Основные этапы технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники показаны на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Последовательность технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники
Исходные данные для технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники формируются в соответствии с табл. 7.4. Для этого используются данные хозяйственной и статистической отчетности в регионе, данные научно исследовательских институтов, утвержденные нормативы и другие документы.
Таблица 7.4
Исходные данные для технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники в АПК
№ п/п | Наименование исходных данных | Ед изм. | Численное значение (обозначение) | Источник получения данных |
Поправочный коэффициент, учитывающий почвенно-климатический район | Кз | Комплексная система ТОР машин в с.х. М: ГОСНИТИ, 1985.—143 | ||
Наличие машин, в том числе по видам и по маркам, начиная с 1991 года | ед. | N № | Статотчетность в ре_ гионе | |
Средний «возраст» машин в 1991 г.: тракторы зерноуборочные комбайны кормоуборочные комбайны | лет | Т1991=5,6 Т1991= 4,5 Т]991= 5 | Статотчетность за 1991 год (данные ВИМ) | |
Выбытие машин за предшествующие годы, начиная с 1991 года | N8 | Статотчетность (форма 6-мех) | ||
Относительное количество машин 1 -й марки в парке машин конкретного вида (например, тракторов ДТ-75 в парке тракторов) | И | Статотчетность в регионе | ||
Поступление новых машин за предшествующие годы, начиная с 1991 года | ед. | Статотчетность в регионе | ||
Средний «возраст» новых машин | лет | Тн=0,5 | Допущение |
Продолжение таблицы 7.4
Коэффициент, учитывающий средний «возраст» машин | Кв | Из прилагаемой номограммы, полученной на основе данных «Комплексной системы ТОР машин в с.х.» | |||||
Коэффициент охвата капитальным ремонтом машин 1-й марки | «Комплексная система ТОР машин в с.х.» | ||||||
Коэффициент охвата капитальным ремонтом двигателей, в т. ч. для текущего ремонта | - | Ккрд Корд | «Комплексная система ТОР машин в с.х.» «Комплексная система ТОР машин в с.х.» | ||||
Количество исправных машин данного вида (например, тракторов) | ед. | Из статотчетности (форма 6-мех) | |||||
Готовность парка машин | % | г | Из статотчетности (форма 6-мех) | ||||
Расстояние от райцентра до ремпредприятия | км | п | Из географической карты региона | ||||
Количество машин /-й марки в каждом регионе | ед. | N | Из отчетности региона | ||||
Количество районов, обслуживаемых выбранным ремпредприятием | ед. | а, | По результатам выбора ремпредприятия и расчетов его загрузки | ||||
Стоимость новой машины | тыс. руб. | Ц..М. | По данным МСХ РФ | ||||
Стоимость капитального ремонта: машины двигателя | тыс. руб. | Сюм | Факт Факт | ||||
Среднегодовая выработка машины | у. эт. га | мех.л. | Из годовых отчетов хозяйств | ||||
Продолжение таблицы 7.4
Объем полученной продукции | млн. руб. | Пуд. | Из годовых отчетов хозяйств | |
Наценки: на оттремонтированную машину на новую машину | % к цене | Нетр. н. | Из годовой отчетности ремпредприятия Из «Порядка» лизинга | |
Арендная плата: для отремонтированных машин для новых машин | % к цене | Сарэт. Сарн. | Проект Из «Порядка» лизинга ___, | |
Расходы на доставку машин: отремонтированных новых | % к цене | Сгр.от. Стр.„. | Проект Факт | |
Страхование машин | % к цене | Сстр. | Факт | |
Относительные затраты на сервис машин: новых отремонтированных | % к цене % к цене | Сен. Ссот. | Факт Факт | |
Затраты на установку капитально отремонтированных двигателей и текущий ремонт других агрегатов | 0.5 цены КР двиг | Схтр. | Факт | |
Число рабочих мест на ремонт в год и эксплуатацию объекта лизинга в год | чел. | Рр.м. Р.м. | Норматив |
Определение среднего «возраста» машин необходимо для корректировки коэффициента охвата капитальным ремонтом машин. Приведенная на рис. 7.5 зависимость этого коэффициента от возраста машин указывает на необходимость определения этого параметра.
Рис. 7.5. Определение поправочного коэффициента охвата ремонтом машин в зависимости от их «возраста»
Определение суммарного количества ремонтов машин позволит сформировать объемы капитального и текущего ремонтов, количество ремонтов, выполняемых хозяйствами за имеющиеся у них средства, а также количество ремонтов, которые могут быть выполнены за счет лизинга восстановленной техники.
Далее определяются затраты на ремонт машин и двигателей, передаваемых в лизинг, а также другие затраты, связанные с организацией лизинга восстановленной техники.
Оценка эффективности лизинга восстановленной техники включает: определение дополнительных объемов работ, выполненных полученной по лизингу восстановленной техникой; сопоставление этих объемов с затратами на лизинг восстановленной техники и оценку окупаемости вложенных средств на лизинг техники. Кроме того, следует определить количество дополнительных рабочих мест, которые образуются с пуском в работу дополнительно отремонтированных машин за счет лизинга.
Завершающим этапом в организации лизинга восстановленной техники является подготовка документации и конкретных мероприятий по внедрению такой формы поддержки АПК в ремонте техники.
Рассмотрим на примере определение среднего «возраста» тракторов.
В 1991 г. в наличии было N1991 тракторов, их средний «возраст» составлял Тт1 лет. В конце года выбытие составило Л, тракторов, а поступило Nн новых.
Требуется определить «возраст» парка тракторов в 1992 г. (Тт1) (на конец года):
• после списания осталось N., тракторов и их возраст стал Тт1 + 1 год;
• поступило новых N тракторов и их стало N1992 + Nя;
• «возраст» новых тракторов в среднем за год принимается Г = 0,5 года;
• средний «возраст» парка тракторов в 1992 г. вычисляется по формуле:
(7.1)
Полученные значения «возраста» машин затем должны быть использованы при определении объемов их ремонта путем введения поправочных коэффициентов.
В качестве исходных принимаются данные годовой отчетности, основные поправочные коэффициенты, учитывающие природно-климатическую зону и «возраст» машин, а также другая информация согласно табл. 7.4. После формирования исходных данных им дается оценка, позволяющая уточнять поправочные коэффициенты, а затем осуществляются расчеты показателей, необходимых для обоснования эффективности лизинга восстановленной техники в следующей последовательности.
1. Коэффициент, характеризующий наличие машин N марки определяется по формуле:
(7.2)
где Ni — количество машин марки;
N — количество машин данного вида.
Зональный коэффициент принимается из таблицы в приложении. Например, для Поволжского района Кз = 1,05.
Коэффициент, учитывающий «возраст» машин Кв определяется как отношение среднего «возраста» машины к нормативному сроку ее службы (см. рис. 7.5) в следующей последовательности:
• на оси ОХ, отражающей величину соотношения факти-
ческого возраста машины и нормативного срока ее амортиза-
ции, откладываем отрезок, соответствующий текущему значе-
нию (по результатам расчета), и из полученной точки восста-
навливаем перпендикуляр до пересечения с кривой зависимос-
ти поправочного коэффициента К от этого соотношения;
• из точки пересечения опускаем перпендикуляр на ось ОУ
и считываем численное значение коэффициента Кв.
Коэффициенты охвата капитальным ремонтом полнокомплектных машин Ко м и отдельных агрегатов Кд а для текущего ремонта выбираются из таблицы П. 14. [1]. Например, коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов ДТ-75 составляет К = 0,15, а двигателей для текущего ремонта тракторов Корд = 0,11 от списочного наличия этих машин.
2. Коэффициент охвата капитальным ремонтом двигателей определяют по формуле:
Ккрд = Корм + Корд (7.3)
По данным ГОСНИТИ средняя выработка трактора (комбайна) до текущего ремонта составляет 1700—2000 мото-ч. Выработка до капитального ремонта з соответствии с техническими условиями на изготовление машины - 5—6 тыс. мото-ч. Таким образом, за цикл (выработка до первого капитального ремонта) проводятся два текущих и один капитальный ремонты. Следовательно, соотношения: капитальных и текущих ремонтов к общему числу ремонтов за цикл составляют соответственно: 1:3 и 2:3, то есть
Ккр. = 0,33, а Ктр = 0,67.
Эти соотношения сохраняются и при дальнейшей эксплуатации машин.
3. Уровень охвата капитальным ремонтом машин (агрега
тов) определяется по формуле:
Утрд(а) = Ккрм(д) · Кз · Кв, (7.4)
где Ккрм(д) - коэффициент охвата капитальным ремонтов машин вместе с двигателями.
4. Из статистической отчетности выбирается количество
исправных машин марки в суммарном количестве ма-
шин всех марок на дату в году, на которую их готовность
является максимальной, и определяется количество исправ-
ных машин 1-й марки:
Nисп.i. =Nисп.· Кi, (7.5)
где Nисп. — количество исправных машин данного вида (тракторы, комбайны и т. д.).
5. Количество неисправных машин /-ой марки определяет
ся как разность:
Nнi = Ni-Nиспi, (7.6)
6. Количество машин марки определяется из форму
лы 7.2:
Ni=N·Кi (7.7)
Количество капитальных ремонтов машин марки определяется по формуле:
Nкрi = Ni·КQPi·Кз·Кв, (7.8)
где Nор. — коэффициент охвата капитальным ремонтом марки машины.
7. Суммарное количество капитальных и текущих ремонтов машин марки определяется по формуле:
(7.9)
8. Количество текущих ремонтов машин 1-й марки Nтр, оп
ределяется как разность:
Nтрi = Npi – Nкрi (7.10)
9. Количество текущих ремонтов машин марки ИтрдР
требующих капитального ремонта двигателей определяется по
формуле:
Nтрд = Nтрi · Утрдi, (7.11)
где Nтрд1 — уровень охвата капитальным ремонтом двигателей.
10. Количество текущих ремонтов марки, не тре
бующих капитального ремонта двигателей, а только ремонта
других агрегатов Nтра1 определяют как разность:
Nтраi = Nтрi · Nтрдi,, ед (7.12)
Это количество машин останется не охвачено ремонтом для передачи в лизинг на первом этапе. Их восстановление возможно только за счет дополнительных ресурсов хозяйств, но не за счет лизингового фонда.
11. После вычисления количества плановых ремонтов машин определяется фактическая потребность в капитальных и текущих ремонтах машин 1-й марки из числа оставшихся неисправных 7Ун( машин. Для этого вначале определяется суммарное количество отремонтированных машин марки, Nрх:.
Npxi = Np – Nнi, ед. (7.13)
В это количество входят как капитально отремонтированные машины:
Nкрхi = Npxi·Утрi, (7.14)
так и требующие текущего ремонта:
Nmpxi = Npxi - Nкрxi, (7.15)
из них с капитальным ремонтом двигателей:
Nтрдхi = Nmpxi·Утрдi, (7.16)
с капитальным ремонтом других агрегатов:
Nтрахi = Nmpxi - Nmpдхi (7.17)
12. Требуемое количество капитальных ремонтов марки из числа неисправных машин для передачи в лизинг Nкрлг после восстановления определяется по формуле:
Nкрлi = Nкрi-Nкрхi (7.18)
13. Требуемое количество текущих ремонтов Nтрн1 из числа неисправных машин марки составит:
Nтрнi = Nтрi - Nmpxi (7.19)
в том числе количество текущих ремонтов машин Nлг требующих капитального ремонта двигателей для передачи в лизинг:
Nдлi =Nтрдi – Nтрхдi. (7.20)
Подразумевается, что тракторы, требующие капитального ремонта двигателей, будут восстановлены после получения отремонтированных двигателей по лизингу.
14. Всего будет отремонтировано и передано в лизинг Nол1
объектов марки (полнокомплектные тракторы и капиталь
но отремонтированные двигатели):
Nолi = Nкрлi + Nдлi. (7.21)
15. В результате получения отремонтированных тракторов
и двигателей в лизинг количество исправных машин марки
увеличится на Nол, машин и тогда готовность парка этих ма-
шин составит:
(7.22)
16. Абсолютное значение прироста ДГ уровня готовности
машин получим из разности:
ΔГi = Гi – Гстi (7.23)
где Гст; — фактический уровень готовности машин марки до внедрения лизинга, %.
17. Относительный прирост готовности Уг парка машин
марки за счет внедрения лизинга восстановленных машин со
ставит:
(7.24)
18. Далее определяются объемы механизированных работ Омех., которые были выполнены машинами до получения восстановленной техники по лизингу:
Qмехi = Nиспi·Qмехi (7.25)
где Q мех.уд: - средняя выработка исправной i-ой машины в год, усл. эт. га, физ. га, т;
и после получения дополнительного количества отремонтированных машин и переданных в лизинг:
2мех.л. = Щ ∙ Омех.уд1 ∙ Кп + Омех (7.26)
где Кп — коэффициент, характеризующий увеличение производительности капитально отремонтированных машин (Кп = 1,3).
19. Определяется дополнительная выработка тракторов за
счет включения в работу тракторов, отремонтированных по
лизинговой сделке:
Qмех.доп. = Qмех.л. — Qмех (7.27)
20. Определение затрат на лизинг восстановленных машин
и их составных частей выполняется в следующей последова
тельности.
Стоимость капитального ремонта машин определяется на основе калькуляции этих работ, а отпускная цена устанавливается договаривающимися сторонами (лизингодатель и ремонтное предприятие).
Затраты Скр. на капитальный ремонт машин, передаваемых в лизинг, составят:
Скр.= Nкрм. ∙ С кр.м. + Nкр.д. ∙ Скр.д., (7.28)
где Nкр. и Nкр.д. — количество капитально отремонтированных машин и двигателей, передаваемых в лизинг, ед.; Скр.м. и Скр.д. — соответственно стоимость капитального ремонта машин и двигателей.
Кроме того, для планирования объемов финансирования лизинга восстановленной техники в суммарные затраты на организацию лизинга восстановленной техники включаются: транспортные расходы; наценки; арендная плата; стоимость страхования техники. В суммарные затраты могут включаться затраты на предпродажное и гарантийное обслуживание машин по договору лизингодателя и лизингополучателя.
Таким образом, суммарные затраты Ссум на восстановление машин по лизингу вычисляются по формуле:
Ссум = Ск.р.м. + Н +Стр. + Сар. + Сстр. + Сс, (7.29)
где Ц-наценки, руб.;
С тр - транспортные расходы, руб.;
Сар.- арендная плата, руб.
Сстр. — стоимость страхования машин, руб.;
Сс — стоимость сервиса машин, руб..
Каждая составляющая формулы 28, кроме Скр.м в справочных или отчетных данных приводится в процентах или абсолютном выражении. Если она даегся в %, тогда формула принимает вид:
Ссум = Скр.м + Скр.м ∙(Н+ Сгпр + Сар + Сстр + Сс).
Наценки учитывают затраты на организацию процесса лизинга, на содержание аппарата управления и торговых агентов, на организацию доукомплектовки ремонтного фонда и другие виды затрат. Размеры наценок, арендной платы и страхования принимаются в таком же порядке, как и для новой техники, передаваемой в лизинг, и включаются в стоимость объекта лизинга. Численные значения этих параметров в каждом регионе и для каждой машины устанавливаются отдельно.
Транспортные расходы определяются исходя из двух вариантов привлечения автотранспорта:
• если автомобильный транспорт арендуется у другого предприятия — стоимость договорная;
• если используются собственные транспортные средства — начисляется почасовая оплата или стоимость 1 ткм.
В первом варианте для удобства планирования стоимость транспорта определяется в процентах к стоимости капитального ремонта предмета лизинга.
Во втором варианте транспортные расходы на доставку ремонтного фонда и отремонтированной техники определяются по формуле:
∙Стр = С ∙Л ∙ Ш∙ 5 (7.32)
где С - стоимость одного т-км, руб.;
Л — масса предмета лизинга, т;
Ш - количество объектов лизинга, ед.;
5 - пробег транспортного средства, км.
21. Для оценки средневзвешенного радиуса доставки ремонтного фонда и готовой продукции на основании исходных данных от региона составляется схема размещения ремонтных предприятий и районных центров, в которых будет сосредоточен ремонтный фонд. На схеме указывается количество машин в районах, а также расстояния от райцентра до ремпредприятия (рис.7.6).
Рис. 7.6. К определению средневзвешенного радиуса (Ксрвзе) доставки ремфонда восстановленной техники
Средневзвешенный радиус затем используется при определении транспортных расходов по доставке ремонтного фонда и готовой продукции.
В целях планирования пробег транспортного средства принимается:
Л" = 2Кср.взв., (7.34)
Транспортные расходы могут быть приняты также и по факту сложившихся затрат, например, какой-то процент от стоимости объекта лизинга.
Дополнительные затраты хозяйств на текущий ремонт машин Стр.доп. с установкой капитально отремонтированных двигателей составят:
Стр.доп. = Скр.д ∙ Nкр.д ∙ Кх, (7.35)
где Кх — коэффициент, учитывающий затраты хозяйства на текущий ремонт машины.
Этот коэффициент учитывает не только установку двигателя, но и сопутствующие работы по текущему ремонту машины.
Для научных целей исследуется каждая составляющая таких работ, а для перспективного планирования принимается среднее значение этих затрат. В практике Кх = 0,3—0,6, то есть
стоимость сопутствующих или дополнительных работ по текущему ремонту машины при установке на нее капитально отремонтированного двигателя составляет 30—60 % стоимости капитального ремонта этого двигателя.
22. Определение объемов финансирования для лизинга восстановленной техники.
Финансирование лизинга восстановленной техники может осуществляться из следующих источников: федерального бюджета; регионального бюджета; собственных оборотных средств лизингодателя; банковских кредитов, в том числе льготных, но, как показывает практика Росагролизинга, не выше 7 % годовой ставки; консолидированных финансовых средств от районов на региональном уровне; привлеченных средств спонсоров; инвестиций.
После выполнения расчетов строится номограмма для определения основных показателей лизинга восстановленной техники. Такая номограмма наглядно покажет объемы затрат на восстановление техники и изменение готовности парка машин i-ой марки в зависимости от количества восстановленных машин.
Номограмма строится для каждой конкретной марки машин в следующей последовательности (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Номограмма определения готовности техники и затрат на ее восстановление
Вначале строятся оси координат X и У, выбирается масштаб и обозначения: по оси X — количество N ремонтов, равное количеству, полученному по формуле 11, по оси У — готовность техники до 100 %. По данным формы отчетности 6-мех на оси У отмечается максимальная готовность техники в предшествующем расчетному году (например, 60 %), а на оси X — количество исправных машин, в том числе Nрх1 ремонтов машин, выполненных за счет хозяйств, полученное по формуле 15 предлагаемой методики (условно, Nрх1 ;= 654). По условным значениям X и У получаем точку А. Соединив начало координат О и точку А, продолжая линию ОА до пересечения с горизонтальной линией, проходящей через значение равное 100 % оси ОУ, получаем точку В. Таким образом, получается прямая ОВ, характеризующая зависимость готовности машин от количества ремонтов.
Затем проводятся дополнительные оси (по количеству предметов лизинга) ниже и параллельно оси ОХ, начиная от продолжения перпендикуляра, опущенного на ось ОХ из точки А, и вправо от него.
В соответствии с количеством восстановленных предметов лизинга устанавливается масштаб и строится шкала на дополнительных осях (оси).
Перпендикуляр, опущенный из точки А на ось ОХ, проводится выше точки А и после пересечения его с горизонтальной линией, проходящей через отметку 100 % оси ОУ, вправо от перпендикуляра проводятся горизонтальные (-ая) оси (ось), на которых (-ой) отмечаются значения объема финансирования предметов лизинга в зависимости от их количества. Объем финансирования отмечается в масштабе, соответствующем количеству ремонтов и стоимости одного ремонта. Например, если на нижней оси отмечено 10 ремонтов /-ой марки машины при стоимости одного ремонта 30 тыс. руб., то, поднявшись по перпендикуляру до верхней горизонтальной оси, обозначающей одноименный предмет лизинга (марку машины), должна быть отметка 300 тыс. руб. и т. д.
После завершения расчетов и построения номограммы ее использование не представляет особого труда и в то же время является эффективным из-за своей оперативности при обосновании необходимости лизинга восстановленной техники.
«Ключ» пользования номограммой:
• на правой дополнительной нижней оси устанавливаем точку, соответствующую количеству капитальных ремонтов i-ой марки машины (например, 220 ремонтов);
• из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с верхней горизонтальной осью и считываем объем финансирования для лизинга 220 машин i-й марки (например, 21,7 млн.руб.);
• суммируем количество исправных машин, в том числе отремонтированных в хозяйствах и количество восстановленных машин для передачи в лизинг (654+220=874), отмечаем это значение на оси ОХ и восстанавливаем перпендикуляр;
• из точки пересечения этого же перпендикуляра с линией ОАВ восстанавливаем перпендикуляр на ось ОУ и получаем значение готовности парка машин. Разность значений готовности, полученной и отмеченной ранее (обеспеченной за счет хозяйств), дает прирост готовности за счет лизинга восстановленной техники.
Если необходимо определить объемы финансирования и готовность машин /-ой марки при ремонте нескольких предметов лизинга, например, при полнокомплектном капитальном ремонте тракторов и капитальном ремонте двигателей для текущего ремонта тракторов, то «ключ работает» в следующем порядке:
• объемы финансирования определяются по каждому предмету лизинга отдельно (по вышеуказанному ключу) и затем суммируются;
• для определения готовности количество ремонтов отдельных предметов лизинга суммируется, затем эта величина складывается с количеством ремонтов, выполненных за счет хозяйств и откладывается на оси ОХ;
• из полученной точки восстанавливается перпендикуляр до пересечения с линией ОАВ;
из точки пересечения восстанавливается перпендикуляр на ось ОУ;
• в точке пересечения этого перпендикуляра с осью ОУ счи-тывается значение готовности парка машин после восстановления и передачи в лизинг N машин.
24. Эффективность лизинга восстановленной техники складывается из трех основных составляющих: во-первых,обеспечивается увеличение количества исправных машин, что ведет к прямопропорциональному увеличению их готовности; во-вторых,увеличивается суммарная выработка списочного парка машин, что обеспечивает увеличение объемов механизированных работ, выполнение агротехнических требований, а в конечном итоге увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции; в-третьих,обеспечивается загрузка специализированных ремонтных предприятий, мастерских хозяйств и появляются новые рабочие места, что в современных условиях является важным фактором в решении социальных программ.
С другой стороны, чтобы оценить увеличение количества исправных машин за счет лизинга восстановленной техники, то есть его эффективность, необходимо определить количество новых машин, которое можно приобрести на сумму, предусмотренную для финансирования лизинга восстановленной техники. Это будет более объективная оценка эффективности лизинга восстановленной техники.
Пусть для лизинга восстановленной 1-й марки машин требуется объем финансирования в сумме Ссумг При этом в лизинг будет передано Иол1 машин.
Учитывая, что восстановленные машины уступают в надежности и производительности новым, принимается поправочный коэффициент Кэ, учитывающий повышение производительности этих машин (Кэ = 1,2)
Тогда среднегодовая выработка Q мех.нг новых машин составит:
М; = Щ ∙ Оуд1 ∙ Кэ (7.38)
Эффект Эол1 от лизинга восстановленной техники определяется как разность между объемами выполненных работ восстановленными и новыми машинами, приобретенными за сумму, затраченную на лизинг восстановленных машин. Если составляющие дополнительных затрат даются в относительных величинах, то знаменатель формулы 7.37 принимает вид:
Щ (1 +Стр; + Я. + Сар1 + Сстр1 + Сс) Эол1 =
(Омех.доп1 - Омех.н) ∙ Пуд1 - Сэ.з.д. (7.39)
где Пуд. — прибыль от единицы выработки /-ой машины, руб./усл. эт.га;
Сэ.з.д. — дополнительные эксплуатационные затраты на восстановленные /-ые машины, руб.
Для расчетов можно исходить из рентабельности продукции (зерна, свеклы или другой продукции).
Принимается, что до очередного восстановления машина будет работать три года, а в каждый год объем производимой с ее помощью продукции будет уменьшаться: во второй год — на 10 %, в третий - на 20 %.
Эксплуатационные затраты на восстановленные машины в свою очередь будут возрастать. В первый год использования машин они составят на 5-12 %, во второй -на10-13%ив третий — на 15—22 % больше, чем затраты на новые машины.
Сэкс = Сэ.з.н. ∙ (1 + Ср1 + Ср2 + Срг), (7.41)
где Сэ.з.н. — эксплуатационные затраты на новые машины (1-3 года службы), руб.;
Ср{, Ср2, Сръ — коэффициенты, характеризующие увеличение эксплуатационных затрат у отремонтированных машин.
Выработка машин в денежном исчислении определяется путем умножения физической единицы выработки машины на ее стоимость.
Учитывая, что приобретение новых машин является объективной необходимостью, их закулки должны продолжаться. Вместе с тем, лизинг восстановленной техники позволяет оперативно и эффективно решать производственные задачи ближайшего времени и имеет ряд преимуществ, основными из которых являются: наличие ремонтного фонда; большой выбор ремонтных предприятий; незначительные расстояния перемещения ремонтного фонда и восстановленной техники; хорошая управляемость финансовыми потоками, производственными и эксплуатационными процессами; оперативность лизинговых операций.
Особое внимание следует обратить на такое преимущество, как выбор ремонтных предприятий. В настоящее время все они практически простаивают, их мощности не загружены. Только по ремонту одной марки машины в регионе размещены 2—3 специализированных ремонтных предприятия. Кроме того, в соседних регионах сосредоточены предприятия такого же профиля, то есть их образуется 5—8 единиц. При появлении финансовых средств на восстановление техники у заказчика появляется большой диапазон выбора предприятия. Наиболее оптимальный выбор может быть осуществлен на основе конкурса. Конкурс обеспечит конкуренцию. Появится возможность выбрать 2—3 предприятия, которые будут стремиться увеличивать объемы заказов за счет улучшения качества ремонта и последующего сервиса. Кроме того, грамотно составленный договор также будет способствовать обеспечению качества и оперативности в восстановлении техники. В конечном итоге у заказчика появляется реальная возможность получить из ремонта машину с эксплуатационными показателями, близкими к показателям новой машины. Возрастет эффективность лизинга восстановленной техники, и он станет более привлекательным. Включение в работу дополнительного количества машин за счет лизинга восстановленной техники позволяет создать новые рабочие места на ремонтных предприятиях (Рр.р.) и в сфере производства (Рр.э.):
Суммарное число рабочих мест находят сложением:
Рр.м. = Рр.р. + Рр.э. (7.45)
При конкретных расчетах необходимо учитывать дополнительное количество рабочих по техническому и технологическому обслуживанию машин, определять суммарный фонд заработной платы и вносить коррективы в определение эффективности лизинга восстановленной техники.
Пример технико-экономического обоснования лизинга восстановленных тракторов ДТ-75 на примере Пензенской области
Формирование исходных данных
Исходные данные формируются в соответствии с вышеизложенными рекомендациями и отражаются в табл. 7.5.
ИСХОДНЫЕ ДАЛНЫЕ
для технико-экономического обоснования лизинга восстановленных тракторов ДТ-75 в Пензенской области
Таблица 7.5
Исходные данные
№ п/п. | Наименование исходных данных | Ед. изм. | Численное значение (обозначение) |
Поправочный коэффициент, учитывающий почвенно-климатический район | Кз= 1,05 | ||
Наличие тракторов, всего в т. ч. ДТ-75 | ед. ед. | 1991 Г.-21585; 1992г.-20700; 1993 г.-20132; 1994 г.-19324; 1995 г.—18055; 1996 г. -16 712; 1997 Г.-15 452; 1998 г. -14 388; 1999 г.—13 592; 2000 г.—13 749. 1991 г.-4709;1992 г.-4268;1993 Г.-4593; 1994 г.-4254;1995г.-3896;1996 Г.-3556; 1997 г.-3227;1998 г.-2941;1999г.-2830; 2000 Г.-2603. | |
Средний «возраст» машин в 1991 г.: тракторы | лт | Т1991 = 5,6 | |
Выбытие тракторов за предшествующие годы, начиная с 1991 года, всего в т. ч. ДТ-75 | ед. ед. | 1991 Г.-1475; 1992 г.—1011; 1993 г.—100; 1994г.-1423;1995г.-1398;1996г.-1307; 1997 г.—1068; 1998г.-799; 1999г.-565; 2000 г. - 935. 1991 Г.-466; 1992 г.-297; 1993г.-316; 1994г.-399; 1995г.-411; 1996г.-380; 1997г.-309; 1998г.-237; 1999г.-293; 2000 г.- 303. | |
Поступление новых тракторов за предшествующие годы, начиная с 1991 года, всего в т. ч. ДТ-75 | ед. ед. | 1991 т.-590; 1992 Г.-443; 1993 Г.-292; 1994 г.-116; 1995 г.-90; 1996г.-124; 1997г.-15; 1998 г.-бО; 1999 Г.-137; 2000 г.-116. 1991г.-130;1992г.-93;1993г.-67;1994г.-26; 1995 Г.-19; 1996 г.- 26; 1997 г.-З; 1998 г.-12; 1999 г.-29; 2000 г.-22. |
Продолжение таблицы 7.5
Средний «возраст» новых | лет | Тн=0,5 | |||
Коэффициент, учитывающий средний «возраст» машин | Кв,р=1,83 | ||||
Коэффициент охвата ка- | — | КорМдт-75=0,15 | |||
питальным ремонтом | |||||
машин 1-и марки | |||||
Коэффициент охвата | - | ||||
капитальным ремонтом | |||||
двигателей, в т. ч. | Ккрд= 0,26 | ||||
для текущего ремонта | — | Корк=0Д1 | |||
Количество исправных и | ед. | №гсп. дТ-75= 1848 | |||
неисправных тракторов | Инеисп.дт.75 = 755 | ||||
ДТ-75 | |||||
Готовность парка машин | % | ГСТ. дТ-75=71 | |||
(мах) | |||||
Коэффициент, учиты- | - | Кп= 1,3 | |||
вающий увеличение про- | Кп= 1,3 к отремонтир. | ||||
изводительности: | |||||
отремонтированных ма- | |||||
шин машин | |||||
Стоимость новой маши- | тыс. | ЦдТ-75 = 535 | |||
ны в 2003 г. | руб. | ||||
Стоимость капитального | тыс. | Скрт=126 | |||
ремонта:трактора двигателя | руб. | Скрд т= 23 | |||
Среднегодовая выработ- ка трактора | у.эт. га | СЛ,ех.л.=1400 | |||
Получение продукции | тыс.руб | Пуэт.га=0,5 | |||
Продолжение таблицы 7.5
Наценки: на отрем. машину на новую машину | %к цене | Н^- Ю Н„.тв= 5 | ||||
Арендная плата: для | % к цен | |||||
отремонтированных | Сарэт. = 5 | |||||
машин (двигателей) | ||||||
для новых машин | Сарн. = 1,5 | |||||
Транспортные расходы | %к | С8О, = 2 | ||||
цене | Су =1,5 | |||||
Страхование техники | %к цен | Сстр. = 3 | ||||
Относительные затраты | %к | |||||
на сервис техники: | цене | |||||
новой | Сен. = 2 | |||||
отремонтированной | Ссот. = 5 | |||||
Затраты на установку капитально отремонтированного двигателя и текущий ремонт других агрегатов | 0,5 цены КРдвиг. | Схтр. = 8 тыс. руб. | ||||
Число рабочих мест на ремонт и эксплуатацию объекта лизинга в год | Ртр. = 0,18 Рр.дв.= 0,06 Рэтр=1,5 | |||||
Определение среднего «возраста» тракторов ДТ-75
В соответствии с методикой технико-экономического обоснования целесообразности лизинга восстановленной техники, по формуле (7.1) определяем средний возраст тракторов по годам, начиная с 1992 года:
Полученные данные о «возрасте» тракторов по годам сводим в таблицу.
Годы | ||||||||||
Средний «возраст» тракторов | 5,6 | 6,5 | 7,3 | 8,3 | 9,3 | 10,2 | 1,2 | 12,2 | 13,2 | 14,1 |
Таким образом, для расчета объемов ремонта тракторов на 2001 год принимается средний «возраст» тракторов — 14,1 года. Используя рис. 7.5, определяем значение поправочного коэффициента (Кв). В данном случае Кв = 1,83.
Предпосылки и допущения
Для того, чтобы получить соотношения между объемами капитальных и текущих ремонтов используются следующие предпосылки.
В капитальный ремонт полнокомплектная машина направляется при условии, если два и более сложных агрегата требуют капитального ремонта. Например, двигатель и коробка передач в сборе с задним мостом.
Текущий ремонт может проводиться путем замены агрегатов, в том числе одного сложного, на новые или капитально отремонтированные, а также путем текущего ремонта отдельных агрегатов.
Допущение: объемы текущего ремонта без замены агрегатов в дальнейших расчетах не рассматриваются, так как затраты на такие ремонты незначительные, не единовременные, а технические требования к такому ремонту позволяют проводить его в условиях хозяйств. В обоснование лизинга восстановленной техники включаются только капитальные ремонты полнокомплектной машины или сложных ее агрегатов. В данном случае — двигателей.
Для передачи в лизинг восстановленной техники будут выполнены расчеты для определения количества капитальных ремонтов полнокомплектных тракторов и текущих ремонтов с капитальным ремонтом двигателей. В лизинг будут передаваться капитально отремонтированные тракторы и двигатели.
Определение коэффициентов и соотношений
По формуле (7.2) определяем коэффициент, характеризующий наличие тракторов ДТ-75 в суммарном количестве тракторов по состоянию на 2000 г.:
По данным ГОСНИТИ средняя выработка машины до текущего ремонта составляет 1700—2000 мото-ч. Выработка до капитального ремонта в соответствии с техническими условиями на изготовление машины — 5—6 тыс. мото-ч. Таким образом, за цикл (выработка до первого капитального ремонта) проводятся два текущих и один капитальный ремонты. Соотношение капитальных и текущих ремонтов в суммарном количестве ремонтов будет составлять соответственно: один к трем и два к трем, то есть:
Ккр = 0,33, а Ктр = 0,67.
Это соотношение сохраняется и при дальнейшей эксплуатации машин.
В соответствии с формулой (7.4) уровень количества ремонтов машин с капитально отремонтированными двигателями в суммарном количестве текущих ремонтов составит:
Утр.д = 0,11 • 1,05 ۰ 1,83 = 0,2
Таким образом, 20 % текущих ремонтов тракторов проводятся с заменой двигателя на новый или капитально отремонтированный, а 80 % ремонтов — с заменой других агрегатов.
Определение планового количества ремонтов
Определяем количество исправных Nисп. и неисправных №. тракторов ДТ-75 по формулам (7.5 и 7.6), используя информацию ОАО «Пензаагротехники»:
Nисп. = 1848 ед.,
Nн. = 755 ед.
По формуле (7.8) определяем плановое количество капитальных ремонтов полнокомплектиых тракторов ДТ-75:
Nкр = 2603 • 0,15 ۰ 1,05 • 1,83 = 750 ед.
Суммарное количество капитальных и текущих ремонтов тракторов ДТ-75 определяем по формуле (7.9):
Тогда количество текущих ремонтов в соответствии с формулой (7.10) составит:
Nтр = 2273-750 = 1523 ед.
Определяем плановое количество текущих ремонтов тракторов, требующих капитального ремонта двигателей по формуле (7.11):
Nтрд = 1523 • 0,2 = 305 ед.
Тогда количество текущих ремонтов, не требующих капитального ремонта двигателей, а только других агрегатов в соответствии с формулой (7.12) составит:
Nтрд = 1523 - 305 = 1218 ед.
Определение фактического количества ремонтов тракторов
Задача состоит в том, чтобы определить из числа неисправных машин количество полнокомплектных ремонтов тракторов, передаваемых в лизинг, а также количество капитальных ремонтов двигателей, передаваемых в лизинг для текущего ремонта тракторов.
По формуле (7.13) определяем количество ремонтов, выполненных силами и за счет хозяйств:
Nрх = 2273 - 755 = 1518 ед.,
в это количество входят как капитально отремонтированные машины (формула 7.14):
Nкрx = 1518 ۰ 0,33=501ед.
так и машины, подвергающиеся текущему ремонту (формула 7.15):
Nтрх = 1518 - 501 = 1017 ед.,
из них с капитальным ремонтом двигателей (формула 7.16):
Nтрдх = 1017 ۰ 0,2 = 203 ед.,
с капитальным ремонтом других агрегатов (формула 7.17):
Nтрах = 1017 - 203 = 814 ед.
Количество неохваченных ремонтом тракторов, требующих ремонта других агрегатов составит:
Nтра = 1218 - 814 = 404 ед.
Эти 404 трактора, требующие текущих ремонтов, на первом этапе должны ремонтироваться в хозяйствах. Это тот резерв для лизинга, ради которого лизингодателю есть смысл увеличивать лизинговый фонд с целью повышения готовности тракторов.
Используя формулу (7.18), определяем количество капитальных ремонтов тракторов, передаваемых в лизинг, из числа неисправных после их восстановления:
Nкрл = 750 - 501 = 249 ед.
Количество текущих ремонтов из числа несправных тракторов в соответствии с формулой (7.19) составит:
Nтрн = 1523 - 1017 = 506 ед.,
из них количество текущих ремонтов тракторов, требующих капитального ремонта двигателей для передачи в лизинг по формуле (7.11) составит:
Nдл = 506 ۰ 0,2 = 101 ед.
Таким образом, для передачи в лизинг будет отремонтировано за счет бюджетных (привлеченных) финансовых средств (формула 7.21):
Nол = 249 + 101 = 350 ед.
Оценка эффективности лизинга восстановленных тракторов ДТ-75
В результате получения отремонтированных тракторов ДТ-75 количество исправных тракторов увеличится на 361 ед. и тогда готовность парка этих машин составит (формула 7.22):
Абсолютное значение прироста готовности тракторов ДТ-75 получим по формуле (7.23):
ΔГ= 85,0- 71,0= 14,0 %
Относительный прирост готовности парка тракторов ДТ-75 за счет внедрения лизинга восстановленных машин составит (формула 7.24):
По формуле (7.25) определяем объемы механизированных работ, которые были выполнены машинами до получения восстановленной техники по лизингу:
Qмех = 1848 • 1400 = 2587,2 тыс. усл. эт. га,
Выработка парка машин после внедрения лизинга составит (формула 7.26):
Qмех.л = 350 • 1400 • 1,3 + 2587,2 = 3077,2 тыс. усл. эт. га
Это значит, что в регионе дополнительная выработка тракторов за счет включения в работу тракторов, отремонтированных по лизингу, составит в соответствии с формулой (7.27):
Qмех.доп. = 3077,2 - 2587,2 = 490,0 тыс. усл. эт. га
Затраты на восстановление тракторов ДТ-75 составят (формула 7.28):
Qсум.= 249 • 126 000 + 101 • 23 000 = 33,7 млн. руб., а с учетом дополнительных затрат (формула 7.29):
Qсум. = 33,7 + 33,7 • (0,1 + 0,05 + 0,03 + 0,05 + 0,02) = 42,13 млн. руб.
Используя формулы 7.30 и 7.31 определяем затраты на лизинг одного полнокомплектного трактора и одного двигателя:
В данном примере принято: наценка — 10 %, транспортные расходы — 2 %, арендная плата — 5 %, страхование — 3 %, стоимость сервиса — 5 % от стоимости ремонта объектов лизинга.
Кроме того, дополнительные затраты понесут хозяйства при установке капитально отремонтированных двигателей на тракторы, требующие текущего ремонта, а также на текущий ремонт других составных частей этих тракторов. Эти затраты принимаем равными 50 % от стоимости капитального ремонта двигателей и по формуле (7.35) определяем:
Стр.доп. = 101 • 23 000 • 0,5 = 1,16 млн. руб.
Сумма затрат составит (формула 7.35):
Фi = 42,13 + 1,16 = 43,3 млн. руб.
Эффект от внедрения лизинга восстановленной техники определяется с учетом того, что имеется возможность приобрести новые машины, количество которых определяется по формуле (7.36):
Nн = 42,13: 0,535 • (1 + 0,05 + 0,15 + 0,03 + 0,03 + 0,02) = 63 ед.
Принимаем, что годовая выработка новых тракторов будет на 30 % выше, чем у отремонтированных, и составит (формула 7.38):
Qмех.н. = 63 ۰ 1400 • 1,3 = 114,7 тыс. усл. эт. га
Разность в суммарной выработке отремонтированных и новых тракторов, умноженная на прибыль с 1 усл. эт. га, составит эффект. От этого эффекта следует вычесть затраты на лизинг (ремонт и затраты на лизинг) и дополнительные издержки на устранение неисправностей в процессе использования, которые у отремонтированных тракторов будут на 30 % больше, чем у новых (формула 7.41):
Сэкпл. доп. = Ссум. ۰ 0,05 • 1,3 = 43,3 • 0,05 • 1,3 = 2,8 млн. руб.
По формуле (7.39) определяем разность в объемах продукции, полученных с помощью восстановленных и новых тракторов, приобретенных на сумму затрат на лизинг восстановленных тракторов. Эта разность и составит эффект от внедрения лизинга восстановленных тракторов:
Э =(490 - 114,7) • 0,5 - 2,8 = 184,85 млн. руб.
Таким образом, на организацию лизинга восстановленных 350 тракторов ДТ-75 потребуется 42,13 млн. рублей инвестиций и 1,16 млн. руб. затрат хозяйств. Это позволит дополнительно выработать 490 тыс. усл. эт. га, а эффект от внедрения в сравнении с приобретением новых тракторов на сумму затрат составит 184,85 млн. рублей.
Эффективность лизинга восстановленной техники определяется по формулам (7.40) и (7.41). Принимаем срок работы трактора ДТ-75 после восстановления 3 года. При этом снижение выработки принимаем: во второй год использования — 10 %, в третий — 20 %, а эксплуатационные затраты соответственно: 5 % от стоимости ремонта машин в первый год, 10%и15% — во второй и третий годы:
в том числе в первый год эксплуатации:
По формуле (7.42) определяется срок окупаемости затрат на лизинг восстановленной техники в первый год эксплуатации:
то есть затраты на лизинг восстановленных тракторов окупятся в течение первого года эксплуатации.
Число новых рабочих мест в результате включения в работу переданной в лизинг восстановленной техники составит (формулы 7.43, 7.44 и 7.45):
Р.р. = 0,18 • 249 + 0,06 ۰ 101 = 51 чел.
Р.р.э. = 1,5 • 350 = 525 чел.
Р.рм. = 51 + 525 = 576 чел.
Кроме того, появятся новые рабочие места по техническому и технологическому обслуживанию тракторов.
По техническому обслуживанию на каждые 15 тракторов — 2 чел., по технологическому на каждые 20 тракторов — 1 человек.
Таким образом, суммарное число дополнительных рабочих мест в результате внедрения лизинга восстановленных тракторов составит:
Полученные результаты расчетов сводятся в табл. 7.6 для обобщения, сравнения и подготовки выводов об эффективности лизинга восстановленной техники.
Таблица 7.6
Результаты технико-экономического обоснования лизинга восстановленных тракторов ДТ-75
(на примере Пензенской области)
№№ п/п. | Наименование показателей | Ед. изм | Численные значения показателей | Примечания |
Плановое количество ремонтов тракторов, в т. ч.: капитальных из них: силами и за счет хозяйств для передачи в лизинг текущих из них: силами и за счет хозяйств для передачи в лизинг капитально отремонтированных двигателей для текущего ремонта тракторов | ед. ед. ед. ед. ед. ед. ед. ед. | |||
Количество неохваченных ремонтом тракторов | ед. | Требуют текущего ремонта,кроме капитального ремонта двигателей | ||
Всего объектов лизинга | ед. |
Продолжение таблицы 7.6
Затраты на лизинг тракторов, всего в том числе: на ремонт в специализированных предприятиях дополнительные затраты | млн. руб. млн. руб. млн. руб. | 42,13 33,7 8,43 | Должно быть предусмотрено в региональном бюджете наценка, транспортные расходы, аренда, страхование, сервис | |
Затраты хозяйств на установку капитально отремонтированных двигателей и сопутствующий текущий ремонт | млн. руб. | 1,16 | ||
Прирост уровня готовности тракторов | % | было: 71 % стало: 85 % | ||
Относительное увеличение готовности | % | 19,7 | ||
Возможность приобретения новых тракторов на сумму лизинга восстановленной техники | ед. | |||
Объем работ, который будет выполнен восстановленными тракторами | тыс. усл. эт. га |
Продолжение таблицы 7.6
Годовой эффект от восстановления тракторов ДТ-75, в т. ч. на 1 трактор | млн. руб. тыс. руб. | 184,85 528,1 | 350тракторов. Эффект с учетом приобретения новых тракторов на сумму лизинга восстан. техники | |
Число новых рабочих мест при восстановлении и эксплуатации тракторов | чел. | |||
Эффективность лизинга восстановленных тракторов, в т. ч. в первый год эксплуатации | руб./ руб. затрат руб./ руб. | 8,9 4,1 | За 3 года эксплуатации | |
Окупаемость финансовых средств, вложенных на лизинг восстановленных тракторов | лет | 0,24 | ||
Затраты на лизинг 1 трактора | тыс. руб. | 157,5 | ||
Затраты на лизинг 1 двигателя | тыс. руб. | 28,75 |
Контрольные вопросы
1. Сущность лизинга восстановленной техники. Его определение
2. Назовите основные положения лизинга восстановленной техники.
3. Методика технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники. Основные показатели.
4. Назовите источники финансирования лизинга восстановленной техники.
8 Материально-технические ресурсы