В соответствии с энциклопедическим определением концепция — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивных принцип различных видов деятельности. В настоящее время используется ряд концепций анализа риска, различаемых по исследуемым сферам его проявления (рис. 1.9):
а) сам объект;
б) объект в системе экономических отношений;
в) отношение индивида к риску в связи с рассматриваемым объектом;
г) отношение общества к риску в связи с рассматриваемым объектом.
Технократическая концепция
X
_Экономическая концепция_ Психологическая концепция |
____Q___Q_____Q_____ |
ОБЩЕСТВО Социологическая концепция Рис. 1.9. Области применения концепций анализа риска |
Экономические отношения
В соответствии с этим в настоящее время приняты следующие концепции анализа риска:
— техническая (технократическая), основанная на анализе относительных частот возникновения опасных явлений или их последствий как способе задания
|
|
Основы анализа риска для человека и организаций
их вероятностей. При ее использовании имеющиеся статистические данные усредняются по масштабу, группам населения и времени;
—экономическая, в рамках которой анализ риска рассматривается как часть более общего затратно-прибыльного исследования. В последнем риски есть ожидаемые потери полезности, возникающие вследствие некоторых событий или действий, а прибыль — это предотвращенный ущерб. Конечная цель состоит в распределении ресурсов таким образом, чтобы максимизировать их полезность для организации или общества;
—психологическая — концентрируется вокруг исследований межиндивидуальных предпочтений относительно вероятностей с целью объяснить, почему индивидуумы не вырабатывают свое мнение о риске на основе средних значений; почему люди реагируют согласно их восприятию риска, а не объективному уровню рисков, т.е. его научной оценке;
—социальная (культурологическая) — основана на социальной интерпретации нежелательных последствий с учетом групповых ценностей и интересов. Социологический анализ риска связывает суждения в обществе относительно риска с личными или общественными интересами и ценностями. Культурологический подход предполагает, что существующие культурные прототипы определяют образ мыслей отдельных личностей и общественных организаций, заставляя их принимать одни ценности и отвергать другие. Используется в PR-технологиях.