Призрение старости в дореволюционной

РОССИИ1

В бывшем Английском клубе, ныне Музее революции на Твер­ской, среди прочих экспонатов не столь далекого прошлого мож­но видеть застиранный халат с бирочкой владельца на вороте из дома-интерната для престарелых, такой же унылый и пугающий, как сама система призрения стариков в Советском Союзе.

В отличие от единообразной системы гособеспечения, за­бота о дряхлых и нетрудоспособных в дореволюционной России имела разнообразные формы и направления.

Сложная и разветвленная система призрения, сочетавшая и государственную, и частную, и общественную благотворитель­ность, в основе каждой из которых лежала христианская любовь к ближнему, формировалась в течение десяти веков, беря начало от Устава святого князя Владимира (996 год).

1 Ольман С. Призрение старости в дореволюционной России // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 3. — С. 77 — 81.

В законодательных актах Киевской Руси при перечислении пред­метов, подлежащих церковному ведению, говорилось о «слепце, хромце, калеке, вдовице». Первые богадельни, больницы и ску­дельницы (т. е. места общего захоронения людей «без роду и пле­мени») находились на попечении пастырей церкви и монахов. Си­рые и убогие могли рассчитывать на жалость и заботу христиан и кормились вокруг храмов и монастырей. Так появились монастыр­ские, церковные, кладбищенские нищие.

Вплоть до середины XVII в. собственно «государственного» при­зрения не существовало, но князья древнерусские, кто по добро­те души, кто исполняя христианские заповеди, старались облег­чить жизнь своих людей. Так, святой Владимир, примеру которого следовали многие удельные князья, приказал на телегах разво­зить по улицам Киева хлеб, мясо, овощи, мед да квас для раздачи немощным и больным.

При Иване Грозном впервые в русской истории осознается не­обходимость государственного призрения некоторых категорий на­селения, в том числе и стариков. В 1551 г. на Стоглавом церковном соборе, созванном в Москве, рекомендуется описать по городам всех прокаженных и престарелых и устроить богадельни мужские и женские; содержать эти богадельни за счет частных пожертвова­ний. Но далее рекомендаций дело не пошло.

В царствование Алексея Михайловича на арене благотворения появляется, наконец, человек, причем человек «государственный» (дворецкий и воспитатель царевича Алексея), способный действо­вать. Его стараниями и на его средства была устроена в Москве первая городская больница-богадельня, куда специальные люди собирали по улицам валяющихся пьяных и больных, где содержа­ли их до вытрезвления и излечения, а престарелых и неизлечимо больных оставляли на содержание.

Больница Федора Ртищева вмещала 15 больных, а богадельня была рассчитана на 30 стариков. Можно считать, что это было первое получастное-полугосударственное заведение, поскольку ле­карства выделялись бесплатно из царской аптеки, а деньги на со­держание убогих (кроме самого Ртищева) давала царица Марья Ильинична.

Скорее всего, благотворительный подвиг Ртищева повлиял на законодательство. Сын Алексея Михайловича, царь Федор в 1682 г. издал Указ об устройстве в Москве двух богаделен для престаре­лых и увечных, «чтобы впредь по улицам бродяг не было». В этом документе впервые была сформулирована идея «разбора нищих»: действительно немощные определялись на казенное содержание, а ленивые попрошайки — на принудительные работы. (Идея эта реализовалась спустя 200 лет: в 1883 г. при Министерстве внутренних дел учредили Комитет для разбора и призрения нищих.) По некоторым данным, к концу XVII в. в Москве за счет царской казны содержалось восемь домов призрения на 410 человек.

Преобразовательная деятельность Петра I коснулась и нашей темы, определив обязательные нормы призрения и помощи и тре­буя их исполнения. Новой системы призрения, как и новых орга­нов, Петр Великий не создал, но выдвинул великие задачи, ко­торые оказались по плечу только Екатерине Великой.

Екатерина II Указом 1775 г. определила специальные органы — Приказы общественного призрения — для насаждения в каждой губернии богоугодных заведений и надзирания за их процветани­ем. Эти Приказы просуществовали около ста лет, а в девяти гу­берниях сохранились до десятых годов нашего века. Лишь в 1864 г. Приказы общественного призрения были заменены земскими уч­реждениями, а в 1867 г. города получили право самостоятельно принимать меры в области призрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: