Методика технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники

Основные этапы технико-экономического обоснования ли­зинга восстановленной техники показаны на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Последовательность технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники

Исходные данные для технико-экономического обоснова­ния лизинга восстановленной техники формируются в соответ­ствии с табл. 7.4. Для этого используются данные хозяйствен­ной и статистической отчетности в регионе, данные научно исследовательских институтов, утвержденные нормативы и дру­гие документы.

Таблица 7.4

Исходные данные для технико-экономического обоснования лизинга восстановленной техники в АПК

№ п/п Наименование исходных данных Ед изм. Численное значение (обозначение) Источник получения данных
         
  Поправочный коэффициент, учитывающий почвенно-климатический район     Кз Комплексная система ТОР машин в с.х. М: ГОСНИТИ, 1985.—143
  Наличие машин, в том числе по видам и по маркам, начиная с 1991 года   ед.   N № Статотчетность в ре_ гионе
  Средний «возраст» машин в 1991 г.: тракторы зерноуборочные комбайны кормоуборочные комбайны   лет   Т1991=5,6 Т1991= 4,5 Т]991= 5   Статотчетность за 1991 год (данные ВИМ)
  Выбытие машин за предше­ствующие годы, начиная с 1991 года   N8 Статотчетность (фор­ма 6-мех)
  Относительное количество машин 1 -й марки в парке машин конкретного вида (например, тракторов ДТ-75 в парке тракторов)     И Статотчетность в ре­гионе
  Поступление новых машин за предшествующие годы, начиная с 1991 года   ед.   Статотчетность в ре­гионе
  Средний «возраст» новых ма­шин лет Тн=0,5 Допущение

Продолжение таблицы 7.4

  Коэффициент, учитываю­щий средний «возраст» ма­шин     Кв Из прилагаемой но­мограммы, получен­ной на основе данных «Комплексной систе­мы ТОР машин в с.х.»  
  Коэффициент охвата капи­тальным ремонтом машин 1-й марки     «Комплексная систе­ма ТОР машин в с.х.»  
  Коэффициент охвата капи­тальным ремонтом двигате­лей, в т. ч. для текущего ре­монта   - Ккрд Корд «Комплексная систе­ма ТОР машин в с.х.» «Комплексная систе­ма ТОР машин в с.х.»  
  Количество исправных ма­шин данного вида (напри­мер, тракторов) ед.   Из статотчетности (форма 6-мех)  
  Готовность парка машин % г Из статотчетности (форма 6-мех)
  Расстояние от райцентра до ремпредприятия км п Из географической карты региона
  Количество машин /-й мар­ки в каждом регионе ед. N Из отчетности регио­на
  Количество районов, обслу­живаемых выбранным рем­предприятием ед. а, По результатам вы­бора ремпредприятия и расчетов его загруз­ки
  Стоимость новой машины тыс. руб. Ц..М. По данным МСХ РФ
  Стоимость капитального ремонта: машины двигателя тыс. руб. Сюм Факт Факт
  Среднегодовая выработка машины у. эт. га мех.л. Из годовых отчетов хозяйств
               

Продолжение таблицы 7.4

  Объем полученной продук­ции млн. руб. Пуд. Из годовых отчетов хозяйств
  Наценки: на оттремонтированную ма­шину на новую машину % к цене Нетр. н. Из годовой отчетно­сти ремпредприятия Из «Порядка» лизин­га
  Арендная плата: для отремонтированных машин для новых машин % к цене Сарэт. Сарн. Проект Из «Порядка» лизин­га ___,
  Расходы на доставку машин: отремонтированных новых % к цене Сгр.от. Стр.„. Проект Факт
  Страхование машин % к цене Сстр. Факт
  Относительные затраты на сервис машин: новых отремонтированных % к цене % к цене Сен. Ссот. Факт Факт
  Затраты на установку капи­тально отремонтированных двигателей и текущий ре­монт других агрегатов 0.5 це­ны КР двиг Схтр. Факт
  Число рабочих мест на ре­монт в год и эксплуатацию объекта лизинга в год чел. Рр.м. Р.м. Норматив

Определение среднего «возраста» машин необходимо для корректировки коэффициента охвата капитальным ремонтом машин. Приведенная на рис. 7.5 зависимость этого коэффици­ента от возраста машин указывает на необходимость определе­ния этого параметра.

Рис. 7.5. Определение поправочного коэффициента охвата ремонтом машин в зависимости от их «возраста»

Определение суммарного количества ремонтов машин по­зволит сформировать объемы капитального и текущего ре­монтов, количество ремонтов, выполняемых хозяйствами за имеющиеся у них средства, а также количество ремонтов, которые могут быть выполнены за счет лизинга восстанов­ленной техники.

Далее определяются затраты на ремонт машин и двигате­лей, передаваемых в лизинг, а также другие затраты, связанные с организацией лизинга восстановленной техники.

Оценка эффективности лизинга восстановленной техники включает: определение дополнительных объемов работ, выпол­ненных полученной по лизингу восстановленной техникой; со­поставление этих объемов с затратами на лизинг восстановлен­ной техники и оценку окупаемости вложенных средств на лизинг техники. Кроме того, следует определить количество дополни­тельных рабочих мест, которые образуются с пуском в работу до­полнительно отремонтированных машин за счет лизинга.

Завершающим этапом в организации лизинга восстановлен­ной техники является подготовка документации и конкретных мероприятий по внедрению такой формы поддержки АПК в ремонте техники.

Рассмотрим на примере определение среднего «возраста» тракторов.

В 1991 г. в наличии было N1991 тракторов, их средний «воз­раст» составлял Тт1 лет. В конце года выбытие составило Л, тракторов, а поступило Nн новых.

Требуется определить «возраст» парка тракторов в 1992 г. т1) (на конец года):

• после списания осталось N., тракторов и их возраст стал Тт1 + 1 год;

• поступило новых N тракторов и их стало N1992 + Nя;

• «возраст» новых тракторов в среднем за год принимается Г = 0,5 года;

• средний «возраст» парка тракторов в 1992 г. вычисляется по формуле:

(7.1)

Полученные значения «возраста» машин затем должны быть использованы при определении объемов их ремонта путем введе­ния поправочных коэффициентов.

В качестве исходных принимаются данные годовой отчетно­сти, основные поправочные коэффициенты, учитывающие при­родно-климатическую зону и «возраст» машин, а также другая информация согласно табл. 7.4. После формирования исходных данных им дается оценка, позволяющая уточнять поправочные коэффициенты, а затем осуществляются расчеты показателей, необходимых для обоснования эффективности лизинга восстановленной техники в следующей последовательности.

1. Коэффициент, характеризующий наличие машин N мар­ки определяется по формуле:

(7.2)

где Ni количество машин марки;

N — количество машин данного вида.

Зональный коэффициент принимается из таблицы в при­ложении. Например, для Поволжского района Кз = 1,05.

Коэффициент, учитывающий «возраст» машин Кв опреде­ляется как отношение среднего «возраста» машины к норма­тивному сроку ее службы (см. рис. 7.5) в следующей последо­вательности:

• на оси ОХ, отражающей величину соотношения факти­-
ческого возраста машины и нормативного срока ее амортиза-­
ции, откладываем отрезок, соответствующий текущему значе-­
нию (по результатам расчета), и из полученной точки восста-­
навливаем перпендикуляр до пересечения с кривой зависимос­-
ти поправочного коэффициента К от этого соотношения;

• из точки пересечения опускаем перпендикуляр на ось ОУ
и считываем численное значение коэффициента Кв.

Коэффициенты охвата капитальным ремонтом полнокомп­лектных машин Ко м и отдельных агрегатов Кд а для текущего ремонта выбираются из таблицы П. 14. [1]. Например, коэффи­циент охвата капитальным ремонтом тракторов ДТ-75 состав­ляет К = 0,15, а двигателей для текущего ремонта тракторов Корд = 0,11 от списочного наличия этих машин.

2. Коэффициент охвата капитальным ремонтом двигателей определяют по формуле:

Ккрд = Корм + Корд (7.3)

По данным ГОСНИТИ средняя выработка трактора (ком­байна) до текущего ремонта составляет 1700—2000 мото-ч. Вы­работка до капитального ремонта з соответствии с технически­ми условиями на изготовление машины - 5—6 тыс. мото-ч. Таким образом, за цикл (выработка до первого капитального ремонта) проводятся два текущих и один капитальный ремон­ты. Следовательно, соотношения: капитальных и текущих ре­монтов к общему числу ремонтов за цикл составляют соответ­ственно: 1:3 и 2:3, то есть

Ккр. = 0,33, а Ктр = 0,67.

Эти соотношения сохраняются и при дальнейшей эксплуа­тации машин.

3. Уровень охвата капитальным ремонтом машин (агрега­
тов) определяется по формуле:

Утрд(а) = Ккрм(д) · Кз · Кв, (7.4)

где Ккрм(д) - коэффициент охвата капитальным ремонтов машин вместе с двигателями.

4. Из статистической отчетности выбирается количество
исправных машин марки в суммарном количестве ма­-
шин всех марок на дату в году, на которую их готовность
является максимальной, и определяется количество исправ­-
ных машин 1-й марки:

Nисп.i. =Nисп.· Кi, (7.5)

где Nисп. — количество исправных машин данного вида (тракторы, комбайны и т. д.).

5. Количество неисправных машин /-ой марки определяет­
ся как разность:

i = Ni-Nиспi, (7.6)

6. Количество машин марки определяется из форму­
лы 7.2:

Ni=N·Кi (7.7)

Количество капитальных ремонтов машин марки оп­ределяется по формуле:

Nкрi = Ni·КQPi·Кз·Кв, (7.8)

где Nор. — коэффициент охвата капитальным ремонтом марки машины.

7. Суммарное количество капитальных и текущих ремонтов машин марки определяется по формуле:

(7.9)

8. Количество текущих ремонтов машин 1-й марки Nтр, оп­
ределяется как разность:

Nтрi = Npi – Nкрi (7.10)

9. Количество текущих ремонтов машин марки ИтрдР
требующих капитального ремонта двигателей определяется по
формуле:

Nтрд = Nтрi · Утрдi, (7.11)

где Nтрд1 уровень охвата капитальным ремонтом двигателей.

10. Количество текущих ремонтов марки, не тре­
бующих капитального ремонта двигателей, а только ремонта
других агрегатов Nтра1 определяют как разность:

Nтраi = Nтрi · Nтрдi,, ед (7.12)

Это количество машин останется не охвачено ремонтом для передачи в лизинг на первом этапе. Их восстановление воз­можно только за счет дополнительных ресурсов хозяйств, но не за счет лизингового фонда.

11. После вычисления количества плановых ремонтов ма­шин определяется фактическая потребность в капитальных и текущих ремонтах машин 1-й марки из числа оставшихся неис­правных 7Ун( машин. Для этого вначале определяется суммар­ное количество отремонтированных машин марки, Nрх:.

Npxi = Np – Nнi, ед. (7.13)

В это количество входят как капитально отремонтиро­ванные машины:

Nкрхi = Npxi·Утрi, (7.14)

так и требующие текущего ремонта:

Nmpxi = Npxi - Nкрxi, (7.15)

из них с капитальным ремонтом двигателей:

Nтрдхi = Nmpxi·Утрдi, (7.16)

с капитальным ремонтом других агрегатов:

Nтрахi = Nmpxi - Nmpдхi (7.17)

12. Требуемое количество капитальных ремонтов мар­ки из числа неисправных машин для передачи в лизинг Nкрлг после восстановления определяется по формуле:

Nкрлi = Nкрi-Nкрхi (7.18)

13. Требуемое количество текущих ремонтов Nтрн1 из числа неисправных машин марки составит:

Nтрнi = Nтрi - Nmpxi (7.19)

в том числе количество текущих ремонтов машин г требу­ющих капитального ремонта двигателей для передачи в лизинг:

Nдлi =Nтрдi – Nтрхдi. (7.20)

Подразумевается, что тракторы, требующие капитального ремонта двигателей, будут восстановлены после получения от­ремонтированных двигателей по лизингу.

14. Всего будет отремонтировано и передано в лизинг Nол1
объектов марки (полнокомплектные тракторы и капиталь­
но отремонтированные двигатели):

Nолi = Nкрлi + Nдлi. (7.21)

15. В результате получения отремонтированных тракторов
и двигателей в лизинг количество исправных машин марки
увеличится на Nол, машин и тогда готовность парка этих ма­-
шин составит:

(7.22)

16. Абсолютное значение прироста ДГ уровня готовности
машин получим из разности:

ΔГi = Гi – Гстi (7.23)

где Гст; фактический уровень готовности машин марки до внедрения лизинга, %.

17. Относительный прирост готовности Уг парка машин
марки за счет внедрения лизинга восстановленных машин со­
ставит:

(7.24)

18. Далее определяются объемы механизированных работ Омех., которые были выполнены машинами до получения вос­становленной техники по лизингу:

Qмехi = Nиспi·Qмехi (7.25)

где Q мех.уд: - средняя выработка исправной i-ой машины в год, усл. эт. га, физ. га, т;

и после получения дополнительного количества отремон­тированных машин и переданных в лизинг:

2мех.л. = Щ ∙ Омех.уд1 ∙ Кп + Омех (7.26)

где Кп — коэффициент, характеризующий увеличение производи­тельности капитально отремонтированных машин (Кп = 1,3).

19. Определяется дополнительная выработка тракторов за
счет включения в работу тракторов, отремонтированных по
лизинговой сделке:

Qмех.доп. = Qмех.л. — Qмех (7.27)

20. Определение затрат на лизинг восстановленных машин
и их составных частей выполняется в следующей последова­
тельности.

Стоимость капитального ремонта машин определяется на основе калькуляции этих работ, а отпускная цена устанавлива­ется договаривающимися сторонами (лизингодатель и ремонт­ное предприятие).

Затраты Скр. на капитальный ремонт машин, передавае­мых в лизинг, составят:

Скр.= Nкрм. ∙ С кр.м. + Nкр.д. ∙ Скр.д., (7.28)

где Nкр. и Nкр.д. — количество капитально отремонтированных машин и двигателей, передаваемых в лизинг, ед.; Скр.м. и Скр.д. — соответственно стоимость капитального ре­монта машин и двигателей.

Кроме того, для планирования объемов финансирования лизинга восстановленной техники в суммарные затраты на орга­низацию лизинга восстановленной техники включаются: транс­портные расходы; наценки; арендная плата; стоимость страхо­вания техники. В суммарные затраты могут включаться затра­ты на предпродажное и гарантийное обслуживание машин по договору лизингодателя и лизингополучателя.

Таким образом, суммарные затраты Ссум на восстановле­ние машин по лизингу вычисляются по формуле:

Ссум = Ск.р.м. + Н +Стр. + Сар. + Сстр. + Сс, (7.29)

где Ц-наценки, руб.;

С тр - транспортные расходы, руб.;

Сар.- арендная плата, руб.

Сстр. — стоимость страхования машин, руб.;

Сс — стоимость сервиса машин, руб..

Каждая составляющая формулы 28, кроме Скр.м в справоч­ных или отчетных данных приводится в процентах или абсо­лютном выражении. Если она даегся в %, тогда формула при­нимает вид:

Ссум = Скр.м + Скр.м ∙(Н+ Сгпр + Сар + Сстр + Сс).

Наценки учитывают затраты на организацию процесса лизинга, на содержание аппарата управления и торговых агентов, на организацию доукомплектовки ремонтного фонда и другие виды затрат. Размеры наценок, арендной платы и страхования принимаются в таком же порядке, как и для новой техники, передаваемой в лизинг, и включаются в сто­имость объекта лизинга. Численные значения этих парамет­ров в каждом регионе и для каждой машины устанавлива­ются отдельно.

Транспортные расходы определяются исходя из двух вари­антов привлечения автотранспорта:

• если автомобильный транспорт арендуется у другого пред­приятия — стоимость договорная;

• если используются собственные транспортные средства — начисляется почасовая оплата или стоимость 1 ткм.

В первом варианте для удобства планирования стоимость транспорта определяется в процентах к стоимости капитально­го ремонта предмета лизинга.

Во втором варианте транспортные расходы на доставку ре­монтного фонда и отремонтированной техники определяются по формуле:

∙Стр = С ∙Л ∙ Ш∙ 5 (7.32)

где С - стоимость одного т-км, руб.;

Л — масса предмета лизинга, т;

Ш - количество объектов лизинга, ед.;

5 - пробег транспортного средства, км.

21. Для оценки средневзвешенного радиуса доставки ремонт­ного фонда и готовой продукции на основании исходных данных от региона составляется схема размещения ремонтных предприя­тий и районных центров, в которых будет сосредоточен ремонт­ный фонд. На схеме указывается количество машин в районах, а также расстояния от райцентра до ремпредприятия (рис.7.6).

Рис. 7.6. К определению средневзвешенного радиуса срвзе) доставки ремфонда восстановленной техники

Средневзвешенный радиус затем используется при опреде­лении транспортных расходов по доставке ремонтного фонда и готовой продукции.

В целях планирования пробег транспортного средства принимается:

Л" = 2Кср.взв., (7.34)

Транспортные расходы могут быть приняты также и по факту сложившихся затрат, например, какой-то процент от стоимос­ти объекта лизинга.

Дополнительные затраты хозяйств на текущий ремонт ма­шин Стр.доп. с установкой капитально отремонтированных двигателей составят:

Стр.доп. = Скр.д ∙ Nкр.д ∙ Кх, (7.35)

где Кх — коэффициент, учитывающий затраты хозяйства на теку­щий ремонт машины.

Этот коэффициент учитывает не только установку двигателя, но и сопутствующие работы по текущему ремонту машины.

Для научных целей исследуется каждая составляющая та­ких работ, а для перспективного планирования принимается среднее значение этих затрат. В практике Кх = 0,3—0,6, то есть

стоимость сопутствующих или дополнительных работ по теку­щему ремонту машины при установке на нее капитально от­ремонтированного двигателя составляет 30—60 % стоимости капитального ремонта этого двигателя.

22. Определение объемов финансирования для лизинга вос­становленной техники.

Финансирование лизинга восстановленной техники может осуществляться из следующих источников: федерального бюд­жета; регионального бюджета; собственных оборотных средств лизингодателя; банковских кредитов, в том числе льготных, но, как показывает практика Росагролизинга, не выше 7 % годо­вой ставки; консолидированных финансовых средств от райо­нов на региональном уровне; привлеченных средств спонсо­ров; инвестиций.

После выполнения расчетов строится номограмма для опре­деления основных показателей лизинга восстановленной техни­ки. Такая номограмма наглядно покажет объемы затрат на вос­становление техники и изменение готовности парка машин i-ой марки в зависимости от количества восстановленных машин.

Номограмма строится для каждой конкретной марки ма­шин в следующей последовательности (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Номограмма определения готовности техники и затрат на ее восстановление

Вначале строятся оси координат X и У, выбирается масш­таб и обозначения: по оси X — количество N ремонтов, равное количеству, полученному по формуле 11, по оси У — готов­ность техники до 100 %. По данным формы отчетности 6-мех на оси У отмечается максимальная готовность техники в пред­шествующем расчетному году (например, 60 %), а на оси X — количество исправных машин, в том числе Nрх1 ремонтов ма­шин, выполненных за счет хозяйств, полученное по формуле 15 предлагаемой методики (условно, Nрх1 ;= 654). По условным значениям X и У получаем точку А. Соединив начало коорди­нат О и точку А, продолжая линию ОА до пересечения с гори­зонтальной линией, проходящей через значение равное 100 % оси ОУ, получаем точку В. Таким образом, получается прямая ОВ, характеризующая зависимость готовности машин от коли­чества ремонтов.

Затем проводятся дополнительные оси (по количеству пред­метов лизинга) ниже и параллельно оси ОХ, начиная от про­должения перпендикуляра, опущенного на ось ОХ из точки А, и вправо от него.

В соответствии с количеством восстановленных предметов лизинга устанавливается масштаб и строится шкала на допол­нительных осях (оси).

Перпендикуляр, опущенный из точки А на ось ОХ, прово­дится выше точки А и после пересечения его с горизонтальной линией, проходящей через отметку 100 % оси ОУ, вправо от перпендикуляра проводятся горизонтальные (-ая) оси (ось), на которых (-ой) отмечаются значения объема финансирования предметов лизинга в зависимости от их количества. Объем финансирования отмечается в масштабе, соответствующем ко­личеству ремонтов и стоимости одного ремонта. Например, если на нижней оси отмечено 10 ремонтов /-ой марки машины при стоимости одного ремонта 30 тыс. руб., то, поднявшись по пер­пендикуляру до верхней горизонтальной оси, обозначающей одноименный предмет лизинга (марку машины), должна быть отметка 300 тыс. руб. и т. д.

После завершения расчетов и построения номограммы ее использование не представляет особого труда и в то же время является эффективным из-за своей оперативности при обосно­вании необходимости лизинга восстановленной техники.

«Ключ» пользования номограммой:

• на правой дополнительной нижней оси устанавливаем точ­ку, соответствующую количеству капитальных ремонтов i-ой марки машины (например, 220 ремонтов);

• из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до пересече­ния с верхней горизонтальной осью и считываем объем финанси­рования для лизинга 220 машин i-й марки (например, 21,7 млн.руб.);

• суммируем количество исправных машин, в том числе от­ремонтированных в хозяйствах и количество восстановленных машин для передачи в лизинг (654+220=874), отмечаем это зна­чение на оси ОХ и восстанавливаем перпендикуляр;

• из точки пересечения этого же перпендикуляра с линией ОАВ восстанавливаем перпендикуляр на ось ОУ и получаем значение готовности парка машин. Разность значений готов­ности, полученной и отмеченной ранее (обеспеченной за счет хозяйств), дает прирост готовности за счет лизинга восстанов­ленной техники.

Если необходимо определить объемы финансирования и готовность машин /-ой марки при ремонте нескольких предме­тов лизинга, например, при полнокомплектном капитальном ремонте тракторов и капитальном ремонте двигателей для те­кущего ремонта тракторов, то «ключ работает» в следующем порядке:

• объемы финансирования определяются по каждому пред­мету лизинга отдельно (по вышеуказанному ключу) и затем сум­мируются;

• для определения готовности количество ремонтов отдель­ных предметов лизинга суммируется, затем эта величина скла­дывается с количеством ремонтов, выполненных за счет хо­зяйств и откладывается на оси ОХ;

• из полученной точки восстанавливается перпендикуляр до пересечения с линией ОАВ;

из точки пересечения восстанавливается перпендикуляр на ось ОУ;

• в точке пересечения этого перпендикуляра с осью ОУ счи-тывается значение готовности парка машин после восстанов­ления и передачи в лизинг N машин.

24. Эффективность лизинга восстановленной техники скла­дывается из трех основных составляющих: во-первых,обеспе­чивается увеличение количества исправных машин, что ведет к прямопропорциональному увеличению их готовности; во-вто­рых,увеличивается суммарная выработка списочного парка машин, что обеспечивает увеличение объемов механизирован­ных работ, выполнение агротехнических требований, а в ко­нечном итоге увеличение объемов производства сельскохозяй­ственной продукции; в-третьих,обеспечивается загрузка спе­циализированных ремонтных предприятий, мастерских хозяйств и появляются новые рабочие места, что в современных услови­ях является важным фактором в решении социальных программ.

С другой стороны, чтобы оценить увеличение количества исправных машин за счет лизинга восстановленной техники, то есть его эффективность, необходимо определить количество новых машин, которое можно приобрести на сумму, предус­мотренную для финансирования лизинга восстановленной тех­ники. Это будет более объективная оценка эффективности ли­зинга восстановленной техники.

Пусть для лизинга восстановленной 1-й марки машин тре­буется объем финансирования в сумме Ссумг При этом в ли­зинг будет передано Иол1 машин.

Учитывая, что восстановленные машины уступают в надеж­ности и производительности новым, принимается поправоч­ный коэффициент Кэ, учитывающий повышение производи­тельности этих машин (Кэ = 1,2)

Тогда среднегодовая выработка Q мех.нг новых машин со­ставит:

М; = Щ ∙ Оуд1 ∙ Кэ (7.38)

Эффект Эол1 от лизинга восстановленной техники опреде­ляется как разность между объемами выполненных работ вос­становленными и новыми машинами, приобретенными за сум­му, затраченную на лизинг восстановленных машин. Если со­ставляющие дополнительных затрат даются в относительных величинах, то знаменатель формулы 7.37 принимает вид:

Щ (1 +Стр; + Я. + Сар1 + Сстр1 + Сс) Эол1 =

(Омех.доп1 - Омех.н) ∙ Пуд1 - Сэ.з.д. (7.39)

где Пуд. — прибыль от единицы выработки /-ой машины, руб./усл. эт.га;

Сэ.з.д. — дополнительные эксплуатационные затраты на восста­новленные /-ые машины, руб.

Для расчетов можно исходить из рентабельности продук­ции (зерна, свеклы или другой продукции).

Принимается, что до очередного восстановления машина будет работать три года, а в каждый год объем производимой с ее помощью продукции будет уменьшаться: во второй год — на 10 %, в третий - на 20 %.

Эксплуатационные затраты на восстановленные машины в свою очередь будут возрастать. В первый год использования машин они составят на 5-12 %, во второй -на10-13%ив третий — на 15—22 % больше, чем затраты на новые машины.

Сэкс = Сэ.з.н. ∙ (1 + Ср1 + Ср2 + Срг), (7.41)

где Сэ.з.н. — эксплуатационные затраты на новые машины (1-3 года службы), руб.;

Ср{, Ср2, Сръ коэффициенты, характеризующие увеличение эксплуатационных затрат у отремонтированных машин.

Выработка машин в денежном исчислении определяется путем умножения физической единицы выработки машины на ее стоимость.

Учитывая, что приобретение новых машин является объек­тивной необходимостью, их закулки должны продолжаться. Вместе с тем, лизинг восстановленной техники позволяет опе­ративно и эффективно решать производственные задачи бли­жайшего времени и имеет ряд преимуществ, основными из которых являются: наличие ремонтного фонда; большой выбор ремонтных предприятий; незначительные расстояния переме­щения ремонтного фонда и восстановленной техники; хоро­шая управляемость финансовыми потоками, производственны­ми и эксплуатационными процессами; оперативность лизинго­вых операций.

Особое внимание следует обратить на такое преимущество, как выбор ремонтных предприятий. В настоящее время все они практически простаивают, их мощности не загружены. Только по ремонту одной марки машины в регионе размещены 2—3 специализированных ремонтных предприятия. Кроме того, в соседних регионах сосредоточены предприятия такого же про­филя, то есть их образуется 5—8 единиц. При появлении фи­нансовых средств на восстановление техники у заказчика по­является большой диапазон выбора предприятия. Наиболее оптимальный выбор может быть осуществлен на основе кон­курса. Конкурс обеспечит конкуренцию. Появится возможность выбрать 2—3 предприятия, которые будут стремиться увеличи­вать объемы заказов за счет улучшения качества ремонта и пос­ледующего сервиса. Кроме того, грамотно составленный дого­вор также будет способствовать обеспечению качества и оперативности в восстановлении техники. В конечном итоге у заказ­чика появляется реальная возможность получить из ремонта машину с эксплуатационными показателями, близкими к по­казателям новой машины. Возрастет эффективность лизинга восстановленной техники, и он станет более привлекательным. Включение в работу дополнительного количества машин за счет лизинга восстановленной техники позволяет создать но­вые рабочие места на ремонтных предприятиях (Рр.р.) и в сфе­ре производства (Рр.э.):

Суммарное число рабочих мест находят сложением:

Рр.м. = Рр.р. + Рр.э. (7.45)

При конкретных расчетах необходимо учитывать дополни­тельное количество рабочих по техническому и технологичес­кому обслуживанию машин, определять суммарный фонд зара­ботной платы и вносить коррективы в определение эффектив­ности лизинга восстановленной техники.

Пример технико-экономического обоснования лизинга восстанов­ленных тракторов ДТ-75 на примере Пензенской области

Формирование исходных данных

Исходные данные формируются в соответствии с вышеиз­ложенными рекомендациями и отражаются в табл. 7.5.

ИСХОДНЫЕ ДАЛНЫЕ

для технико-экономического обоснования лизинга восстановленных тракторов ДТ-75 в Пензенской области

Таблица 7.5

Исходные данные

№ п/п. Наименование исходных данных Ед. изм. Численное значение (обозначение)
  Поправочный коэффици­ент, учитывающий почвенно-климатический район   Кз= 1,05
  Наличие тракторов, всего в т. ч. ДТ-75   ед. ед. 1991 Г.-21585; 1992г.-20700; 1993 г.-20132; 1994 г.-19324; 1995 г.—18055; 1996 г. -16 712; 1997 Г.-15 452; 1998 г. -14 388; 1999 г.—13 592; 2000 г.—13 749. 1991 г.-4709;1992 г.-4268;1993 Г.-4593; 1994 г.-4254;1995г.-3896;1996 Г.-3556; 1997 г.-3227;1998 г.-2941;1999г.-2830; 2000 Г.-2603.
  Средний «возраст» ма­шин в 1991 г.: тракторы лт Т1991 = 5,6
  Выбытие тракторов за предшествующие годы, начиная с 1991 года, все­го в т. ч. ДТ-75 ед. ед. 1991 Г.-1475; 1992 г.—1011; 1993 г.—100; 1994г.-1423;1995г.-1398;1996г.-1307; 1997 г.—1068; 1998г.-799; 1999г.-565; 2000 г. - 935. 1991 Г.-466; 1992 г.-297; 1993г.-316; 1994г.-399; 1995г.-411; 1996г.-380; 1997г.-309; 1998г.-237; 1999г.-293; 2000 г.- 303.
  Поступление новых тракторов за предшест­вующие годы, начиная с 1991 года, всего в т. ч. ДТ-75 ед. ед. 1991 т.-590; 1992 Г.-443; 1993 Г.-292; 1994 г.-116; 1995 г.-90; 1996г.-124; 1997г.-15; 1998 г.-бО; 1999 Г.-137; 2000 г.-116. 1991г.-130;1992г.-93;1993г.-67;1994г.-26; 1995 Г.-19; 1996 г.- 26; 1997 г.-З; 1998 г.-12; 1999 г.-29; 2000 г.-22.

Продолжение таблицы 7.5

  Средний «возраст» новых лет Тн=0,5  
  Коэффициент, учиты­вающий средний «воз­раст» машин   Кв,р=1,83  
  Коэффициент охвата ка- КорМдт-75=0,15
  питальным ремонтом    
  машин 1-и марки    
  Коэффициент охвата -  
  капитальным ремонтом    
  двигателей, в т. ч.   Ккрд= 0,26
  для текущего ремонта Корк=0Д1
  Количество исправных и ед. №гсп. дТ-75= 1848
  неисправных тракторов   Инеисп.дт.75 = 755
  ДТ-75    
  Готовность парка машин % ГСТ. дТ-75=71
  (мах)    
  Коэффициент, учиты- - Кп= 1,3
  вающий увеличение про-   Кп= 1,3 к отремонтир.
  изводительности:    
  отремонтированных ма-    
  шин машин    
  Стоимость новой маши- тыс. ЦдТ-75 = 535
  ны в 2003 г. руб.  
  Стоимость капитального тыс. Скрт=126
  ремонта:трактора двигателя руб. Скрд т= 23
  Среднегодовая выработ- ка трактора у.эт. га СЛ,ех.л.=1400
  Получение продукции тыс.руб Пуэт.га=0,5
           

Продолжение таблицы 7.5

  Наценки: на отрем. машину на новую машину %к цене   Н^- Ю Н„.тв= 5  
  Арендная плата: для % к цен    
  отремонтированных   Сарэт. = 5  
  машин (двигателей)      
  для новых машин   Сарн. = 1,5  
  Транспортные расходы С8О, = 2  
    цене Су =1,5  
  Страхование техники %к цен Сстр. = 3  
  Относительные затраты    
  на сервис техники: цене    
  новой   Сен. = 2  
  отремонтированной   Ссот. = 5  
  Затраты на установку ка­питально отремонтиро­ванного двигателя и те­кущий ремонт других аг­регатов 0,5 цены КРдвиг. Схтр. = 8 тыс. руб.
  Число рабочих мест на ремонт и эксплуатацию объекта лизинга в год   Ртр. = 0,18 Рр.дв.= 0,06 Рэтр=1,5
             

Определение среднего «возраста» тракторов ДТ-75

В соответствии с методикой технико-экономического обо­снования целесообразности лизинга восстановленной техники, по формуле (7.1) определяем средний возраст тракторов по го­дам, начиная с 1992 года:

Полученные данные о «возрасте» тракторов по годам сво­дим в таблицу.

Годы                    
Средний «возраст» тракторов   5,6   6,5   7,3   8,3   9,3   10,2   1,2   12,2   13,2   14,1

Таким образом, для расчета объемов ремонта тракторов на 2001 год принимается средний «возраст» тракторов — 14,1 года. Используя рис. 7.5, определяем значение поправочного коэф­фициента (Кв). В данном случае Кв = 1,83.

Предпосылки и допущения

Для того, чтобы получить соотношения между объемами капитальных и текущих ремонтов используются следующие предпосылки.

В капитальный ремонт полнокомплектная машина направ­ляется при условии, если два и более сложных агрегата требуют капитального ремонта. Например, двигатель и коробка передач в сборе с задним мостом.

Текущий ремонт может проводиться путем замены агрега­тов, в том числе одного сложного, на новые или капитально отремонтированные, а также путем текущего ремонта отдель­ных агрегатов.

Допущение: объемы текущего ремонта без замены агрега­тов в дальнейших расчетах не рассматриваются, так как затра­ты на такие ремонты незначительные, не единовременные, а технические требования к такому ремонту позволяют прово­дить его в условиях хозяйств. В обоснование лизинга восста­новленной техники включаются только капитальные ремонты полнокомплектной машины или сложных ее агрегатов. В дан­ном случае — двигателей.

Для передачи в лизинг восстановленной техники будут выполнены расчеты для определения количества капиталь­ных ремонтов полнокомплектных тракторов и текущих ре­монтов с капитальным ремонтом двигателей. В лизинг бу­дут передаваться капитально отремонтированные тракторы и двигатели.

Определение коэффициентов и соотношений

По формуле (7.2) определяем коэффициент, характеризую­щий наличие тракторов ДТ-75 в суммарном количестве тракто­ров по состоянию на 2000 г.:

По данным ГОСНИТИ средняя выработка машины до те­кущего ремонта составляет 1700—2000 мото-ч. Выработка до капитального ремонта в соответствии с техническими условия­ми на изготовление машины — 5—6 тыс. мото-ч. Таким обра­зом, за цикл (выработка до первого капитального ремонта) проводятся два текущих и один капитальный ремонты. Соот­ношение капитальных и текущих ремонтов в суммарном коли­честве ремонтов будет составлять соответственно: один к трем и два к трем, то есть:

Ккр = 0,33, а Ктр = 0,67.

Это соотношение сохраняется и при дальнейшей эксплуа­тации машин.

В соответствии с формулой (7.4) уровень количества ремон­тов машин с капитально отремонтированными двигателями в суммарном количестве текущих ремонтов составит:

Утр.д = 0,11 • 1,05 ۰ 1,83 = 0,2

Таким образом, 20 % текущих ремонтов тракторов прово­дятся с заменой двигателя на новый или капитально отремон­тированный, а 80 % ремонтов — с заменой других агрегатов.

Определение планового количества ремонтов

Определяем количество исправных Nисп. и неисправных №. тракторов ДТ-75 по формулам (7.5 и 7.6), используя информа­цию ОАО «Пензаагротехники»:

Nисп. = 1848 ед.,

Nн. = 755 ед.

По формуле (7.8) определяем плановое количество капи­тальных ремонтов полнокомплектиых тракторов ДТ-75:

Nкр = 2603 • 0,15 ۰ 1,05 • 1,83 = 750 ед.

Суммарное количество капитальных и текущих ремонтов тракторов ДТ-75 определяем по формуле (7.9):

Тогда количество текущих ремонтов в соответствии с фор­мулой (7.10) составит:

Nтр = 2273-750 = 1523 ед.

Определяем плановое количество текущих ремонтов трак­торов, требующих капитального ремонта двигателей по форму­ле (7.11):

Nтрд = 1523 • 0,2 = 305 ед.

Тогда количество текущих ремонтов, не требующих капи­тального ремонта двигателей, а только других агрегатов в соот­ветствии с формулой (7.12) составит:

Nтрд = 1523 - 305 = 1218 ед.

Определение фактического количества ремонтов тракторов

Задача состоит в том, чтобы определить из числа неисправ­ных машин количество полнокомплектных ремонтов тракто­ров, передаваемых в лизинг, а также количество капитальных ремонтов двигателей, передаваемых в лизинг для текущего ремонта тракторов.

По формуле (7.13) определяем количество ремонтов, вы­полненных силами и за счет хозяйств:

Nрх = 2273 - 755 = 1518 ед.,

в это количество входят как капитально отремонтирован­ные машины (формула 7.14):

Nкрx = 1518 ۰ 0,33=501ед.

так и машины, подвергающиеся текущему ремонту (форму­ла 7.15):

Nтрх = 1518 - 501 = 1017 ед.,

из них с капитальным ремонтом двигателей (формула 7.16):

Nтрдх = 1017 ۰ 0,2 = 203 ед.,

с капитальным ремонтом других агрегатов (формула 7.17):

Nтрах = 1017 - 203 = 814 ед.

Количество неохваченных ремонтом тракторов, требующих ремонта других агрегатов составит:

Nтра = 1218 - 814 = 404 ед.

Эти 404 трактора, требующие текущих ремонтов, на первом этапе должны ремонтироваться в хозяйствах. Это тот резерв для лизинга, ради которого лизингодателю есть смысл увеличивать лизинговый фонд с целью повышения готовности тракторов.

Используя формулу (7.18), определяем количество капиталь­ных ремонтов тракторов, передаваемых в лизинг, из числа не­исправных после их восстановления:

Nкрл = 750 - 501 = 249 ед.

Количество текущих ремонтов из числа несправных трак­торов в соответствии с формулой (7.19) составит:

Nтрн = 1523 - 1017 = 506 ед.,

из них количество текущих ремонтов тракторов, требую­щих капитального ремонта двигателей для передачи в лизинг по формуле (7.11) составит:

Nдл = 506 ۰ 0,2 = 101 ед.

Таким образом, для передачи в лизинг будет отремонтиро­вано за счет бюджетных (привлеченных) финансовых средств (формула 7.21):

Nол = 249 + 101 = 350 ед.

Оценка эффективности лизинга восстановленных тракторов ДТ-75

В результате получения отремонтированных тракторов ДТ-75 количество исправных тракторов увеличится на 361 ед. и тогда готовность парка этих машин составит (формула 7.22):

Абсолютное значение прироста готовности тракторов ДТ-75 получим по формуле (7.23):

ΔГ= 85,0- 71,0= 14,0 %

Относительный прирост готовности парка тракторов ДТ-75 за счет внедрения лизинга восстановленных машин составит (формула 7.24):

По формуле (7.25) определяем объемы механизированных работ, которые были выполнены машинами до получения вос­становленной техники по лизингу:

Qмех = 1848 • 1400 = 2587,2 тыс. усл. эт. га,

Выработка парка машин после внедрения лизинга составит (формула 7.26):

Qмех.л = 350 • 1400 • 1,3 + 2587,2 = 3077,2 тыс. усл. эт. га

Это значит, что в регионе дополнительная выработка трак­торов за счет включения в работу тракторов, отремонтирован­ных по лизингу, составит в соответствии с формулой (7.27):

Qмех.доп. = 3077,2 - 2587,2 = 490,0 тыс. усл. эт. га

Затраты на восстановление тракторов ДТ-75 составят (фор­мула 7.28):

Qсум.= 249 • 126 000 + 101 • 23 000 = 33,7 млн. руб., а с учетом дополнительных затрат (формула 7.29):

Qсум. = 33,7 + 33,7 • (0,1 + 0,05 + 0,03 + 0,05 + 0,02) = 42,13 млн. руб.

Используя формулы 7.30 и 7.31 определяем затраты на ли­зинг одного полнокомплектного трактора и одного двигателя:

В данном примере принято: наценка — 10 %, транспортные расходы — 2 %, арендная плата — 5 %, страхование — 3 %, сто­имость сервиса — 5 % от стоимости ремонта объектов лизинга.

Кроме того, дополнительные затраты понесут хозяйства при установке капитально отремонтированных двигателей на трак­торы, требующие текущего ремонта, а также на текущий ре­монт других составных частей этих тракторов. Эти затраты при­нимаем равными 50 % от стоимости капитального ремонта дви­гателей и по формуле (7.35) определяем:

Стр.доп. = 101 • 23 000 • 0,5 = 1,16 млн. руб.

Сумма затрат составит (формула 7.35):

Фi = 42,13 + 1,16 = 43,3 млн. руб.

Эффект от внедрения лизинга восстановленной техники определяется с учетом того, что имеется возможность приобре­сти новые машины, количество которых определяется по фор­муле (7.36):

Nн = 42,13: 0,535 • (1 + 0,05 + 0,15 + 0,03 + 0,03 + 0,02) = 63 ед.

Принимаем, что годовая выработка новых тракторов будет на 30 % выше, чем у отремонтированных, и составит (формула 7.38):

Qмех.н. = 63 ۰ 1400 • 1,3 = 114,7 тыс. усл. эт. га

Разность в суммарной выработке отремонтированных и но­вых тракторов, умноженная на прибыль с 1 усл. эт. га, составит эффект. От этого эффекта следует вычесть затраты на лизинг (ремонт и затраты на лизинг) и дополнительные издержки на устранение неисправностей в процессе использования, кото­рые у отремонтированных тракторов будут на 30 % больше, чем у новых (формула 7.41):

Сэкпл. доп. = Ссум. ۰ 0,05 • 1,3 = 43,3 • 0,05 • 1,3 = 2,8 млн. руб.

По формуле (7.39) определяем разность в объемах продук­ции, полученных с помощью восстановленных и новых тракто­ров, приобретенных на сумму затрат на лизинг восстановлен­ных тракторов. Эта разность и составит эффект от внедрения лизинга восстановленных тракторов:

Э =(490 - 114,7) • 0,5 - 2,8 = 184,85 млн. руб.

Таким образом, на организацию лизинга восстановленных 350 тракторов ДТ-75 потребуется 42,13 млн. рублей инвести­ций и 1,16 млн. руб. затрат хозяйств. Это позволит дополни­тельно выработать 490 тыс. усл. эт. га, а эффект от внедрения в сравнении с приобретением новых тракторов на сумму затрат составит 184,85 млн. рублей.

Эффективность лизинга восстановленной техники опреде­ляется по формулам (7.40) и (7.41). Принимаем срок работы трак­тора ДТ-75 после восстановления 3 года. При этом снижение выработки принимаем: во второй год использования — 10 %, в третий — 20 %, а эксплуатационные затраты соответственно: 5 % от стоимости ремонта машин в первый год, 10%и15% — во второй и третий годы:

в том числе в первый год эксплуатации:

По формуле (7.42) определяется срок окупаемости затрат на лизинг восстановленной техники в первый год эксплуатации:

то есть затраты на лизинг восстановленных тракторов оку­пятся в течение первого года эксплуатации.

Число новых рабочих мест в результате включения в работу переданной в лизинг восстановленной техники составит (фор­мулы 7.43, 7.44 и 7.45):

Р.р. = 0,18 • 249 + 0,06 ۰ 101 = 51 чел.

Р.р.э. = 1,5 • 350 = 525 чел.

Р.рм. = 51 + 525 = 576 чел.

Кроме того, появятся новые рабочие места по техническо­му и технологическому обслуживанию тракторов.

По техническому обслуживанию на каждые 15 тракторов — 2 чел., по технологическому на каждые 20 тракторов — 1 человек.

Таким образом, суммарное число дополнительных рабочих мест в результате внедрения лизинга восстановленных тракто­ров составит:

Полученные результаты расчетов сводятся в табл. 7.6 для обобщения, сравнения и подготовки выводов об эффективнос­ти лизинга восстановленной техники.


Таблица 7.6

Результаты технико-экономического обоснования лизинга восстановленных тракторов ДТ-75

(на примере Пензенской области)

№№ п/п. Наименование показателей Ед. изм Численные значения показателей Примечания
  Плановое количество ремонтов тракторов, в т. ч.: капитальных из них: силами и за счет хозяйств для передачи в лизинг текущих из них: силами и за счет хозяйств для передачи в лизинг капиталь­но отремонтированных двигате­лей для текущего ремонта трак­торов ед. ед. ед. ед. ед. ед. ед. ед.    
  Количество неохваченных ремон­том тракторов ед.   Требуют текущего ремонта,кроме ка­питального ремон­та двигателей
  Всего объектов лизинга ед.    

Продолжение таблицы 7.6

  Затраты на лизинг тракторов, все­го в том числе: на ремонт в специализированных предприятиях дополнительные затраты млн. руб. млн. руб. млн. руб. 42,13 33,7 8,43 Должно быть пре­дусмотрено в ре­гиональном бюд­жете наценка, транс­портные расходы, аренда, страхова­ние, сервис
  Затраты хозяйств на установку капитально отремонтированных двигателей и сопутствующий те­кущий ремонт млн. руб. 1,16  
  Прирост уровня готовности трак­торов %   было: 71 % стало: 85 %
  Относительное увеличение готов­ности % 19,7  
  Возможность приобретения новых тракторов на сумму лизинга вос­становленной техники ед.    
  Объем работ, который будет вы­полнен восстановленными трак­торами тыс. усл. эт. га    

Продолжение таблицы 7.6

  Годовой эффект от восстановле­ния тракторов ДТ-75, в т. ч. на 1 трактор млн. руб. тыс. руб. 184,85 528,1 350тракторов. Эффект с учетом приобретения но­вых тракторов на сумму лизинга восстан. техники
  Число новых рабочих мест при восстановлении и эксплуатации тракторов чел.    
  Эффективность лизинга восста­новленных тракторов, в т. ч. в первый год эксплуатации руб./ руб. за­трат руб./ руб. 8,9 4,1 За 3 года эксплуа­тации
  Окупаемость финансовых средств, вложенных на лизинг восстанов­ленных тракторов лет 0,24  
  Затраты на лизинг 1 трактора тыс. руб. 157,5  
  Затраты на лизинг 1 двигателя тыс. руб. 28,75  

Контрольные вопросы

1. Сущность лизинга восстановленной техники. Его определение

2. Назовите основные положения лизинга восстановленной техники.

3. Методика технико-экономического обоснования лизинга восста­новленной техники. Основные показатели.

4. Назовите источники финансирования лизинга восстановленной техники.


8 Материально-технические ресурсы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: