Основные положения лизинга восстановленной техники

Определение объектов лизингадолжно исходить из двух ос­новных предпосылок:

• первоочередная потребность сельхоз товаропроизводителей в технике;

• финансовые возможности лизингодателей и лизингополу­чателей.

Учитывая, что потребность в различных видах техники боль­шая, а возможности финансирования поставок машин крайне ограничены, первоочередные объекты лизинга следует опреде­лять, исходя из технико-экономической и производственной необходимости.

В растениеводстве важнейшими процессами являются па­хота, сев, заготовка кормов и уборка урожая, прежде всего, зер­новых культур. Сегодня эти процессы невозможно представить без средств механизации. С учетом крайне недостаточной обес­печенности техникой для этих целей целесообразно на первом этапе организовать лизинг восстановленных пахотных тракто­ров типа ДТ-75, а также зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Выбор такой номенклатуры, как первоочередной, позволит в короткий срок восстанавливать парк так необходи­мых машин, а также отработать схемы и варианты дальнейшего развития лизинга другой восстановленной техники.

Следует отметить, что капитальный ремонт комбайнов, в ос­новном, производится в хозяйствах путем замены узлов и агрега­тов, в том числе на модернизированные. В этой связи в лизинг на региональном уровне могут передаваться как полнокомплектные машины так и капитально отремонтированные двигатели.

На федеральном уровне в лизинг передается только полно­комплектная восстановленная техника.

Ценообразованиев организации лизинга восстановленной техники играет ключевую роль.

Вначале формируется договорная цена техники с остаточ­ным ресурсом (ремфонд), которая определяется с учетом комплектности машин и их технического состояния.

Это могут быть аварийные машины, машины не отремон­тированные за счет хозяйств, машины, изъятые у хозяйств-не­плательщиков, которым они были переданы в лизинг ранее, а также свободно реализуемые хозяйством машины, не вырабо­тавшие свой ресурс.

Списанная техника оценивается, как правило, по цене ме­таллолома.

Стоимость восстановления машин определяется по резуль­татам диагностирования, согласительная комиссия представляет цены восстановленных машин на утверждение, то есть по ана­логии с ценообразованием при лизинге новой техники.

Согласительная комиссия рассматривает цены только на капитально отремонтированную полнокомплектную технику или агрегаты.

При использовании для лизинга восстановленной техники финансовых средств из местных бюджетов согласительные ко­миссии создаются на региональном уровне. При использова­нии финансовых средств из федерального бюджета Минсель-хоз РФ устанавливает региональным согласительным комисси­ям предельные цены на восстановление техники с целью пос­ледующей ее передачи в лизинг.

Источниками финансированиялизинговых операций мо­гут быть: федеральный бюджет, региональный бюджет, собствен­ные оборотные средства агроснаба, кредиты, инвестиции, сред­ства спонсоров и т. д.

При отсутствии собственных оборотных средств лизинго­вый фонд формируется за счет федерального и регионального бюджетов, а также за счет кредитов банков, инвестиций и средств спонсоров.

Возвращенные финансовые средства за ранее поставленную в лизинг восстановленную технику по решению соответствую­щих органов власти должны направляться на пополнение ли­зингового фонда для восстановления техники.

Порядок лизинга восстановленной техникиразрабатывается по аналогии с действующим порядком лизинга новой техни­ки. Вместе с тем, в этом порядке должны быть отражены осо­бенности:

• организация сбора (приобретения) ремонтного фонда;

• доставка этого фонда на базу торгового агента;

• доукомплектовка ремфонда;

• доставка на ремонтное предприятие;

• отчисления на содержание торгового агента;

• покупки ремфонда и т. д.

Порядок лизинга восстановленной техники на федеральном уровне утверждается Минсельхозом РФ, на региональном — администрацией (Правительством) региона после его согласо­вания с финансовыми и юридическими органами власти.

Выбор ремонтного предприятияосуществляется по следую­щим основным критериям:

• обеспечение качества ремонта машины;

• стоимость ремонта;

• удаленность от ремонтного предприятия (средневзвешен­ный радиус);

• сроки ремонта;

• наличие гарантий по качеству, срокам и сервису.

Ремонтное предприятие определяется на конкурсной осно­ве специально создаваемой комиссией. К конкурсу допускают­ся предприятия, представившие необходимые документы, оп­ределяемые специальным положением о конкурсе. Этим поло­жением устанавливаются требования к ремонтному предприя­тию и условия взаимодействия лизингодателя (сроки взаимо­действия, ответственность сторон, ротация ремпредприятий и другие), лизингополучателя и ремонтного предприятия.

На федеральном уровне выбор ремпредприятия осуществ­ляется на основании предложений региональных агроснабов по результатам конкурса:

Региональный агроснаб в качестве торговых агентовможет приглашать районные агроснабы, которые располагают необ­ходимой материальной базой, квалифицированными кадрами для организации лизинга восстановленной техники.

Торговые агенты на договорной основе с региональным агэснабом осуществляют закупку (прием) ремонтного фонда, его укомплектовку (сортировку), передачу ремонтному предприятия, приемку восстановленной техники и передачу ее в ли­зинг сельхозтоваропроизводителю. Торговые агенты от имени регионального агроснаба лизингодателя также осуществляют контроль финансовых операций: расчеты за ремонтный фонд, представление региональному агроснабу документов на оплату стоимости восстановленной техники, получение от лизингопоказателей информации об оплате первого и последующих взно­сов за переданную в лизинг восстановленную технику и эту документацию лизингодателю.

Торговый агент организует предпродажное и гарантийное служивание восстановленной техники, переданной в лизинг сельхозтоваропроизводителям. При отсутствии собственной ремонтно-обслуживающей базы на договорной основе организует

работу с другими предприятиями. Осуществляет организация обучения специалистов и механизаторов, оказывает помощь лизингополучателям в формировании заказа на технику, приоб­ретаемую в лизинг, в организации планового технического об­служивания машин, в приобретении ремонтно-технологическо-го оборудования и нормативно-технической документации, уча­ствует в оформлении договоров между лизингодателем и лизин­гополучателем, организует возврат платежей за полученную в лизинг технику и передачу объекта лизинга в собственность.

На федеральном уровне Росагроснаб в качестве торговых аген­тов-сублизингодателей приглашает региональные агроснабы.

В основе взаимодействия лизингодателя и торгового агента должна быть взаимная материальная заинтересованность и от­ветственность сторон, обозначенные в договоре между ними.

В основу организации лизинга восстановленной техникидол­жны быть положены следующие основные факторы:

• технико-экономическое обоснование лизинга восстанов­ленной техники;

• определение источников финансирования лизинговых опе­раций;

• разработка и внедрение порядка лизинга восстановленной техники;

• определение состава исполнителей в проведении лизин­говых операций на различных уровнях (федеральном, регио­нальном, районном);

• формирование номенклатуры объектов лизинга;

• определение сроков лизинга;

• организация финансовых потоков между участниками ли­зинга с учетом товарообменных и других операций;

• контроль качества ремонта техники;

• организация сервиса восстановленной техники;

• контроль за возвратом платежей по лизингу;

• организация претензионной работы.

В случае принятия решения о централизованном финанси­ровании лизинга восстановленной техники на федеральном или региональном уровнях в федеральном и региональном бюджетах следует выделить строку «Лизинг восстановленной техники».

Возврат средств, выделенных на лизинг сложной восстанов­ленной техники, должен осуществляться в течение, например, 1—3 лет с ежегодным пополнением лизингового фонда. На от­дельные агрегаты этот срок может быть менее одного года (квар­тал, полугодие).

Организация сервиса восстановленной техники,передаваемой в лизинг, осуществляется с учетом качественных характерис­тик объектов лизинга, а также существенного изменения рас­стояний от ремонтных предприятий до мест эксплуатации ма­шин в сравнении с расстояниями при поставках новых машин с заводов-изготовителей.

Качество восстановленной техники, естественно, будет хуже новых машин. Ее ресурс не превысит 80 % от ресурса новой техники, что вызовет увеличение интенсивности отказов на 20—30 % и потребует усиления службы сервиса в части устране­ния неисправностей. В частности, увеличивается нагрузка на передвижные средства технического обслуживания и ремонта машин.

Поставка в лизинг комплектов узлов и агрегатов, например, для комбайнов, может вызвать неебходимость создания на до­говорной основе выездных бригад ремонтников для сборки и регулировки машин.

Оснащение центров (пунктов) предпродажного и гарантий­ного обслуживания машин, расценки работ и другие парамет­ры сервиса восстановленных машин являются такими же как и при поставках новой техники.

Вместе с тем, из-за повышения интенсивности отказов ма­шин потребуется корректировка нормативов на обеспечение служб сервиса передвижными и стационарными техническими средствами.

Перечень документов, используемых при организации ли­зинга новой техники после их уточнения, дополнения и изме­нения приемлем и для организации лизинга восстановленной техники.

К числу особенностей основных уточнений следует отнести пересмотр содержания рабочих документов: порядка лизинга восстановленной техники, договоров, актов, обязательств сто­рон, форм учета и отчетности и т. д.

Для обеспечения эффективного внедрения лизинга восста­новленной техники должны быть разработаны мероприятия и обеспечено их выполнение.

В числе основных мер по внедрению лизинга восстанов­ленной техники должны быть такие меры, которые обеспечат выполнение задач в достижении поставленной цели.

Главным мероприятием является технико-экономическое обоснование необходимости лизинга восстановленной техни­ки. Это обоснование должно определять объемы финансирова­ния по маркам машин и давать дифференцированную оценку влияния объемов финансирования через количество восстанов­ленных машин на готовность техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: