Для облегчения с закрытым ртом произносят звукосоче
тание «кру», одновременно перемещая подбородок к шее. Этот
вариант наиболее труден;
б) переднее блокирование, при котором всасываются губы, а
язык прижимается к передней части нёба. Этими одновременны
ми движениями в пищеводе сразу создается достаточный объем
воздуха для озвучивания. Данный вариант достаточно легок, од
нако требуется соблюдать паузу между блокированием и отрыги
ванием.
5. Метод лабиовибрации (Мюпе1И-Ре11е§пт V., Рш-§1огсЫ О.,
1970).
Больной широко открывает рот, набирает воздух и сразу же выпускает его через ротовое отверстие, при этом губы должны быть вытянуты вперед и вибрировать, произнося звукосочета-
ние «бр...». На примере лабиовибрации больному объясняют механизм действия неоглоттиса и переходят к обучению способу наполнения пищевода воздухом с помощью инжекции или блокирования.
Конечная цель логопедической работы — достижение больным продуцирования понятной звуковой речи. Именно поэтому логопед должен владеть всеми современными методами и применять тот или иной из них в зависимости от конкретного случая. Лучше всего занятия проводить индивидуально или небольшими группами 1—2 раза в день.
Реабилитация голосовой функции в большинстве случаев проводится по модифицированной программе, которая основана на широко распространенной в России методике образования пищеводного голоса, предложенной С.Л.Таптаповой (1963).
Логопедическая работа по восстановлению голоса строится поэтапно:
подготовительный этап — рациональные психотерапевтические беседы и работа над физиологическим и фонационным дыханием;
формирование заместительного механизма фонации — овладение различными приемами, позволяющими пациенту получить первый короткий звук голоса как на традиционном материале согласных [п, т, к], так и на материале гласных;
овладение навыками пользования псевдоголосом — отрабатывается на облегченном речевом материале в пределах элементарных бытовых ситуаций;
дальнейшая автоматизация навыков пользования псевдоголосом и введение усвоенного в живую речь — расширение диапазона звучания, улучшение модуляций, тренировка выносливости голоса и т.д.
Формирование озвученной речи — процесс, требующий большого терпения и настойчивости и от пациента и от работающего с ним логопеда. Никогда не следует переходить к следующему этапу, не овладев как надо предыдущим. Для усвоения отдельного звука требуется различное по продолжительности время — от нескольких минут до недели. Научиться произносить отдельные слова можно за несколько дней или недель, а произносить фразы различной длительности — за период от 1 недели до 3 месяцев. Полного восприятия окружающими речи больного при том, что его усилия останутся для них не замеченными, можно достичь в течение 3 — 6 месяцев или даже года (Ниспе Р., 1963).
Приобретенный в процессе обучения голос имеет частоту основного тона — 20—30 Гц (хороший нормальный голос — 75 Гц), но даже и при более высокой частоте он остается низким, с возможностью модуляции, равной одной терции, самое большое — квинте.