Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств предполагает страхование гражданской ответственности, которую несет владелец транспортного средства перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им при эксплуатации транспортного средства. С 2003 г. наиболее распространено страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта (ОСАГО). Автомобиль - источник повышенной опасности, поэтому его владелец обязан возместить нанесенные потерпевшему убытки, за исключением случаев, когда причинение вреда явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Страхователь и потерпевший заинтересованы в наличии финансовых источников выплат для возмещения убытков. Надо отметить, что в современной России в настоящее время интенсивно меняется законодательство по ОСАГО (последние изменения произошли в 2009 г.). Главным образом они касаются порядка выплат при наступлении страхового случая (т.н. прямые выплаты) и т.д.
Потому цель данного вида страхования - предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу.
Во многих странах мира, в том числе в России, введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В ряде стран (в настоящее время более 42 стран, включая страны Европы) действует Единая система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – система «Зеленая карта». В соответствии с этой системой не допускается пребывание на территории иностранного государства-участника системы «Зеленая карта», автовладельца без наличия единого страхового полиса страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
В России такое страхование осуществляется в двух формах:
-обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
-добровольное страхование на основании договора страхования и свободного волеизъявления сторон, когда порядок и условия страхования являются предметом соглашения страхователя и страховщика.
Субъекты страхования: страховщик, страхователь и потерпевший.
В страховании имущества и ответственности могут иметь место специфические участники страхования (чаще всего в г. Кемерово эти участники встречаются в автомобильном страховании), а именно: аварийные комиссары, т.е.физические или юридические лица, осуществляющие в качестве представителя страховщика расследование обстоятельств страхового случая, установление характера и размера причиненного страхователю ущерба (вреда).
Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны - страхователь и страховщик. Страхователь - владелец транспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца транспортного средства (например, родственник). Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида страхования.
Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, так как является лицом, в пользу которого заключается договор страхования - выгодоприобретателем.
Объект страхования - имущественные интересы владельца транспортного средства, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортного средства. Виды ущерба (вреда), подлежащие страхованию, следующие:
1) вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц, достоинству личности;
2) вред, причиненный имуществу физических и юридических лиц в результате его уничтожения или повреждения, а также причиненные этим убытки.
Возмещение вреда потерпевшим производится в полном объеме (с учетом возможных лимитов суммы возмещения), но договором страхования может быть установлено, что страхованием покрывается только вред, причиненный жизни и здоровью, а также имуществу физических лиц. Поэтому объекты страхования и объем обязательств уточняются при заключении договора, в том числе описывается предмет страхования, например, автомобиль (марка и номер, технические характеристики и т.д.), а также перечень лиц, имеющих право на вождение автотранспортного средства. В договоре устанавливается срок действия договора и срок страховой выплаты по страховому случаю.
Страховой случай - факт возникновения обязанности страхователя возместить вред потерпевшему, но только вред, который подлежит возмещению страховщиком по договору страхования. Поэтому все уточнения, касающиеся вопроса признания случая страховым, должны быть согласованы сторонами при совершении договора исходя из потребностей страхователя и предложений страховщика.
Страховую сумму можно трактовать как максимальный размер выплаты страхового возмещения по договору в связи с наступлением ответственности в объеме договорных обязательств, но договором страхования понятие страховой суммы должно быть четко определено. Обычно это максимальный размер страховых выплат, оговоренный в договоре добровольного страхования или регламентированный законом в договоре обязательного страхования. В договоре добровольного страхования ответственности страховая сумма определяется соглашением сторон и зависит от финансовых возможностей страхователя уплатить страховую премию, а также финансовых возможностей страховщика принять риск на страхование. Ограничений размера подлежащего возмещению вреда в денежной оценке не существует. Это позволяет устанавливать любую страховую сумму по договору добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и лимиты обязательств страховщика в целом и по отдельным рискам.
При добровольном страховании размер страховой премии определяется на основе страховых тарифов со 100 рублей страховой суммы или применяется страховой тариф с объекта страхования. Размер страхового тарифа определяется исходя из оценки страхового риска, принимаемого на страхование, для оценки которого используют следующие сведения:
-водительский стаж страхователя;
-наличие обоснованных претензий третьих лиц о возмещении причиненного вреда при эксплуатации страхователем транспортного средства;
-марка автотранспортного средства и его технические характеристики, по возможности - режим и территория использования автотранспортного средства, сведения о членах семьи, имеющих право на эксплуатацию данного транспортного средства, о состоянии здоровья страхователя, сведения о работниках предприятия, эксплуатирующих транспортные средства, видах работ и обычных маршрутах поездок.
Премия выплачивается единовременно или в рассрочку (сроки определяются договором). Неуплата премии страхователем является основанием для отказа страховщика в исполнении обязательств и одностороннего расторжения договора. Договор вступает в силу с момента уплаты страховой премии или ее первого взноса.
Договором добровольного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства оговариваются обязанности страхователя и страховщика, в том числе обязанности страхователя обеспечить участие страховщика в рассмотрении иска о возмещении вреда в суде, а также обязанности не выплачивать сумму возмещения вреда потерпевшему и не принимать на себя никаких обязательств по урегулированию таких требований без согласования со страховщиком. Страховщику может быть вменено в обязанность: вести всю претензионную работу по заявленным страхователю претензиям третьих лиц; защищать интересы страхователя в судебных органах собственными силами или привлекая адвокатов и производя при этом все судебные расходы.
Выплата по договору добровольного страхования осуществляется страховщиком потерпевшему лицу (п. 3 ст. 931 ГК РФ) или страхователю, если возмещаются произведенные расходы в связи с возмещением вреда потерпевшему в порядке досудебного решения вопроса об обязанности страхователя возместить вред (в размере убытков, связанных с урегулированием претензий потерпевших, а также расходов по уменьшению объема ответственности за причиненный вред - судебные издержки и расходы по спасению, если такие расходы покрываются страховой защитой в соответствии с условиями договора).
Целесообразно привлекать экспертов для составления страхового акта, если достигается досудебное соглашение о страховой выплате. Если согласия не достигнуто либо не представляется возможным определить факт страхового случая, то спор решается в суде, и основанием для осуществления страховой выплаты является судебное решение.
Страхование от обязанности возмещать причиненный ущерб используется для страхования при выезде транспортных средств за рубеж. В ряде стран каждый владелец транс-, портных средств обязан (по закону) застраховаться, заключить договор страхования от обязанности возмещать причиненный ущерб (СОВПУ). Роль СОВПУ в России играет Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
СОВПУ является условием для допуска водителя к эксплуатации и регистрации транспортного средства. Задача СОВПУ - удовлетворение правомерных притязаний третьих лиц, но при неправомерных притязаниях страховщик отклоняет их и берет на себя риск заявления процессов при возможно неправомерных притязаниях. Роль международной системы СОВПУ играет система страхования «Зеленая карта».
Если нанесен вред вследствие использования владельцем собственного транспортного средства, то страховая компания покрывает вред, причиненный третьему лицу, его вещам и имуществу, в том числе, если третьи лица были травмированы или убиты (возмещения родственникам).
Страхование гражданской ответственности перевозчика.
Перевозчик - транспортное предприятие, которое осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров на основании заключенного договора или иного перевозочного документа (коносамента, билета и др.). Ответственность перевозчика- мера принудительного имущественного воздействия, применяемая на основании законодательства к перевозчику, нарушившему договорные условия или правила перевозка, которая выражается в возмещении потерпевшему нанесенного ущерба.
Страхование ответственности автоперевозчика проводится на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальным законодательством каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам).
Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является для грузовладельца дополнительной гарантией выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.
Договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски ответственности автоперевозчика:
-за фактическое повреждение или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;
-за ошибки иди упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
-перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
- ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.
Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательными нормами для внутренних перевозок и положениями Женевской конвенции (1956 г.) о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) и протокола к Конвенции от 5 июля 1978 г. при международных перевозках.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке. Ответственность автоперевозчика ограничена. Протоколом к КДПГ установлено ограничение ответственности в размере 8,33 единицы СПЗ (условная расчетная единица, принятая Международным валютным фондом) за 1 кг погибшего или поврежденного груза. Кроме того, в соответствии с КДПГ подлежат возмещению перевозчиком: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере. Иной убыток возмещению не подлежит.
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам. Потерпевшим физическим и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в случае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их имущества в результате страхового события. Это происходит в силу того, что такое страхование в нашей стране носит добровольный характер, хотя в развитых странах страхование гражданской ответственности авиаперевозчика перед третьими лицами носит обязательный характер. В большинстве стран, подписавших и ратифицировавших Римскую конвенцию о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли (в конвенции участвует и Россия), эксплуатация иностранных воздушных судов без страхования, покрывающего гражданскую ответственность авиаперевозчика за причинение вреда третьим лицам на поверхности земли, не допускается. Следовательно, российские компании вынуждены страховать ответственность при международных перевозках.
Субъектом ответственности перед третьими лицами является владелец воздушного судна (эксплуатант), использующий его в момент причинения вреда. Страхователями являются лица, эксплуатирующие воздушные суда.
Под вредом (ущербом) понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.
Обычно страхователь получает страховой сертификат (полис), в дополнение к которому прилагаются конкретные условиям страхования (в виде приложения, или так называемой шедулы). Договор страхования может быть заключен или на один год, или на определенный срок менее года, или на один перелет.
Страхование ответственности владельцев аэропортов направлено на возмещение возможного ущерба (вреда) в случаях: телесных повреждений при несчастных случаях с гражданами (травмы пассажиров при падении на мокром полу в здании аэропорта и т. д.); отравления недоброкачественной пищей в пунктах общественного питания на территории аэропорта; повреждения имущества (багажа пассажиров, самолетов авиакомпании, магазинов на территории аэропорта, принадлежащих третьим лицам и т.д.); морального вреда, причиненного гражданам (при незаконном обыске, обвинении в контрабанде и т.д.).
Аэропорт и аэродромная зона — наиболее вероятное место, где происходят авиационные происшествия. Поэтому иски о возмещении ущерба могут быть предъявлены владельцам аэропортов как со стороны работников, так и третьих лиц.
Ответственность владельца аэропорта в пределах летного поля называется критической (так как она по решению суда может достигать значительных размеров), а в пределах здания аэропорта — некритической.
Страхование ответственности судовладельцев — система страховой защиты владельцев, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов (судовладельцев), действующей в определенных договором страхования случаях возникновения в силу законодательства или договора их обязательств перед третьими лицами, включая команду судна.
В силу специфики страхование ответственности судовладельцев осуществляют общества взаимного страхования, именуемыми ассоциациями или клубами взаимного страхования, которые действуют на бесприбыльной основе и состоят из клуба и его управляющей компании, созданной членами клуба и назначенной ими «со стороны». Членом, или формальным владельцем клуба является любой судовладелец, заключивший с ним договор страхования. Шестнадцать ведущих клубов взаимного страхования образуют Международную группу клубов «Пи энд Ай» (МГК).
Принцип взаимности при страховании ответственности судовладельцев проявляется в том, что страховщик (клуб) занимается вместе с судовладельцем или вместо него рассмотрении с юридической точки зрения, клуб взаимного страхования является обществом, не имеющим капитала, в котором ответственность членов ограничена в силу гарантии - обязательства каждого судовладельца- члена клуба оплатить любые убытки других членов. Такой подход обусловил уникальное явление: на протяжении 140 лет своего существования клубы взаимного страхования (члены МГК) не ограничивали размер возможных выплат по договорам страхования.
Для клубов - не членов МГК страховая сумма ограничивается 100 млн долл. США по каждому страховому случаю (максимально). Клубы обеспечивают своих членов страховой защитой только от тех рисков, которые невозможно застраховать в системе коммерческого страхования, т. е. на традиционных страховых рынках. Практической сферой их деятельности является мировой океан, а основой регулирования претензий к судовладельцам - общее морское право.
Стандартные условия страхования существуют только в МГК. При заключении договора страхования важно определить перечень страховых рисков, принятых на страхование, поскольку от этого перечня зависит размер как страхового тарифа, так и размер страховой суммы.