Задачи создания регулируемых оптовых рынков материально-технических ресурсов

Процесс материально-технического обеспечения предпри­ятий сельского хозяйства и АПК в целом, как сложная макро-логистическая система, объективно требует регулирования де­ятельности всех ее звеньев, как со стороны вышестоящих уров­ней управления, так и особенно со стороны государства, по­скольку снабжение охватывает сложный комплекс экономичес­ких взаимоотношений АПК с большим числом ресурсопостав-ляющих отраслей, транспортом и другими отраслями инфра­структуры народного хозяйства.

Рис. 3.4. Объемы поставок технологического оборудования для животноводства и птицеводства АПК в 1991-2002 гг.

Рис. 3.5. Объемы поставок технологического оборудования для перерабатывающих предприятий АПК в 1991— 2002 гг.

Рис. 3.6. Объемы поставок ремонтно-эксплуатационных материалов (металл, шины, электроды, шпагат и т. д.) в 1994-2002 гг.

Рис. 3.7. Объемы поставок запасных частей к машинам и оборудо­ванию в 1994-2002 гг.

Как уже отмечалось выше, экономическая политика госу­дарства в годы реформы привела к самым негативным послед­ствиям, дезинтеграции единой системы агроснабжения, потере управления многими ее звеньями, перепрофилированию отдель­ных предприятий агроснаба на другие виды деятельности. Все это обусловило резкое ухудшение снабжения аграрного секто­ра, безответственность многих звеньев системы ресурсообеспе-чения за своевременное и полное удовлетворение потребности хозяйств, стихийное появление на рынке многочисленных по­среднических структур, оторванных от нужд села и решающих свои сиюминутные задачи выгодной реализации ходовых ви­дов техники и ресурсов с целью получения прибыли.

Однако удельный вес предприятий Росагроснаба в объемах поставок селу материальных ресурсов по-прежнему остается значительным. Они сумели сохранить свою работоспособность, продолжают по существу оставаться единой технологической службой АПК, которая в наибольшей степени ориентирована на интересы сельского хозяйства и АПК в целом. Росагроснаб проводит активную работу по развитию прогрессивных форм снабженческого сервиса, создания центров предпродажного и гарантийного обслуживания техники, цехов сборки сельхозтех­ники, технических обменных пунктов, участков по подготовке продукции к производственному потреблению, магазинов роз­ничной торговли, в том числе и передвижных.

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике страны в целом и особенно в агропромышленном комплексе, нерешен­ность принципиальных вопросов аграрной реформы настоятель­но требуют нового подхода к решению проблем формирования регулируемых оптовых рынков средств производства для АПК и первоочередного внимания к ним со стороны федеральных органов.

Главными потребителями, заинтересованными в формиро­вании системы оптовых рынков продукции производственного назначения для АПК, являются сельские товаропроизводите­ли, переработчики сельскохозяйственной продукции и пред­приятия-изготовители сельскохозяйственной техники, обору­дования и других материально-технических ресурсов.

Государство в лице своих органов власти также должно быть заинтересовано в создании регулируемого рынка, так как рост спроса и предложения на средства производства, повышение покупательной способности сельхозпотребителей, увеличение объемов производства продукции скажутся на увеличении по­ступления средств в федеральный и местный бюджет через си­стему налогообложения.

Государственное воздействие на рыночные отношения дол­жно осуществляться через систему правовой, экономической, управленческой, плановой и контрольной деятельности госу­дарственных органов в соответствии с действующим законода­тельством.

Как отмечалось выше, из числа многочисленных субъек­тов инфраструктуры рынка средств производства для АПК в наибольшей степени ориентирована на интересы сельского хозяйства и сохранила отраслевое и технологическое един­ство система Росагроснаба. Учитывая ограниченные возмож­ности капитальных вложений и инвестиций в аграрный сек­тор, интегрированные оптовые рынки и рынки продукции производственно-технического назначения необходимо фор­мировать на основе существующих региональных предприя­тий агроснабжения, материально-техническая база которых в наибольшей степени соответствует предъявляемым к этим рынкам требованиям.

В организационном плане (на всей территории Российской Федерации) рынок продукции производственно-технического назначения представляется как общероссийская отраслевая си­стема оптовых рынков, образуемая региональными (республи­канскими в составе России, краевыми, областными) и район­ными рынками с координирующим центром — ОАО «Росагрос-наб», выступающим в качестве федерального органа, через ко­торый реализуются механизмы государственного воздействия.

Первичным звеном этой системы должен стать районный регулируемый оптовый рынок, непосредственно ориентирован­ный на удовлетворение нужд сельхозтоваропроизводителей в материально-технических ресурсах на основе применения еди­ных для системы методов государственного воздействия на рыночные отношения.

Исходя из поставленных целей и состава участников рын­ка, наиболее предпочтительной формой представляется объе­динение предприятий — юридических лиц в виде ассоциации, которая является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в рамках устава, принятого на собрании ее учре­дителей.

Такая форма организации регионального или районного рынка позволит координировать деятельность участников ас­социации, коллегиально принимать необходимые решения и контролировать их выполнение, выработать единые правила по­ведения на рынке, взаимоувязав интересы всех участников на основе использования элементов государственного регулиро­вания и т. д. ОАО «Росагроснаб» при этом свою деятельность вопросах относящихся к компетенции ассоциации, осуществ­ляет в соответствии с ее решениями и по согласованию с ним.

Организация оптовых рынков средств производства для АПК явится важным этапом формирования цивилизованных рыноч­ных отношений в этой сфере, защиты интересов сельских то­варопроизводителей и других потребителей АПК, их финансо­вой поддержки при усилении роли государства.

Уже в декабре 1996 г. Коллегия Минсельхоза России одоб­рила предложения ОАО «Росагроснаб» и ряда подразделений министерства о создании в стране системы оптовых рынков продукции производственно-технического назначения для АПК. Как отмечено в решении Коллегии, эти рынки формируются на федеральном, региональном ж районном уровнях с целью защиты интересов. сельских товаропроизводителей и других потребителей АПК, и налаживания взаимодействия всех участ­ников рынка средств производства, поставляемых АПК. Важ­ной задачей создания рынков является усиление государствен­ного регулировайия процесса товародвижения от поставщиков к потребителям.

Благодаря усилиям ОАО «Росагроснаб» уже сделаны пер­вые важные шаги в деле организации оптовых рынков средств производства для АПК. Они включают меры по налаживанию взаимодействия с Минсельхозом России, подготовке кадров, созданию конкретных объектов инфраструктуры оптовых рын­ков, организации взаимодействия с системой региональных продовольственных рынков и др.

Важным звеном интегрированного оптового рынка являет­ся сеть информационно-коммерческих центров (ИКЦ), кото­рые в рамках федерального оптового рынка должны решать следующие задачи:

• формирование банков данных по товарам, ценам, постав­щикам и потребителям;

• организацию контактов поставщиков с покупателями;

• контроль за выполнением договоров.

Федеральный ИКЦ организует работу аналогичных регио­нальных центров. Это позволяет всем участникам оптовых рын­ков иметь оперативный доступ к массивам баз данных по мате­риально-техническим ресурсам и сельхозпродукции в России, по конъюнктуре рынка товаров и тенденциям его развития на регионльном и общероссийском уровне.

Заслуживает внимания и распространения инициатива ад­министраций регионов по созданию регулируемого интегриро­ванного рынка продовольствия и ресурсов для села, нацелен­ная на защиту интересов сельских товаропроизводителей и подъем экономики села. Как показывает опыт, интегрирован­ный оптовый рынок продовольствия и ресурсов для села дей­ствует по следующей схеме: «материально-технические ресур­сы со склада агроснаба — сельхозтоваропроизводитель — воз­врат кредита ресурсами, сельхозпродукцией на перерабатыва­ющие предприятия или склады агроснаба — продовольствен­ные ресурсы в розничную сеть агроснаба или оптовая продажа сел ьхозсырья».

Это отлаженный замкнутый цикл движения продукции от обеспечения сельхозтоваропроизводства техникой и ресурсами до реализации продовольствия непосредственно потребителям в розничной сети. В нем активную роль играет инфраструктура агроснаба в виде складов и баз, транспортных средств, холо­дильного хозяйства, перерабатывающих подразделений (мель­ниц, забойных цехов и др.), розничных магазинов.

Вся эта инфраструктура способствует упорядочению рыноч­ных процессов, их регулированию, экономии издержек на пе­ревозку, хранение и реализацию продукции, что немаловажно для условий стихийного рынка продовольствия и ресурсов. Существенную экономию дает и возможность избежать круп­ных капиталовложений на создание инфраструктуры продоволь­ственного рынка, поскольку используется складское и транс­портное хозяйство агроснабов.

Это способствует и сокращению аппарата продовольствен­ной корпорации, поскольку многие ее функции дублируют фун­кции снабжения села и их выполняют работники агроснабов.

Все эти преимущества, безусловно, дают существенный эко­номический эффект по сравнению с общепринятой в России схе­мой создания региональных продовольственных корпораций, тре­бующих крупных затрат на создание инфраструктуры и привлече­ние штатов специалистов. Использование опыта интеграции рын­ков в регионах позволяет избежать ненужных дополнительных затрат на создание рынков продовольствия, а следовательно, уде­шевить для потребителей реализуемую ими продукцию.

Взаимоотношения между Продовольственной корпорацией и предприятиями АПК области оформляются договорными обязательствами, в которых регламентируются права и обязан­ности сторон, порядок поставки, цены и порядок расчетов, от­ветственность сторон. Получение материально-технических ресурсов сопровождается представлением хозяйствами залого­вых обязательств в виде перечней сельскохозяйственной про­дукции, техники, производственных зданий и сооружений, ко­торые могут быть изъяты в счет долга при невыполнении дого­воров на поставку сельхозпродукции.

Однако следует отметить, что широкого внедрения оптовые рынки так и не получили из-за того, что программа их созда­ния, утвержденная Минсельхозом РФ в 1996 г., не получила должной государственной поддержки.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте состав рыночной системы ресурсного обеспечения сельского хозяйства.

2. Перечислите основные методы государственного регулирования процесса обращения материально-технических ресурсов.

3. Структура ОАО «Росагроснаб» и его взаимодействие с товаро­производителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: