То направление социосинергетики, которое относится к прогнозированию эволюции социальных систем, логично назвать футуросинергетикой. Какое место может занять это новое направление в ряду других футурологических дисциплин — научно-технологического и социального прогнозирования, глобалистики, альтернативистики и др.?
На мировую общественность особенно сильное впечатление произвели доклады Римского клуба, начиная с первых публикаций Дж. Форрестера, Д. и Д. Медоузов и др. Эти доклады, появившиеся в начале 70-х годов XX в., стали настоящей мировой сенсацией. Выяснилось, что человечество стоит на грани глобальной катастрофы, обусловленной надвигающимся исчерпанием минеральных ресурсов, недопустимым техногенным загрязнением окружающей среды и неостановимо продолжающимся ростом численности народонаселения Земли. Последовавшие затем новые доклады Римского клуба не смогли добавить сколько-ни-
будь светлых тонов в эту мрачную картину наступающего апокалипсиса.
|
|
Кризис глобалистики, в рамках которой так и не удалось наметить конструктивных путей преодоления общепланетного коллапса, привел к появлению серии альтернативных исследований, авторы которых поставили своей целью поиск решения глобальных проблем. Среди этих работ были книги Г. Гендерсон, М. Фергюсон, Ф. Фукуямы, П. Кеннеди, а в России — И. В. Бестужева-Лады, Л.В. Лескова, А.С. Панарина, Ю.В. Яковца и др. [3, 6, 17, 20]. В этих работах была сформулирована концепция альтернативной цивилизации, переход к которой, по мнению авторов, может обеспечить преодоление глобального кризиса.
Проект этой альтернативной цивилизации в наиболее общем виде включает несколько программ: восстановление глобального топливно-сырьевого баланса, нормализацию воспроизводства поколений, природоохранные мероприятия, прекращение гонки вооружений и всеобщее разоружение, постановку человека в центр системы ценностей. Целевые установки этих программ были совершенно правильными, но их слабым местом было отсутствие эффективных механизмов проведения их в жизнь.
В 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро эти предложения были положены в основу пакета документов «Повестка дня на XXI век». Решения конференции в Рио-де-Жанейро ориентировали правительства и мировую общественность на переход к самоподдерживающемуся, устойчивому развитию. Человечество, говорится в документах Организации Объединенных Наций, способно сделать свое развитие устойчивым — обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Однако эти совершенно правильные ориентиры также несли на себе налет прекраснодушия, так как не были найдены ни действенные способы проведения этих решений в жизнь в глобальном масштабе, ни средства международного контроля за их выполнением. В результате на многих международных форумах, включая «Саммит Земли» (Йоханнесбург, 2002) проходивших в последующие годы, отмечалось неудовлетворительное проведение в жизнь рекомендаций, принятых в Рио-де-Жанейро.
|
|
Таким образом, к настоящему времени проблему глобального кризиса нельзя считать решенной. Несмотря на весьма значительный объем исследований, проведенных в разных странах, удовле-
творительных походов к ее решению найти так и не удалось. Одна из причин неудач состоит, очевидно, в недостаточном методологическом обеспечении проводимых исследований. Нет сомнений, что включение в инструментарий технологического и социального прогнозирования методов синергетики в состоянии способствовать решению этого важного комплекса задач.
Остановимся на тех потенциальных преимуществах, которые может дать развитие синергетических методов моделирования процессов социокультурной динамики.
1. Комплексный анализ проблемы глобального кризиса во всем его многомерном и многофакторном пространстве.
2. Построение спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции локальных цивилизаций и мирового сообщества в целом после выхода из глобальной мегабифуркации.
3. Формализация условий выхода из кризиса на основе концепции регулировочных параметров порядка.
4. Численная оценка статистических весов альтернативных сценариев эволюции в функции курса реформ и других факторов.
Опираясь на эти преимущества футуросинергетики, можно использовать ее методы для решения весьма широкого круга задач. Перечислим некоторые из их них.
1. Выявление факторов, позволяющих классифицировать данный бифуркационный кризис социальной системы как структурный либо как системный.
2. Анализ устойчивости социальной системы в зоне бифуркации на основе определения генетического комплекса адиабатических инвариантов исторического процесса, характерных для этой системы.
3. Построение иерархического ряда систем и подсистем, взаимно влияющих на собственный эволюционный процесс. Например, социальную систему можно рассматривать как структурный элемент иерархически более высокой социально-экологической системы, а эту последнюю — как элемент космопланетарной системы.
4. Численное моделирование эволюции социальных систем с учетом энергетических, технологических, экологических, социально-политических, психологических и других факторов.
5. «Историческая механика» — численное моделирование альтернативных виртуальных сценариев развития реальных исторических событий путем ретропроекции.
6. Фантоматика, или кентавристика, — синергетический анализ утопических социальных проектов, позволяющий определить цену их реализации и возможные негативные последствия.
7. Синергетическая кратология — выбор коридоров осуществления властных функций, соответствующих минимальному риску негативных последствий.
8. Синергетика национальной и международной безопасности.
9. Синергетика перехода к постиндустриальной и постэкономической цивилизации.
10. Электоральная синергетика — синергетический прогноз результатов выборов.
11. Синергетика когнитивной деятельности.
12. Синергетика глубокого футурологического прогноза за пределами существующей научной парадигмы.
Этим перечнем практические возможности футуросинергетики не исчерпываются.
Глава 1.9