(вместо заключения)
______________________________________________________________________
Основная тема настоящей монографии — исследование грядущего хода истории в пространстве альтернатив. И здесь сразу же встает вопрос о смысле времени в качестве нашего экзистенциального измерения. Этот мировоззренческий и философский вопрос имеет фундаментальное значение для уяснения грядущих судеб человеческого Космоса.
Если мы живем в детерминистической Вселенной, где властвует определенность, то как можно мыслить творческую активность и этику? И что такое свобода воли и личная ответственность в этом мире, который никак не совместим с идеалами демократии?
Чтобы снять эти вопросы, мы выбрали концепцию нелинейного мышления, которая лежит в основе теории самоорганизующихся систем, или синергетики. Принимая такой подход, мы должны рассматривать динамику самоорганизующихся систем как циклический процесс, когда после точки расщепления эволюционного тренда, или бифуркации, дальнейшее развитие системы будет происходить в соответствии с одним из альтернативных виртуальных сценариев.
Эту же мысль можно выразить по-иному: за точкой бифуркации течение времени перестает быть одномерным, оно как бы расщепляется на несколько виртуальных независимых осей. Дальнейшее самодвижение системы осуществляется в этом многомерном темпоральном пространстве.
И лишь в самом простом случае только одно из этих темпоральных направлений оказывается реальным, а все остальные так и остаются виртуальными, непроявленными. В нашей нелинейной Вселенной вполне возможны более сложные ситуации, когда самодвижущаяся система «перескакивает» с одной темпоральной ветви на другую, т.е., начав развитие в соответствии с одним сценарием, затем продолжает эволюционировать согласно другому.
Все это дает основание, анализируя проблему будущего, говорить не об одномерной стреле времени, а о многомерном темпоральном пространстве. Важное отличительное свойство этого пространства — нелинейность процессов, которые развиваются на его поле. События, развертывающиеся на нем, характеризуются не определенностью, а возможностью и вероятностью. В силу нелинейности меняется и темп, скорость хода времени, с которой развертывается цепь последовательных взаимосвязанных событий. Настоящее здесь определяется не только историей, т.е. прошлым, но и будущим. Поэтому это темпоральное пространство более всего напоминает некий виртуальный лабиринт, состоящий из сложного переплетения разнообразных ходов.
Кому-то этот образ нелинейной Вселенной может показаться излишне усложненным. Но что делать — он значительно лучше соответствует реальности того мира, который является домом человеческого бытия. Не приходится поэтому удивляться, что человек во все времена стремился поставить между собой и этой суровой реальностью очередной миф. Однако один из самых верных уроков истории состоит в том, что следование мифологии — лучший способ зайти в эволюционный тупик.
Именно тупиком заканчивается большинство эволюционных виртуальных паттернов темпорального пространства. И лишь немногие ведут к устойчивым эволюционным трендам. Главная задача теории состоит поэтому в том, чтобы указать алгоритм, позволяющий определить, какие из альтернативных темпоральных направлений скорее всего ведут в тупик, и тем самым найти оптимальную дорогу к намеченной цели. Но, делая этот выбор, который мы сочли бы оптимальным, следует тщательно разобраться, какую цену мы за это заплатим, какими могут оказаться негативные последствия.
Но можно эту задачу сформулировать и иначе, более точно: в процессе движения, быть может, станет ясно, что и сама цель первоначально выбрана не очень удачно. И тогда, присматриваясь к альтернативным паттернам, которые предлагает темпоральное пространство, можно будет выбрать более подходящий вариант. А можно сделать и следующую итерацию: в процессе движения по темпоральному пространству перестраивается и оно само — в результате появления новых, ранее отсутствовавших факторов открываются новые, не существовавшие прежде виртуальные темпоральные ходы. И тогда становится возможным еще более оптимальное решение. Свобода в нелинейном мире — это возможность
выбора из виртуальных альтернатив и осознание ответственности за этот выбор.
Как видно, синергетическая логика поиска оптимума очень мало напоминает традиционную эвристику, основанную на постулатах определенности. С первого взгляда эта логика может показаться излишне запутанной. Но это совсем не так, потому что в ее основе лежат всего три простых принципа: открытость, нелинейность, когерентность.
Поэтому усвоить эту логику и научиться ее использовать не столь трудно. Значительно сложнее другое — понять, что и само виртуальное темпоральное социокультурное пространство может быть вписано в структуру эволюционирующей нелинейной Вселенной. Возможность такой проекции имеет принципиальное значение для выбора по-настоящему оптимальной стратегии грядущей цивилизационной трансформации — постиндустриальной, ноосферной или еще какой-либо подобной.
Силлогизм Байеса-Налимова позволяет свободно генерируемому фильтру взаимодействовать с детерминированно определенной информацией, порожденной всем известным потенциалом науки и культуры. Это означает, что при возникновении новой ситуации становится возможным сочетание принципа определенности со спонтанностью свободы выбора. Такой подход интересен, в частности, тем, что может послужить основой мультипликативного объединения двух задач — выбора оптимальной стратегии общественной трансформации и модернизации существующей научной парадигмы. Традиция предусматривает раздельное решение обеих задач. Однако следуя этой традиции, вряд ли удастся найти выход из тупиков современного эволюционного кризиса. Нелинейное мышление предлагает иной подход к поиску этой стратегии.
Если рассматривать обе задачи — поиск оптимума социокультурной трансформации и модернизацию научной парадигмы — в их органическом единстве, то результатом окажется значительное обогащение виртуального темпорального пространства. Появляются новые перспективные сценарии эволюции мировой цивилизации. Речь идет об использовании венчурных технологий, основанных на позитивном знании, которое еще недавно рассматривалось как лежащее за пределами научного мировоззрения. Этот стратегический выбор в пространстве нетрадиционных технологий, вполне вероятно, окажется наиболее оптимальным.
Пятьсот лет назад, совершая переход к индустриальному обществу, европейская цивилизация использовала мощные опоры — бунтарский дух Возрождения, смелые мечты утопистов, аскетический настрой протестантской этики, идеи Просвещения, либерализма и социал-демократии. Этот духовный взлет раскрепостил творческую мысль ученых, философов, инженеров. Постиндустриальная трансформация, возникшая как отклик на вызов истории на рубеже третьего тысячелетия, потребует не менее глубоких и масштабных подвижек мысли и духа. Только на их волне Коллективный Интеллект человечества сможет найти верную дорогу к новым великим свершениям. В случае успеха это будет означать наступление эпохи нового Осевого времени.
Быть может, наиболее значительную трудность, которую человеческому духу предстоит преодолеть на этом пути, составит небывало малый по историческим меркам лимит времени, величина которого определена быстрым истощением ресурсов Земли. И если настоящая книга хотя бы в некоторой степени будет способствовать преодолению этой трудности, то автор сочтет свою задачу выполненной.
_____________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
______________________________________________________________________