О. В. Краснова

ВИДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ'

В современной науке социально-психологические вопросы по­жилого возраста представляют собой одну из сторон изучения раз­личных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с со­циальной средой. Социальная геронтология изучает старение как процесс в его биологическом и психологическом измерениях; рас­сматривает институциональный подход, акцентирующий внима­ние на проблемах социоэкономического статуса и социальных ролей престарелых, и историко-культурологический подход, по­зволяющий сопоставить различные представления о старости и социальных аттитюдах.

В рамках этих направлений создаются различные модели со-цио- и психогеронтологического знания, предмет которых состав­ляют, во-первых, процесс старения и его социоисторическая ди­намика, во-вторых, социальное положение и психологический опыт пожилых как специфической социовозрастной группы. Кро­ме того, очевидно, что предмет и задачи социальной психологии и социальной геронтологии частично совпадают, т.е. являются общими. Психология старения является частью широкого научно­го достижения геронтологии, поэтому объяснения психологов изменений паттернов поведения, происходящих с возрастом, желательно соединить с другими геронтологическими направле­ниями, которые объясняют явления старения с точки зрения ме­дицины, биохимии и др. Тогда закономерно возникает вопрос о методах исследования данного предмета.

Социальную геронтологию без преувеличения можно назвать ядром современных исследований процессов старения. С одной сто­роны, она связана с комплексом социальных наук — социальной психологией и социологией, экономикой, демографией, полито-

1 Краснова О. В. Виды и методы исследований в психологии старения // Психо­логия зрелости и старения. — 1999. — № 1. — С. 5 — 21.

36,V.

логией и этикой. С другой стороны, изучение социального изме­рения старости невозможно без предварительного ответа на воп­рос о том, что же именно подвержено старению, т. е. вне медико-биологического осмысления инволюционных процессов в ходе он­тогенеза. Но именно проникновение социальных, а затем и соци­ально-психологических исследований в геронтологию позволило этой науке выйти за рамки медико-биологических проблем.

Стаж «совместной работы» психологии и геронтологии срав­нительно невелик. Он начинается с опубликования в 1922 г. моно­графии американского психолога Ст. Холла «Старение», который является одним из первых исследователей социально-психологи­ческих аспектов старости и основоположником нового междис­циплинарного комплекса знаний — социальной геронтологии.

Термин «социальная геронтология» введен в научный обиход в начале 50-х годов XX в. Р. Хэвигхэрстом и Р. Альбрехтом [Havig-hurst R., Albrecht R., 1953].

Сегодня этот термин общепринят, однако вопрос о том, что же именно он обозначает, долгое время оставался дискуссион­ным.

В отечественной науке термин «социальная геронтология» по­явился значительно позднее, чем началась разработка социальных аспектов старения. Уже в работах И.И.Мечникова и А.А.Бого­мольца в связи с проблемой продления жизни человека ставились не только биологические и медицинские, но и социальные воп­росы [См., например: Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т., 1978]. Одна­ко только в конце 40-х годов XX в. социальные проблемы старе­ния стали рассматриваться отечественными учеными как само­стоятельные. <...>

Социальные исследователи, изучающие феномен старости, были единодушны в том, что геронтологический анализ должен охватывать биологические, психологические и социальные аспекты старения, т.е. закономерности инволюции живых организмов, включая человека, особенности внутриличностного переживания опыта старости, специфику положения престарелых в различных социальных системах. Спорным же представляется статус герон-тологических исследований: следует ли считать социальную ге­ронтологию целостным междисциплинарным комплексом знаний, либо мультидисциплинарной совокупностью данных, накоплен­ных прочими социальными науками, которые так или иначе об­ращаются к процессу старения? Безусловно, социальная геронто­логия должна быть научной дисциплиной в полном смысле этого слова, т.е. дисциплиной, располагающей собственным категори­альным аппаратом, принципами сбора и анализа данных, мето­дами их обобщения и интерпретации. Вместе с тем геронтологи-ческие исследования — это подвижный, нефиксированный набор сведений и данных, почерпнутых из традиционных социальных,

психологических и других дисциплин. Фундаментальные исследо­вания, относящиеся к интересам геронтологии, не имеют четко очерченных границ. Мультидисциплинарный подход предполага­ет, что проблемами старости занимаются психологи, социологи, медики, экономисты и демографы. Каждая из этих наук уже имеет свой категориальный аппарат. В то же время развитие социальной геронтологии за последние три-четыре десятилетия дает основа­ние утверждать, что эта дисциплина все более приобретает харак­тер самостоятельной науки, которая имеет собственные концеп­туальные и методологические принципы.

Тем не менее, рассматривая специфику эксперимента соци­альной геронтологии, мы обращаемся к методам социальной пси­хологии как области, являющейся основой для новой дисципли­ны. На наш взгляд, в области психологии старения можно выде­лить четы ре вида исследований.

1. Различные определения предмета изучения — самого старе­ния — большей частью основаны на описательном или феноме­нологическом уровне знания, что позволяет строить различные классификации и схемы или развивать теории моделей и страте­гий поведения пожилых и старых людей.

Поэтому первый вид исследований условно можно назвать опи­сательный. Как правило, описательные исследования позволяют выдвигать, а не проверять гипотезы. При этом часто используют методы наблюдения и контент-анализа документов. <...>

Такой вид исследования может проводиться или в целях пред­варительной параметрической оценки для дальнейшего конт­рольного эксперимента, или в тех случаях, когда природа явле­ния в силу этических или технических причин не позволяет про­вести такой эксперимент.

2. Рассматривая виды исследований в зарубежной психологии старения, Дж. Биррен [Birren J., 1986] приводит примеры иссле­дований, которые называет экспериментальной манипуляцией: в ча­стности, изучение времени реакции в нескольких возрастных груп­пах. В отечественной психологии такие эксперименты чаще извест­ны под названием контролирующие, они обязательно должны быть концептуализированы. Эти исследования направлены на изучение феномена или явления, характерного для позднего возраста. В дан­ной области они выполняются на уровне качественной теории с применением математического аппарата для анализа и объясне­ния количественных закономерностей.

Можно выделить несколько моментов, на которые необходи­мо обращать внимание при проведении контролирующих экспе­риментов в области психологии старения.

Во-первых, главная особенность большинства таких исследова­ний заключается в том, что теоретическая ориентация — контекст «главной линии» психологии (когнитивизм, бихевиоризм, теория

деятельности и др.) — применяется к объекту изучения, т. е. пожи­лым людям. Предметом исследования таких экспериментов могут выступать различные феномены и категории: особенности психи­ческой деятельности пожилых; критерии социальной адаптации пожилых; самооценка и эмоциональные состояния в позднем воз­расте; удовлетворенность жизнью и пр. При этом достаточно редко в исследованиях авторы определяют изучаемый предмет с учетом специфики объекта эксперимента, а именно, пожилых людей. <...> Во-вторых, пожилые и старые люди как объект исследования могут создавать проблемы с точки зрения этики. Например, суще­ствуют ограничения в исследовании процессов принятия реше­ний в важных обстоятельствах жизни (выбор жизни или смерти; социально-стрессовые ситуации, многочисленные в позднем воз­расте — потеря близких, переживания, связанные с выходом на пенсию; семейные конфликты, перемена жизненного уклада; от­сутствие деятельности, повышающей социальную самооценку ста­рого человека).

В-третьих, возникают технические трудности самого разного плана. Например, возможны сдержанность и скрытность пожилых людей. Иногда пожилые люди предпочитают просто не давать те ответы, в которых они не уверены, т. е. действуют по принципу: «лучше не отвечать совсем, чем делать ошибки». По А.Шварцу [SchwartzA., 1984, с. 86] «нежелание отвечать и степень "осторож­ности", проявленные пожилыми людьми, являются фактом по­лезной и адаптивной стратегии самозащиты». В других случаях при ответах на вопросы, затрагивающие эмоциональную сторону жизни пожилых людей, возможны аффективные, неконтролируемые ре­акции с их стороны.

В-четвертых, пожилому и старческому возрасту присущи хро­нические заболевания (по данным некоторых авторов, их насчиты­вается до десяти), что снижает общую психическую активность и негативно сказывается на интеллектуально-мнестических функ­циях, которые используются в экспериментах. При этом большин­ство исследователей отбирают своих испытуемых по статусу здо­ровья (сообщают, что их объекты исследования «здоровы»). По­этому, для того чтобы понять, адекватны ли методы эксперимен­та задачам исследования и можно ли сравнивать между собой по­лученные данные, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- какая группа пожилых людей представляет выборку и соот­ветствует ли она целям исследования;

- была ли выборка отобрана согласно плану исследования или использовались статистические методы;

- принимали ли пожилые, участвующие в эксперименте, ме­дикаменты и, если так, как это повлияло на результаты;

- были ли учтены любые потери пожилых или смертность в выборке.

3. Проблемы исследований в области социальной геронтологии связаны не только с психическими особенностями пожилых лю­дей. Как видно из задач социальной геронтологии, основное по­ложение в них занимают вопросы стереотипов пожилых, аттитю-дов и отношения к пожилым и старым людям со стороны обще­ства в целом и различных его групп; вопросы отношения пожи­лых людей к выходу на пенсию и другие. Их изучение представля­ет собой следующий вид исследований, который условно можно назвать культурно-генетическим. <...>

4. Еще один вид исследований в психологии старения — вме­шательство, например тренинг, который улучшает интеллектуаль­ные способности в результате практики, или помощь пожилым, испытывающим депрессию, в формировании более позитивного взгляда на жизнь. Его цель — улучшение жизни пожилых или из­менение их поведения в желательном направлении.

Среди пожилых людей, находящихся в депрессии, относительно высока часть тех, за кем ухаживают в терапевтических дневных больницах. Поэтому людям, работающим с пожилыми и ухажива­ющим за ними, часто требуется дополнительная помощь в борьбе с депрессией, так как медикаментозного лечения оказывается не­достаточно. С. Эммерсон [Emmerson С., 1992] предложила группо­вой подход к этой проблеме, основанный на когнитивно-бихеви­ористских положениях. Были созданы три группы по пять чело­век, которые не имели ярко выраженного или патологического когнитивного ухудшения. Каждая группа собиралась один раз в неделю для развития у ее членов способности справляться с деп­рессией и понимания того, как определенная активность и чув­ство взаимодействия влияют на настроение.

Перед началом работы групп и через три месяца после работы с целью изучения влияния метода на улучшение их настроения клиенты отслеживались с помощью шкалы больничной тревоги и депрессии, теста гериатрической депрессии, теста визуальных ана­логов для само оценивания. Результаты обследования показали, что группы были оценены позитивно.

Предлагались следующие темы для обсуждения:

- медицинские, социальные и психологические модели деп­рессии;

- когнитивно-бихевиористский подход к депрессии;

- негативные и позитивные стороны жизни пожилых людей; способы увеличения количества приятных событий и ослабления влияния негативных событий в собственной жизни;

- способы борьбы с тревожными симптомами, упражнения на расслабление;

- способы адаптации к поправимым трудностям (например, уменьшение межличностных контактов) и к необратимым поте­рям (например, смерть супруга);

- планирование своего будущего как один из методов преодо­ления депрессии; усовершенствование индивидуальных планов на две последующие недели и принципы «само укрепления».

В результате таких обсуждений члены группы начинают пони­мать, что большинство пожилых людей испытывают такие же не­гативные чувства, как и они. Это способствует тому, что они на­чинают учиться реализовывать теорию на практике, получать по­мощь от других людей, планировать свое время.

Определенный интерес для исследователей представляет про­грамма «Качество жизни», цель которой состоит в выработке по­жилыми стратегии независимости, их интеграции в общество и повышении качества их жизни [GroffK., 1992]. В основе програм­мы лежит представление о творческом духе как источнике жиз­ненных сил человека. Программа состоит из трех этапов.

На первом этапе цель воздействия — пробуждение у пожилых желания узнавать новое, стимуляция воображения, любопытства. Для этого применяются двигательные упражнения, танцы, уп­ражнения на воображение, игры.

Второй этап — стимуляция мышления, восприятия, постанов­ки и решения проблем.

На третьем этапе пожилых учат видеть в повседневной жизни элементы творчества, выходить за пределы привычного круга со­бытий и отношений.

В результате участия в таких программах у пожилых значитель­но возрастают показатели креативности и гибкости мышления. В Великобритании, например, для пожилых разработана програм­ма обучения и тренинга, в которой описаны формы участия в ней людей позднего возраста, основные проблемы, возникающие в процессе работы с пожилыми, и возможности их разрешения [Schuller Т., Bostyn A., 1992].

Чтобы вмешательство было успешным, необходимо провести предварительную параметрическую оценку тех показателей, ко­торые будут отображать степень воздействия. Для этого важно знать различия между биологическими изменениями организма, в том числе его ЦНС, и их отображением в психике человека, между социальными изменениями личности и их субъективным отобра­жением.

При этом надо учитывать, что возможны негативные послед­ствия «вмешательства». Например, широко распространенный на Западе метод «Ориентация в реальности» (ОР), используемый для улучшения поведения пожилых людей с различными формами Деменции и дезориентированности, требует осторожности в при­менении, так как обстоятельные доказательства его эффективно­сти отсутствуют. В одних случаях пациенты находят занятия «скуч­ными» и «бесполезными». В других экспериментальная группа (та, которая обучалась по программе ОР) давала гораздо лучшие ответы по тестам информации, ориентации, памяти и учения, чем контрольная группа. Некоторые исследования показывают, что по­ведение пациентов дома улучшается, тогда как у тех, кто нахо­дится длительное время в больнице, такого улучшения не наблю­дается. Учитывая различия в оценках результатов применения ОР, можно сделать вывод, что они сравнимы между собой лишь кос­венно, так как в одних случаях у пожилых измеряют, например, познавательные процессы, а в других — поведение. Возможно так­же, что исследуются различные виды ОР (двадцатичетырехчасо­вой или классный). Поэтому эти программы, как и некоторые дру­гие, рекомендуемые для работы с пожилыми людьми, требуют до­полнительных исследований по изучению их эффективности.

Описанные выше виды экспериментов в социальной геронто­логии не исчерпывают многообразия исследований в этой облас­ти. Условность названий предполагает раскрывающую их содержа­ние дефиницию. Главной проблемой остается неопределенность методологии исследований, связанная с отсутствием единой тео­рии старения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: