Транспортные пакеты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лекция 2

Транспортная

тара

Минск 2014

Рис

Основные разновидности транспортной тары

Рис

Согласно ГОСТ 17527—2003 транспортная тара бывает следующих видов:

Ящик,

Бочка,

Барабан,

Фляга,

Канистра,

Баллон, мешок

и др.

Рис

Ящик — это транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямо­угольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Ящики изготовляют из древесины, фанеры, древесново­локнистых (ДВП) и древесностружечных (ДСП) плит, карто­на, металлов и сплавов на их основе, полимерных материа­лов и используют для упаковки продукции машинострое­ния, химической и пищевой промышленности. Их выпуска­ют разнообразной формы и размеров, они бывают стандарт­ными (в наибольшей степени стандартизированы ящики из древесных материалов) и нестандартными, многооборотны­ми и одноразовыми.

Деревянные ящики) максимально стандартизированы и бывают:

• разборные и неразборные;

• сплошные и решетчатые;

• проволокосшивные — собраны с помощью проволочных скоб;

• проволокоармированные — со­браны на проволочных поясах, при­крепленных к доскам и планкам ящика проволочными скобами.

В свою очередь крупногабарит­ные деревянные ящики бывают:

•каркасные, у которых каркас (часть ящика, состоящая из брусьев, собранных в жесткую конструкцию и восприни­мающих механическую нагрузку) обшивается досками или листовым материалом после его сборки;

•щитовые — у которых щиты собраны на планках. Разновидностью ящика является лоток — ящик без крышки с выступающими или невыступающими угловыми планками высотой не более 130 мм.

Другой разновидностью ящика является футляр — ящик с ложементами — опорными устройствами, обеспечи­вающими установку и закрепление в таре, средствах пакети­рования штучных изделий.

Для крупногабаритных изделий достаточно часто ящик заменяется обрешеткой — транспортной тарой рамной кон­струкции, образующей каркас.

Стандарт не допускает использование вместо термина "ящик" слова "короб".

Рис

1. КОРОБКА

КОРОБКА самый распространенный вит транспортной тары (ГОСТ устаревший, советский)

Гофротара — самая распространённая транспортная картонная тара. В странах Европейского экономического союза (ЕЭС) стандартом считаются конструкции гофрокоробов, разработанные Союзами европейских изготовителей тары из

Рис

клееного плотного (FEFCO) и гофрированного (ASSCO) картона. Каждой конструкции в системе FEFCO—ASSCO присвоен идентификатор, который может использоваться непосредственно при заказе.

· 02xx — складные гофрокороба упрощенной конструкции, выполненные из одной с клапанами крышки и дна, с боковым швом, при скреплении которого клеем, скобами или липкой лентой образуется боковая обечайка.

· 03xx — телескопические гофрокороба с отдельным корпусом и крышкой, причем крышка по высоте закрывает корпус.

· 04xx — оберточные короба и большинство штампованных коробов, собираемые с помощью язычковых соединений без клея, скоб, липких лент и других вспомогательных материалов.

· 05xx — короба собираемые с помощью скоб, лент, клея из деталей типа рамы, а так же отдельные детали типа рамы (остова) для других типов ящиков.

· 06xx — гофрокороба собираемые с помощью скоб, лент, клея из двух отдельных торцевых частей и соединяющих их обечайки.

· 07xx — готовые, собранные в основном из одной детали складные гофрокороба.

· 09xx - внутренние элементы ящика: прокладки, решетки, вкладыши дна, перегородки и т.п.

Каталоги FEFCO и ASSCO используется производителями упаковки как отраслевое справочное пособие для всех видов работ по изготовлению упаковки из гофрокартона.

Рис

Бочка — это транспортная тара, имеющая цилиндриче­ской или параболической формы корпус, с обручами или зигами катания, с доньями.

Бочки бывают деревянные, полимерные, металлические. Используются для упаковки продукции химической и пище­вой промышленности. Большинство их стандартизированы.

Деревянные бочки состоят из двух доньев, ком­плекта клепок, образующих остов бочки, и стягивающих об­ручей.

В зависимости от агрегатного состояния продукции деревянные бочки бывают заливные (продукт в жидком или пастообразном состоянии) и сухотарные (для твердых сыпучих материалов).

Разновидностью деревянных бочек являются:

· Буты, имеющие горизонтальное расположение корпуса;

· Чаны, у которых форма корпуса – преимущественно усеченный конус;

· Кадки, имеющие в отличие от чана одно днище.

Рис

Барабан — это транспортная тара, имеющая гладкий или гофрированный корпус цилиндрической формы, без об­ручей и зигов катания, с плоским дном и крышкой или без нее.

Барабаны в отличие от бочек не предназначены для пере­мещения катанием и бывают главным образом металличе­ские и полимерные. Реже их изготовляют из фанеры, ДВП, гофрированного картона.

Барабаны используются для упаковывания продукции химической промышленности, промышленности стройма­териалов, а также пищевой и машиностроительной про­дукции.

Рис

Фляга — это транспортная тара, предназначенная для многократного применения, имеющая цилиндрической фор­мы корпус и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором.

Фляги изготовляют преимущественно из металлов (алю­миния и стали) и полимерных материалов. Их используют для упаковывания и транспортирования продукции пище­вой, химической промышленности, имеющей жидкое, пас­тообразное, реже — твердое сыпучее состояние.

Рис

Канистра — это транспортная тара с корпусом, имеющим в парал­лельном сечении форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Канистры изготовляют из стали и других ме­таллов, а также из полимеров и используют для жидкой продукции (например, нефтепродуктов). Корпус стальной канистры состоит из двух штампован­ных половин, приспособления для переноса (ручек), горло­вины, крышки с прижимом и прокладкой, рычага с при­жимными рожками

Рис

Баллон — это транспортная тара вместимостью от 0,4 до 1000 дм3,

имеющая корпус каплеобразной, шарообразной или цилиндриче­ской формы со сферическим или вогнутым дном и узкой горловиной.

Баллоны относят к изобариче­ской таре. Их изготовляют преиму­щественно из стали; используют для транспортирования и хранения газообразных или сжиженных про­дуктов. Цветовая окраска и маркировка баллонов взаимо­связана с упаковываемой газообразной продукцией.

Конструктивно металлический баллон включает корпус (обечайку), днище, подкладное кольцо (опорный башмак), воротник, горловину, вентиль (или клапан), колпак. Стеклянный баллон допускается называть бутылью. В качестве транспортной тары используют также баки и цистерны.

Бак — это крупногабаритная транспортная тара с загру­зочным (люк) и сливным отверстиями.

Цистерна — крупногабаритный бак с круглым или овальным поперечным сечением.

Рис

Мешок — это мягкая транспортная тара вместимостью более 20 дм3, имеющая корпус в форме рукава, с дном и от­крытым или закрытым верхом с клапаном. Мешки по способу изготовления бывают:

• цельнотянутые (из полимерных материалов);

• шовные (сварные, склеенные, сшитые);

• тканые (изготовляются ткачеством);

• плетеные (изготовляются вязанием);

• комбинированные.

В качестве исходных материалов для мешков используют полимеры, бумагу (однослойную и многослойную), ткань или их комбинацию.

Широкое распространение получили бумажные мешки без складок (в форме рукава) или со складками (фальцами). По конструктивному и технологическому признаку они бывают:

• шитые клапанные

• клееные клапанные

• открытые клееные

Для улучшения штабелирования бумага обрабатывается либо специальными составами против скольжения, либо в качестве верхнего слоя применяют микрокрепированную крафт-бумагу, которая заметно повышает коэффициент тре­ния поверхностей мешков.

(Особыми видами отделки бумаги являются операции крепирования и микрокрепирования, которые заключаются в изменении структуры бумаги с приданием ее поверхности складок, заметных при крепировании и малозаметных при микрокрепировании. При этом бумага приобретает повышенное удлинение при ее растяжении, т. е. способность растягиваться под нагрузкой без разрыва.)

Бумажные мешки нашли широкое применение для тран­спортирования и хранения продукции строительной, пище­вой и химической промышленности.

Существуют следующие важнейшие типы мешков из по­лимерных материалов:

• клееный клапанный

• открытый со складками

• цельнотянутый

• открытый

Основными материалами для изготовления мешков явля­ются полиэтилен и полипропилен.

Тканые мешки изготовляют из хлопчатобумажной, шер­стяной, льняной и полипропиленовой нити. Их либо ткут в виде рукавов, разрезают, сшивают, либо изготовляют цельноткаными, т.е. они изначально имеют прямоугольную фор­му дна.

В последнее время наибольшее применение находят тка­ные мешки из полипропиленовой нити, которые не пропус­кают влагу, солнечную радиацию, хорошо выдерживают действие кислот, щелочей, перепад температур, имеют высо­кую механическую прочность и возможность переработки, не требуют поддонов, легко складируются, опорожняются. Кроме того, их можно складировать под открытым небом.

Специфической разновидностью мешка является бур­дюк — кожаный мешок, изготовленный из цельной шкуры животных.

Транспортные пакеты

Одной из важнейших концепций упаковки, связанной с процессами хранения и грузопереработки, является концепция стандартной укрупненной грузовой единицы (стандартизированная грузовая единица). Создание укрупненной грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизированный пакет, удобный для транспортировки и грузопереработки.

Рис

Транспортный пакет — это укрупненная грузовая еди­ница, сформированная из штучных грузов в таре или без нее с применением различных способов и средств пакетирова­ния, сохраняющая форму в процессе обращения и обеспечи­вающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций.

Рис

Все формы создания укрупненных грузовых единиц - от простой связки двух промышленных упаковок до консолидации грузов посредством специализированного транспортного оборудования - включаются в понятие <контейнеризация>. Все виды контейнеризации имеют одну цель - повышение эффективности грузопереработки.

Рис

Основными преимуществами использования данного метода формирования грузовой единицы являются:

  • предотвращение повреждения продукции в ходе грузопереработки и транспортировки;
  • предупреждение хищений;
  • уменьшение потребности в защитной упаковке;
  • повышение уровня защищенности грузов от агрессивных воздействий внешней среды;
  • устраненение проблемы утилизации использованной тары в связи с тем, что жесткий контейнер представляет собой единицу многоразового применения.

Можно выделить две основные формы укрупненной грузовой единицы: жесткие контейнеры и нежесткие контейнеры.

Жесткий контейнер - устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки для облегчения операций грузопереработки и повышения защищенности продукции.

Нежесткие контейнеры либо не создают замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. (Примером нежестких контейнеров является штабелирование промышленных упаковок на паллетах (поддонах) или скользящих листах.), либо изготавливаются в виде замкнутой оболочки с люками для загрузки и клапанами для выгрузки

ПОДДОН

Рис

поддон — площадка для укладки груза (с надстройками или без них), приспособленная для механизированного пере­мещения вилочным захватом. Поддоны бывают:

- однонастильные и двухнастильные;

- двухзаходные и четырех заходные;

- плоские, стоечные;

- ящичные;

- Одним из недостатков традиционного поддона является его высота, которая со­ставляет примерно 15 см. Поддон занимает столько пространства, сколько занимает ярус ящиков с банками безалкогольных напитков. Когда товары на поддонах загру­жаются в железнодорожные вагоны, прицепы или контейнеры, пространство, зани­маемое поддоном, используется непродуктивно. Поэтому существует альтернативный вариант — поместить под грузовой единицей вместо поддона лист из гибкой пласт­массы или фибролита, который называют скользящим листом, а затем с помощью ремней или термоусадочной пленки прикрепить грузовую единицу к скользящему листу. Недостаток данного метода состоит в том, что увеличивается время, затрачи­ваемое на погрузку и выгрузку, поскольку оператор погрузчика должен действовать гораздо осторожнее во избежание повреждения товара.

- Несмотря на то, что деревянный поддон занимает место на транспортном средстве, он обладает положительным качеством — его конструкция и физические свойства обеспечи­вают необходимый эффект амортизации при ударах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: