ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лекция 2
Транспортная
тара
Минск 2014
Рис
Основные разновидности транспортной тары
Рис
Согласно ГОСТ 17527—2003 транспортная тара бывает следующих видов:
Ящик,
Бочка,
Барабан,
Фляга,
Канистра,
Баллон, мешок
и др.
Рис
Ящик — это транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.
Ящики изготовляют из древесины, фанеры, древесноволокнистых (ДВП) и древесностружечных (ДСП) плит, картона, металлов и сплавов на их основе, полимерных материалов и используют для упаковки продукции машиностроения, химической и пищевой промышленности. Их выпускают разнообразной формы и размеров, они бывают стандартными (в наибольшей степени стандартизированы ящики из древесных материалов) и нестандартными, многооборотными и одноразовыми.
Деревянные ящики) максимально стандартизированы и бывают:
• разборные и неразборные;
• сплошные и решетчатые;
• проволокосшивные — собраны с помощью проволочных скоб;
• проволокоармированные — собраны на проволочных поясах, прикрепленных к доскам и планкам ящика проволочными скобами.
В свою очередь крупногабаритные деревянные ящики бывают:
•каркасные, у которых каркас (часть ящика, состоящая из брусьев, собранных в жесткую конструкцию и воспринимающих механическую нагрузку) обшивается досками или листовым материалом после его сборки;
•щитовые — у которых щиты собраны на планках. Разновидностью ящика является лоток — ящик без крышки с выступающими или невыступающими угловыми планками высотой не более 130 мм.
Другой разновидностью ящика является футляр — ящик с ложементами — опорными устройствами, обеспечивающими установку и закрепление в таре, средствах пакетирования штучных изделий.
Для крупногабаритных изделий достаточно часто ящик заменяется обрешеткой — транспортной тарой рамной конструкции, образующей каркас.
Стандарт не допускает использование вместо термина "ящик" слова "короб".
Рис
1. КОРОБКА
КОРОБКА самый распространенный вит транспортной тары (ГОСТ устаревший, советский)
Гофротара — самая распространённая транспортная картонная тара. В странах Европейского экономического союза (ЕЭС) стандартом считаются конструкции гофрокоробов, разработанные Союзами европейских изготовителей тары из
Рис
клееного плотного (FEFCO) и гофрированного (ASSCO) картона. Каждой конструкции в системе FEFCO—ASSCO присвоен идентификатор, который может использоваться непосредственно при заказе.
· 02xx — складные гофрокороба упрощенной конструкции, выполненные из одной с клапанами крышки и дна, с боковым швом, при скреплении которого клеем, скобами или липкой лентой образуется боковая обечайка.
· 03xx — телескопические гофрокороба с отдельным корпусом и крышкой, причем крышка по высоте закрывает корпус.
· 04xx — оберточные короба и большинство штампованных коробов, собираемые с помощью язычковых соединений без клея, скоб, липких лент и других вспомогательных материалов.
· 05xx — короба собираемые с помощью скоб, лент, клея из деталей типа рамы, а так же отдельные детали типа рамы (остова) для других типов ящиков.
· 06xx — гофрокороба собираемые с помощью скоб, лент, клея из двух отдельных торцевых частей и соединяющих их обечайки.
· 07xx — готовые, собранные в основном из одной детали складные гофрокороба.
· 09xx - внутренние элементы ящика: прокладки, решетки, вкладыши дна, перегородки и т.п.
Каталоги FEFCO и ASSCO используется производителями упаковки как отраслевое справочное пособие для всех видов работ по изготовлению упаковки из гофрокартона.
Рис
Бочка — это транспортная тара, имеющая цилиндрической или параболической формы корпус, с обручами или зигами катания, с доньями.
Бочки бывают деревянные, полимерные, металлические. Используются для упаковки продукции химической и пищевой промышленности. Большинство их стандартизированы.
Деревянные бочки состоят из двух доньев, комплекта клепок, образующих остов бочки, и стягивающих обручей.
В зависимости от агрегатного состояния продукции деревянные бочки бывают заливные (продукт в жидком или пастообразном состоянии) и сухотарные (для твердых сыпучих материалов).
Разновидностью деревянных бочек являются:
· Буты, имеющие горизонтальное расположение корпуса;
· Чаны, у которых форма корпуса – преимущественно усеченный конус;
· Кадки, имеющие в отличие от чана одно днище.
Рис
Барабан — это транспортная тара, имеющая гладкий или гофрированный корпус цилиндрической формы, без обручей и зигов катания, с плоским дном и крышкой или без нее.
Барабаны в отличие от бочек не предназначены для перемещения катанием и бывают главным образом металлические и полимерные. Реже их изготовляют из фанеры, ДВП, гофрированного картона.
Барабаны используются для упаковывания продукции химической промышленности, промышленности стройматериалов, а также пищевой и машиностроительной продукции.
Рис
Фляга — это транспортная тара, предназначенная для многократного применения, имеющая цилиндрической формы корпус и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором.
Фляги изготовляют преимущественно из металлов (алюминия и стали) и полимерных материалов. Их используют для упаковывания и транспортирования продукции пищевой, химической промышленности, имеющей жидкое, пастообразное, реже — твердое сыпучее состояние.
Рис
Канистра — это транспортная тара с корпусом, имеющим в параллельном сечении форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.
Канистры изготовляют из стали и других металлов, а также из полимеров и используют для жидкой продукции (например, нефтепродуктов). Корпус стальной канистры состоит из двух штампованных половин, приспособления для переноса (ручек), горловины, крышки с прижимом и прокладкой, рычага с прижимными рожками
Рис
Баллон — это транспортная тара вместимостью от 0,4 до 1000 дм3,
имеющая корпус каплеобразной, шарообразной или цилиндрической формы со сферическим или вогнутым дном и узкой горловиной.
Баллоны относят к изобарической таре. Их изготовляют преимущественно из стали; используют для транспортирования и хранения газообразных или сжиженных продуктов. Цветовая окраска и маркировка баллонов взаимосвязана с упаковываемой газообразной продукцией.
Конструктивно металлический баллон включает корпус (обечайку), днище, подкладное кольцо (опорный башмак), воротник, горловину, вентиль (или клапан), колпак. Стеклянный баллон допускается называть бутылью. В качестве транспортной тары используют также баки и цистерны.
Бак — это крупногабаритная транспортная тара с загрузочным (люк) и сливным отверстиями.
Цистерна — крупногабаритный бак с круглым или овальным поперечным сечением.
Рис
Мешок — это мягкая транспортная тара вместимостью более 20 дм3, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым или закрытым верхом с клапаном. Мешки по способу изготовления бывают:
• цельнотянутые (из полимерных материалов);
• шовные (сварные, склеенные, сшитые);
• тканые (изготовляются ткачеством);
• плетеные (изготовляются вязанием);
• комбинированные.
В качестве исходных материалов для мешков используют полимеры, бумагу (однослойную и многослойную), ткань или их комбинацию.
Широкое распространение получили бумажные мешки без складок (в форме рукава) или со складками (фальцами). По конструктивному и технологическому признаку они бывают:
• шитые клапанные
• клееные клапанные
• открытые клееные
Для улучшения штабелирования бумага обрабатывается либо специальными составами против скольжения, либо в качестве верхнего слоя применяют микрокрепированную крафт-бумагу, которая заметно повышает коэффициент трения поверхностей мешков.
(Особыми видами отделки бумаги являются операции крепирования и микрокрепирования, которые заключаются в изменении структуры бумаги с приданием ее поверхности складок, заметных при крепировании и малозаметных при микрокрепировании. При этом бумага приобретает повышенное удлинение при ее растяжении, т. е. способность растягиваться под нагрузкой без разрыва.)
Бумажные мешки нашли широкое применение для транспортирования и хранения продукции строительной, пищевой и химической промышленности.
Существуют следующие важнейшие типы мешков из полимерных материалов:
• клееный клапанный
• открытый со складками
• цельнотянутый
• открытый
Основными материалами для изготовления мешков являются полиэтилен и полипропилен.
Тканые мешки изготовляют из хлопчатобумажной, шерстяной, льняной и полипропиленовой нити. Их либо ткут в виде рукавов, разрезают, сшивают, либо изготовляют цельноткаными, т.е. они изначально имеют прямоугольную форму дна.
В последнее время наибольшее применение находят тканые мешки из полипропиленовой нити, которые не пропускают влагу, солнечную радиацию, хорошо выдерживают действие кислот, щелочей, перепад температур, имеют высокую механическую прочность и возможность переработки, не требуют поддонов, легко складируются, опорожняются. Кроме того, их можно складировать под открытым небом.
Специфической разновидностью мешка является бурдюк — кожаный мешок, изготовленный из цельной шкуры животных.
Транспортные пакеты
Одной из важнейших концепций упаковки, связанной с процессами хранения и грузопереработки, является концепция стандартной укрупненной грузовой единицы (стандартизированная грузовая единица). Создание укрупненной грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизированный пакет, удобный для транспортировки и грузопереработки.
Рис
Транспортный пакет — это укрупненная грузовая единица, сформированная из штучных грузов в таре или без нее с применением различных способов и средств пакетирования, сохраняющая форму в процессе обращения и обеспечивающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций.
Рис
Все формы создания укрупненных грузовых единиц - от простой связки двух промышленных упаковок до консолидации грузов посредством специализированного транспортного оборудования - включаются в понятие <контейнеризация>. Все виды контейнеризации имеют одну цель - повышение эффективности грузопереработки.
Рис
Основными преимуществами использования данного метода формирования грузовой единицы являются:
- предотвращение повреждения продукции в ходе грузопереработки и транспортировки;
- предупреждение хищений;
- уменьшение потребности в защитной упаковке;
- повышение уровня защищенности грузов от агрессивных воздействий внешней среды;
- устраненение проблемы утилизации использованной тары в связи с тем, что жесткий контейнер представляет собой единицу многоразового применения.
Можно выделить две основные формы укрупненной грузовой единицы: жесткие контейнеры и нежесткие контейнеры.
Жесткий контейнер - устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки для облегчения операций грузопереработки и повышения защищенности продукции.
Нежесткие контейнеры либо не создают замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. (Примером нежестких контейнеров является штабелирование промышленных упаковок на паллетах (поддонах) или скользящих листах.), либо изготавливаются в виде замкнутой оболочки с люками для загрузки и клапанами для выгрузки
ПОДДОН
Рис
поддон — площадка для укладки груза (с надстройками или без них), приспособленная для механизированного перемещения вилочным захватом. Поддоны бывают:
- однонастильные и двухнастильные;
- двухзаходные и четырех заходные;
- плоские, стоечные;
- ящичные;
- Одним из недостатков традиционного поддона является его высота, которая составляет примерно 15 см. Поддон занимает столько пространства, сколько занимает ярус ящиков с банками безалкогольных напитков. Когда товары на поддонах загружаются в железнодорожные вагоны, прицепы или контейнеры, пространство, занимаемое поддоном, используется непродуктивно. Поэтому существует альтернативный вариант — поместить под грузовой единицей вместо поддона лист из гибкой пластмассы или фибролита, который называют скользящим листом, а затем с помощью ремней или термоусадочной пленки прикрепить грузовую единицу к скользящему листу. Недостаток данного метода состоит в том, что увеличивается время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку, поскольку оператор погрузчика должен действовать гораздо осторожнее во избежание повреждения товара.
- Несмотря на то, что деревянный поддон занимает место на транспортном средстве, он обладает положительным качеством — его конструкция и физические свойства обеспечивают необходимый эффект амортизации при ударах.