Фундаментальным теоретическим базисом перехода к устойчивому эволюционному аттрактору постиндустриальной цивилизации должна стать новая научная парадигма. Социокультурный аспект, складывающийся на этапе перехода к этому аттрактору, требует, с одной стороны, последовательного проведения в жизнь традиционных научных принципов, но с другой — парадигмального высвечивания методологически новых подходов к постановке и решению научных и технических проблем, становления новых фундаментальных научных направлений, внесения необходимых корректировок в современную систему миропредставления. Модернизация общенаучной парадигмы, которая становится необходимой и неизбежной на этапе перехода к устойчивому ноосферно-гуманистическому постиндустриальному обществу, обеспечит су-
щественное расширение горизонтов научного знания и окажет стимулирующее воздействие на создание материальной базы перехода к устойчивому будущему.
Обобщая анализ комплекса проблем, проведенный в предыдущих разделах книги, попытаемся сформулировать основные принципы, которые могут определить облик складывающейся постсовременной научной парадигмы.
|
|
1. Системность, предполагающая комплексное рассмотрение различных аспектов эволюционного кризиса, а также любых виртуальных эволюционных сценариев. Попытки разрешить, например, проблему сохранения природной среды, в значительной мере отрывая ее от других кризисных факторов либо учитывая их не в полной мере, как показывает практика, не позволяют достичь желаемых результатов.
Системный критерий нарушался при построении национальных космических программ, программ развития атомной энергетики и др. Это приводило к переоценке политических и престижных факторов и, напротив, к значительной недооценке факторов безопасности.
2. Синкретизм. Английский писатель и одновременно физик Чарльз Сноу писал, что драматизм развития науки в XX в. состоял во все нараставшем разрыве между естествознанием и гуманитарными дисциплинами. Можно думать, что наметившееся в последние годы размывание этого противоречия будет продолжаться и в XXI в. Synkretismos по-гречески означает соединение. В XXI в. этот процесс сближения научных направлений примет форму синкретической триады «естествознание — технология — гуманитарное знание».
Как было показано в ч. 4 и 5, одним из существенных достижений науки конца XX в. стало снятие антагонизма линий Платона и Демокрита, преодоление взаимного отрицания идеализма и материализма, продолжавшегося два с половиной тысячелетия. Знаковой вехой на этом пути стало формирование мэонической триады «квантовый вакуум (мэон) — материя — сознание».
|
|
3. Синергетическое мышление. Есть старая притча о сушеной обезьяньей лапке. Это талисман, который исполнял любое желание своего владельца: человек хотел много денег — ему приносили страховку за погибшего сына... Теория самоорганизующихся систем, или синергетика, утверждает: в условиях эволюционного кризиса подобные ситуации типичны. Это происходит из-за потери
системной устойчивости в точке бифуркации, когда основное влияние на переход к тому или иному виртуальному тренду начинают оказывать случайности, второстепенные факторы.
Методы синергетики позволяют снизить риск перехода на тупиковые виртуальные сценарии и, напротив, повысить вероятность развития по оптимальному сценарию. В основе этих методов лежит принцип синергетической триады «открытость — нелинейность — когерентность». Принципы синергетики носят очень общий характер и позволяют выйти на поле гуманитарных дисциплин.
Такой подход служит основой возникновения новых научных направлений — социосинергетики, исторической механики, футуросинергетики и др. Появилась возможность решать ряд прикладных задач: моделирование виртуальной реальности, стратегические игры, оценка статистических весов альтернативных сценариев эволюции, определение критериев запрета тупиков эволюционных трендов и др.
4. Динамизм. Согласно Куну, парадигма как мировоззренческий стандарт выполняет две противоположные, но взаимосвязанные функции. Первая — консервативная, охранительная, заблаговременно отсекающая ложные ходы, включая антинаучные измышления. Вторая — поисковая, направленная на снятие неопределенностей в принципиально новых областях знания, где еще не завершены эксперименты и отсутствует теория, получившая всеобщее признание. В условиях глобального эволюционного кризиса естественно ожидать, что усилия ученых, способных мыслить нестандартно, будут концентрироваться на втором функциональном направлении.
С позиций принципа динамизма следует признать правоту концепций перманентной модернизации науки и фаллибилизма, т.е. отказа от окончательно завершенных фундаментальных теорий. Одна из задач научного исследования состоит поэтому в определении границ применимости конкретных теоретических моделей. Из антидогматичного характера принципа динамизма следует также признание допустимости параллельного сосуществования альтернативных теоретических моделей.
Вместе с тем остается незыблемым правило П. Капицы: «Фундаментальные эксперименты остаются в науке навсегда, а их теоретическая интерпретация может изменяться». Любая теория остается открытой.
Принципы динамизма и антидогматизма процесса научного познания могут быть дополнены до эпистемологической триады, если в нее включить в качестве третьего элемента принцип «знающего незнания» {docta ignorantia на латыни), введенный Николаем Кузанским. Признание некоторого объема новой информации установленным с научной достоверностью должно сопровождаться указанием тех границ, за которыми начинается область нашего незнания. Это знание о незнании во многих случаях может послужить стимулом для появления новых ценных научных идей.
5. Комплементарностъ, или дополнительность. Этот старый принцип Нильса Бора — contraria sunt complementa (противоположность суть дополнительность) — получает развитие в новой науке. Сходятся ранее противостоящие линии Платона и Демокрита в рамках единой синергетической ноокосмической парадигмы. Постепенно уходит в прошлое разрыв между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами. Утрачивает резкие очертания противоположение действительного мира и виртуальной реальности.
|
|
6. Универсальный эволюционизм. Этот базовый принцип — следствие теории самоорганизующихся систем. С его принятием постулируются основные аксиомы синергетики на всех иерархических уровнях самоорганизации, включая человеческий социум, науку и саму Вселенную. Принимая этот принцип, наука отказывается от традиционных дихотомий цивилизация — природа, общество — человек, национальные интересы — глобализм и т.д. Перенос центра тяжести исследования эволюционных процессов в рамках отдельных научных дисциплин на изучение универсальных законов эволюции в их целостности и самоорганизации. Включение частных эволюционных процессов в единый поток космической эволюции. Выявление фундаментальных механизмов универсального эволюционного процесса (принцип семантического давления).
7. Космизм (признание единства человека и космоса, включенности человечества в эволюционные космические процессы, неизбежности космического будущего человечества). Отказ от крайностей аксиологического идеала антропоцентризма и антропокос-мизма, основанных на утверждении права человека вмешиваться на основании собственного произвола в протекание природных процессов в планетарном и космическом масштабах. Принципы
самосогласованной коэволяции человека и окружающей среды вплоть до космических масштабов.
8. Сайентистская триада. Традиционно принято считать основными функциями науки когнитивную и конструктивную. В условиях эволюционного кризиса и процессов перехода к устойчивому будущему, когда цена ошибок и скорость перемен резко возрастают, этого уже недостаточно. Не менее значительную роль начинают играть функции, которые до сих пор воспринимались как вторичные: высшее образование, подпитка других сфер человеческой деятельности хорошо подготовленными интеллектуалами и новыми идеями, гуманизация техники. Тремя основными элементами триады, определяющими аксиологические ориентиры научной деятельности, становятся познание, обращенность к практике и образование.
|
|
Эпистемологическая триада научной деятельности означает отказ от былой аксиологической индифферентности науки, о которой свидетельствует старый удачный образ башни из слоновой кости как обители ученого, оторванного от живой жизни. Новая наука приобретает ярко выраженную гуманистическую и нравственную направленность, эпицентром ее внимания становится сам
человек.
Анализ, проведенный в ч. 3, 4, 5 книги, дает основание утверждать, что сквозь плотное кольцо почти неразрешимых проблем, которые XXI в. получил в наследство от XX в., стал, кажется, виден яркий свет надежды. XIX в. передал нам главное достижение социально-политических наук своего времени — постулат Маркса о примате технологического базиса для социокультурной эволюции. Вся история завершившегося XX столетия — блестящее подтверждение справедливости этого постулата.
Обращаясь к той информации, о которой шла речь в ч. 3, 4, 5, можно утверждать, что колесо истории совершает еще один поворот и в наших руках оказывается главное звено той цепи, ухватившись за которую мы выберемся наконец к свету.
Технологическая переориентация, которая началась в последние десятилетия XX в. и будет продолжена в XXI в., является весьма фундаментальной и носит характер смены способа производства. В результате новой промышленной революции на смену техногенной цивилизации, нацеленной на материальное производство и потребление природных ресурсов, приходит постиндустриальное общество, для которого высшими ценностями стано-
вятся знание, духовные интересы человека и максимальная самореализация его творческого потенциала. Разумеется, эта новая форма социума пока в значительной мере остается одним из альтернативных виртуальных сценариев, но этот сценарий становится все более реальным.
Переход человечества к третьему после неолитической революции и становления индустриальной цивилизации суперциклу в своей истории — постиндустриальному обществу происходит в непростой обстановке. Не удается выработать концепцию и стратегию преодоления экологического кризиса и перехода к устойчивому будущему, которые были бы коллективно одобрены мировым сообществом. Как показал Саммит Земли, проходивший в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге, мнения по этим вопросам резко расходятся.
К началу XXI в. стала проясняться и другая, таящая не менее опасные угрозы историческая тенденция. Складывается впечатление, что констелляция мировых финансовых центров со штаб-квартирой в Вашингтоне пытается найти решение острых вопросов современности на путях финансовой, технологической, политической и культурной глобализации, которая особенно бурно развивается начиная с последнего десятилетия XX в. Сам по себе этот процесс исторически неизбежен и благотворен для человечества. Но ему постарались придать однобокий, униполярный характер, ориентированный на создание мировой империи Pax Americana. Эта новая версия социально-политической утопии, упорно навязываемая миру всеми средствами, включая применение оружия, уже породила немало бедствий — яростные вспышки терроризма, размах сепаратизма, фундаментализма и национализма. А привести она может к мировой войне.
Найдет ли XXI в. средства для преодоления многочисленных кризисных явлений, доставшихся ему от предшествующей исторической эпохи, и тех, которые порождены новым временем? Нет, если лица, от которых зависит выбор пути, будут придерживаться прежних методов принятия стратегических решений, основанных на механистическом миропредставлении. Да, шанс найти такие решения станет реальным, если будет совершен переход к новому, нелинейному стилю мышления.
Этот переход облегчит, в частности, становление новой общенаучной парадигмы, соответствующей наступающей постиндустриальной эпохе. На этой научной основе начиная с 2010-2015 гг.
будет происходить формирование очередного, 6-го технологического уклада. Можно думать, что в технологическое ядро этого уклада наряду с информатикой, биотехнологией, нетрадиционной энергетикой войдут и квантово-вакуумные технологии. Менее определенным оказывается прогноз на 7-й технологический уклад, формирование которого начнется в середине XXI в. Нельзя, однако, исключить, что на этом этапе успехи биотехнологии и кванто-во-вакуумных технологий поставят в повестку дня проблему автоэволюции человека. Сформулированная в этой главе версия постсовременной научной парадигмы может сыграть позитивную роль, помогая правильно выбирать ориентиры при движении по этому нелегкому пути к постиндустриальной цивилизации.
Говоря о строительстве в XXI в. нового дома для человечества в нелинейной Вселенной, мы сосредоточили наше внимание главным образом на решении научных и технологических проблем. Не вызывает, однако, ни малейших сомнений — и это прямо следует из принципов только что сформулированной парадигмы, — что успех может быть достигнут только на основе комплексных социокультурных преобразований. Противоречия есть и будут — они источник развития. А преодолевать их может только общая воля граждан Земли, объединенных пониманием проблем и гуманистическими нравственными принципами.
_____________________________________________________________________________