На пороге нового дома

(вместо заключения)

______________________________________________________________________

Основная тема настоящей монографии — исследование гряду­щего хода истории в пространстве альтернатив. И здесь сразу же встает вопрос о смысле времени в качестве нашего экзистенциаль­ного измерения. Этот мировоззренческий и философский вопрос имеет фундаментальное значение для уяснения грядущих судеб человеческого Космоса.

Если мы живем в детерминистической Вселенной, где властву­ет определенность, то как можно мыслить творческую активность и этику? И что такое свобода воли и личная ответственность в этом мире, который никак не совместим с идеалами демократии?

Чтобы снять эти вопросы, мы выбрали концепцию нелинейного мышления, которая лежит в основе теории самоорганизующихся систем, или синергетики. Принимая такой подход, мы должны рассматривать динамику самоорганизующихся систем как циклический процесс, когда после точки расщепления эволюционного тренда, или бифуркации, дальнейшее развитие системы будет про­исходить в соответствии с одним из альтернативных виртуальных сценариев.

Эту же мысль можно выразить по-иному: за точкой бифурка­ции течение времени перестает быть одномерным, оно как бы рас­щепляется на несколько виртуальных независимых осей. Дальней­шее самодвижение системы осуществляется в этом многомерном темпоральном пространстве.

И лишь в самом простом случае только одно из этих темпораль­ных направлений оказывается реальным, а все остальные так и остаются виртуальными, непроявленными. В нашей нелинейной Вселенной вполне возможны более сложные ситуации, когда само­движущаяся система «перескакивает» с одной темпоральной ветви на другую, т.е., начав развитие в соответствии с одним сце­нарием, затем продолжает эволюционировать согласно другому.

Все это дает основание, анализируя проблему будущего, гово­рить не об одномерной стреле времени, а о многомерном темпо­ральном пространстве. Важное отличительное свойство этого про­странства — нелинейность процессов, которые развиваются на его поле. События, развертывающиеся на нем, характеризуются не определенностью, а возможностью и вероятностью. В силу нели­нейности меняется и темп, скорость хода времени, с которой раз­вертывается цепь последовательных взаимосвязанных событий. Настоящее здесь определяется не только историей, т.е. прошлым, но и будущим. Поэтому это темпоральное пространство более всего напоминает некий виртуальный лабиринт, состоящий из сложного переплетения разнообразных ходов.

Кому-то этот образ нелинейной Вселенной может показаться излишне усложненным. Но что делать — он значительно лучше соответствует реальности того мира, который является домом че­ловеческого бытия. Не приходится поэтому удивляться, что чело­век во все времена стремился поставить между собой и этой суро­вой реальностью очередной миф. Однако один из самых верных уроков истории состоит в том, что следование мифологии — луч­ший способ зайти в эволюционный тупик.

Именно тупиком заканчивается большинство эволюционных виртуальных паттернов темпорального пространства. И лишь не­многие ведут к устойчивым эволюционным трендам. Главная зада­ча теории состоит поэтому в том, чтобы указать алгоритм, позволяющий определить, какие из альтернативных темпоральных на­правлений скорее всего ведут в тупик, и тем самым найти опти­мальную дорогу к намеченной цели. Но, делая этот выбор, который мы сочли бы оптимальным, следует тщательно разобраться, какую цену мы за это заплатим, какими могут оказаться негативные пос­ледствия.

Но можно эту задачу сформулировать и иначе, более точно: в процессе движения, быть может, станет ясно, что и сама цель пер­воначально выбрана не очень удачно. И тогда, присматриваясь к альтернативным паттернам, которые предлагает темпоральное пространство, можно будет выбрать более подходящий вариант. А можно сделать и следующую итерацию: в процессе движения по темпоральному пространству перестраивается и оно само — в ре­зультате появления новых, ранее отсутствовавших факторов от­крываются новые, не существовавшие прежде виртуальные темпо­ральные ходы. И тогда становится возможным еще более опти­мальное решение. Свобода в нелинейном мире — это возможность

выбора из виртуальных альтернатив и осознание ответственности за этот выбор.

Как видно, синергетическая логика поиска оптимума очень мало напоминает традиционную эвристику, основанную на посту­латах определенности. С первого взгляда эта логика может пока­заться излишне запутанной. Но это совсем не так, потому что в ее основе лежат всего три простых принципа: открытость, нелиней­ность, когерентность.

Поэтому усвоить эту логику и научиться ее использовать не столь трудно. Значительно сложнее другое — понять, что и само виртуальное темпоральное социокультурное пространство может быть вписано в структуру эволюционирующей нелинейной Все­ленной. Возможность такой проекции имеет принципиальное зна­чение для выбора по-настоящему оптимальной стратегии гряду­щей цивилизационной трансформации — постиндустриальной, ноосферной или еще какой-либо подобной.

Силлогизм Байеса-Налимова позволяет свободно генерируе­мому фильтру взаимодействовать с детерминированно определен­ной информацией, порожденной всем известным потенциалом науки и культуры. Это означает, что при возникновении новой ситуации становится возможным сочетание принципа определен­ности со спонтанностью свободы выбора. Такой подход интере­сен, в частности, тем, что может послужить основой мультипли­кативного объединения двух задач — выбора оптимальной стра­тегии общественной трансформации и модернизации сущест­вующей научной парадигмы. Традиция предусматривает раздельное решение обеих задач. Однако следуя этой традиции, вряд ли удастся найти выход из тупиков современного эволюци­онного кризиса. Нелинейное мышление предлагает иной подход к поиску этой стратегии.

Если рассматривать обе задачи — поиск оптимума социокуль­турной трансформации и модернизацию научной парадигмы — в их органическом единстве, то результатом окажется значительное обогащение виртуального темпорального пространства. Появляются новые перспективные сценарии эволюции мировой цивили­зации. Речь идет об использовании венчурных технологий, осно­ванных на позитивном знании, которое еще недавно рассматрива­лось как лежащее за пределами научного мировоззрения. Этот стратегический выбор в пространстве нетрадиционных техноло­гий, вполне вероятно, окажется наиболее оптимальным.

Пятьсот лет назад, совершая переход к индустриальному обще­ству, европейская цивилизация использовала мощные опоры — бунтарский дух Возрождения, смелые мечты утопистов, аскети­ческий настрой протестантской этики, идеи Просвещения, либера­лизма и социал-демократии. Этот духовный взлет раскрепостил творческую мысль ученых, философов, инженеров. Постинду­стриальная трансформация, возникшая как отклик на вызов исто­рии на рубеже третьего тысячелетия, потребует не менее глубоких и масштабных подвижек мысли и духа. Только на их волне Кол­лективный Интеллект человечества сможет найти верную дорогу к новым великим свершениям. В случае успеха это будет означать наступление эпохи нового Осевого времени.

Быть может, наиболее значительную трудность, которую чело­веческому духу предстоит преодолеть на этом пути, составит не­бывало малый по историческим меркам лимит времени, величина которого определена быстрым истощением ресурсов Земли. И если настоящая книга хотя бы в некоторой степени будет способ­ствовать преодолению этой трудности, то автор сочтет свою задачу выполненной.

_____________________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

______________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: