Двадцать шестая сказка

Хвосты

(лгежгрупповые конфликты)

В классе по разным причинам могут возникать «враждующие лагеря» (национальные группы, фанаты и болельщики и Дру­гие). Педагогам стоит большого труда организовывать специаль­ные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети сдерживаются от шумных конф­ликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, но в дружный коллектив не объединяются. Трансформировать такие убеждения традиционными педагоги­ческими методами практически невозможно. Так как дети твер­до верят в свои групповые принципы и следуют девизу «Один за всех и все за одного!», ситуация далеко не безнадежна. Повлиять на нее можно при помощи сказки.

В Лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Ко­шечка и другие животные и птицы, Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, по­этому когда надо было что-то поднять или передви­нуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех выти­рала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало переми­рие. Каждый ученик пытался понять и принять друго­го таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а осо­бенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зая4 случайно наступил Белке на хвос­тик. Раздался громкий крик. Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом:

— Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

— Нет, не прощу! — с обидой ответила Белка.





— Но почему? — испугался Заяц.

— Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!

— Это неправда! — закричал Заяц. — Я не зави­дую, и мне очень нравится мой хвостик.

— Но ведь у Белки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Заяц. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.

— Зайцу не нужен длинный хвост, — пытался убе­дить всех Медвежонок.

— А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, — в один голос крикнули Белка с Лисенком.

Начался настоящий спор. ^ Все звери защищали только свои хвосты. Они кри­чали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел зво­нок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на уче­ников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

— Что случилось? — спросил Учитель. — Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?

— Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, — сказала Белка.

— И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнес Медвежонок.

— Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж.

— Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Ли­сенок.

— А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»? — не спеша продолжал Еж. — Но только вы неправильно поде­лились.

— Почему? — возмутились звери.

— Вам надо было делиться на больших и малень­ких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. — Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. — И много останется у вас друзей после такого оаздела? Вы будете одиноки.


Все зверята молчали.

Школьный день продолжался. Были уроки, пере­мены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медве­жонок уже не помогал «хвостатым».

Продолжали звучать насмешки и обидные прозви­ща. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запа­хом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их го­рячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом со­всем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен!

Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слы­шал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой?!! — подумал Волчонок. — Голо­ва, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представ­лял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчо­нок заснул...

В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А по­сле того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

— Иди к нам! — позвал друга Лисенок.

Опустив глаза, Волчонок сел к «бесхвостым» зве­рям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком?



78



Почему он так странно себя ведет? — подумали уче­ники. — «Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обни­мать своего друга.

— Ты Живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.

— Неужели только такая беда может вам дока­зать, что важнее всего на свете? — спрашивал учени­ков Учитель.

— Мы хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.

— Я думаю, что в ваших силах выполнить это жела­ние! — улыбнулся Учитель и торжественно произнес: — Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», — думали звери, играя друг с другом и принимая всех такими, какими они были.

Заканчивается сказка, заканчивается урок без обсуждений и без вопросов. Дети по-разному усваивают смысл сказки. Для кого-то должно пройти длительное время, а некоторые уже на следующей перемене в свободной игре пытаются строить новые отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: