Сказки о школънъгх конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведе­ния. По законам формирования коллектива проявление нега­тивизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накап­ливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказ­ки можно использовать отдельно друг от друга в момент нара­стающей агрессии.

Двадцать первая сказка.

Ябеда

Очаровательная пушистая Кошечка появилась в клас­се ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завора­живали и поражали глубиной и красотой. Особенная чистота, сверхаккуратность прослеживалась во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик, но всех останавливал пренебрежительный голос но­венькой:

— Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глаза-


ми, я этого не люблю! И нечего на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет!

— Я вижу, вы уже познакомились? — спросил Учитель-Еж, войдя в класс.

— Да, познакомились, — озадаченно ответили ребята.

— Надеюсь, вы ее не обидели? — спросил Учи­тель, увидев недовольное выражение лица Кошечки.

— Кто кого еще обидел-то? — прошептал Зайчо­нок.

— Конечно, обидели, — вдруг вырвалось у Ко­шечки. — Они грязными руками трогали мой чистый бантик.

— Я думаю, что если тебе, Кошечка, не понрави­лось, то наши ребята больше не будут делать это­го, — остановил своими словами и взглядом порыв возмущения Волчонка Учитель.

Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу.

Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепо­том решение задачи. Она терпеть это не стала, гром­ко произнесла:

— Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.

— Но мы же по делу говорили, — оправдывались ее соседи.

— Тем более, — строго произнесла Кошечка.
По классу прошел ропот возмущения.

— Такой вредины еще не бывало в нашей шко­ле! — вырвалось у Белочки.

— Я прошу всех быть более сдержанными, — по­просил Учитель. — У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться.

Ученики послушно продолжали работать. На пере­мене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил:

— Как тебе у нас?


— Плохо, — со слезами на глазах ответила Ко­шечка. — Мне здесь никто не нравится.

— Я понимаю, что приходить одной в сложивший­ся коллектив очень непросто, но у нас добрые ребя­та, — успокаивал Учитель.

— Не заметила я, что они добрые! — всхлипнула Кошечка.

— Поживешь, увидишь! — пообещал Учитель.

А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя ее уже не ласковым именем «Ко­шечка», а неприятным словом «Ябеда».

Это прозвище услышала сама виновница и разры­далась еще больше.

— Так ей и надо! — проворчал обиженный Зайчо­нок. — Пусть не задается.

— А она и не задается, — вмешался в разговор Учитель. — Ей плохо у нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она и отстаивает свои правила таким способом.

— Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с вниманием, лаской, а эта ябеда!.. — продолжал воз­мущаться Волчонок.

— Подожди осуждать ее, постарайся лучше по­нять, что излишнее внимание тоже некоторым не нра­вится, — объяснял Учитель. — Вероятно, Кошечка воспитывается в строгой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания.

— Как это? ~- заинтересовалась Белочка.

— Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей реакции одобрения. Ведь, действи­тельно, разговаривать, мешать на уроке нельзя. По­мните правило? •— спросил Учитель.

Ребята кивнули, ожидая продолжения объяснений.

— А так как вместо похвалы Кошечка услышала
только мою просьбу о сдержанности, то у нее воз­
никло чувство растерянности. Кошечка не понимает,
что у нас происходит. Давайте поможем ей найти вер-


ный путь в общении с нами, — предложил Учитель.

— Интересно, что нам надо сделать? — уточнили ребята.

— Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша задача — спокойным голосом, с ласковой улыбкой ответить ей с благодарностью, что она это заметила. И предложить найти путь или сред­ство это исправить, — завершил свою мысль Учи­тель-Еж.

— Так она обрадуется и станет дальше всех по­учать! — возмутилась Белочка.

— А давайте попробуем! — загорелся Волчонок.

— Только вот не знаю, как насчет улыбки? У меня может не получиться! — засомневался Зайчонок.

— А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем изве­стна! — предложил маленький Енот.

Волчонок поспешил проверить новый метод обще­ния. Подойдя к зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал ее играть. В ответ он услышал:

— Я с такими лохматыми не играю!

— Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты! — продолжил эксперимент Волчонок.

— Хорошо, я попробую, — неуверенно ответила Кошечка. — А у тебя, Волчонок, есть расческа?

— Конечно! — обрадовался Волчонок, доставая расческу из кармана и подмигивая своим друзьям.

— А почему ты дружишь с Белочкой? — спросила Кошечка, старательно расчесывая своего нового друга.

— Она веселая! — не задумываясь, ответил Вол­чонок.

— Да? А мне она кажется грубой и легкомыслен­ной, — вспомнила Кошечка ее реплику.

— А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя, только лучше, когда вы будете с Белочкой одни, — посоветовал ей Волчонок. — Да, не забудь про один секрет.

— Что это еще за секрет? — удивилась Кошечка.


- Нежная улыбка, — ответил Волчонок, широко улыбнувшись новенькой.

И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.

— А Волчонок-то справился с этим новым мето­дом общения! — шепотом произнесла Белочка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: