Определение объектов лизингадолжно исходить из двух основных предпосылок:
• первоочередная потребность сельхоз товаропроизводителей в технике;
• финансовые возможности лизингодателей и лизингополучателей.
Учитывая, что потребность в различных видах техники большая, а возможности финансирования поставок машин крайне ограничены, первоочередные объекты лизинга следует определять, исходя из технико-экономической и производственной необходимости.
В растениеводстве важнейшими процессами являются пахота, сев, заготовка кормов и уборка урожая, прежде всего, зерновых культур. Сегодня эти процессы невозможно представить без средств механизации. С учетом крайне недостаточной обеспеченности техникой для этих целей целесообразно на первом этапе организовать лизинг восстановленных пахотных тракторов типа ДТ-75, а также зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Выбор такой номенклатуры, как первоочередной, позволит в короткий срок восстанавливать парк так необходимых машин, а также отработать схемы и варианты дальнейшего развития лизинга другой восстановленной техники.
Следует отметить, что капитальный ремонт комбайнов, в основном, производится в хозяйствах путем замены узлов и агрегатов, в том числе на модернизированные. В этой связи в лизинг на региональном уровне могут передаваться как полнокомплектные машины так и капитально отремонтированные двигатели.
На федеральном уровне в лизинг передается только полнокомплектная восстановленная техника.
Ценообразованиев организации лизинга восстановленной техники играет ключевую роль.
Вначале формируется договорная цена техники с остаточным ресурсом (ремфонд), которая определяется с учетом комплектности машин и их технического состояния.
Это могут быть аварийные машины, машины не отремонтированные за счет хозяйств, машины, изъятые у хозяйств-неплательщиков, которым они были переданы в лизинг ранее, а также свободно реализуемые хозяйством машины, не выработавшие свой ресурс.
Списанная техника оценивается, как правило, по цене металлолома.
Стоимость восстановления машин определяется по результатам диагностирования, согласительная комиссия представляет цены восстановленных машин на утверждение, то есть по аналогии с ценообразованием при лизинге новой техники.
Согласительная комиссия рассматривает цены только на капитально отремонтированную полнокомплектную технику или агрегаты.
При использовании для лизинга восстановленной техники финансовых средств из местных бюджетов согласительные комиссии создаются на региональном уровне. При использовании финансовых средств из федерального бюджета Минсель-хоз РФ устанавливает региональным согласительным комиссиям предельные цены на восстановление техники с целью последующей ее передачи в лизинг.
Источниками финансированиялизинговых операций могут быть: федеральный бюджет, региональный бюджет, собственные оборотные средства агроснаба, кредиты, инвестиции, средства спонсоров и т. д.
При отсутствии собственных оборотных средств лизинговый фонд формируется за счет федерального и регионального бюджетов, а также за счет кредитов банков, инвестиций и средств спонсоров.
Возвращенные финансовые средства за ранее поставленную в лизинг восстановленную технику по решению соответствующих органов власти должны направляться на пополнение лизингового фонда для восстановления техники.
Порядок лизинга восстановленной техникиразрабатывается по аналогии с действующим порядком лизинга новой техники. Вместе с тем, в этом порядке должны быть отражены особенности:
• организация сбора (приобретения) ремонтного фонда;
• доставка этого фонда на базу торгового агента;
• доукомплектовка ремфонда;
• доставка на ремонтное предприятие;
• отчисления на содержание торгового агента;
• покупки ремфонда и т. д.
Порядок лизинга восстановленной техники на федеральном уровне утверждается Минсельхозом РФ, на региональном — администрацией (Правительством) региона после его согласования с финансовыми и юридическими органами власти.
Выбор ремонтного предприятияосуществляется по следующим основным критериям:
• обеспечение качества ремонта машины;
• стоимость ремонта;
• удаленность от ремонтного предприятия (средневзвешенный радиус);
• сроки ремонта;
• наличие гарантий по качеству, срокам и сервису.
Ремонтное предприятие определяется на конкурсной основе специально создаваемой комиссией. К конкурсу допускаются предприятия, представившие необходимые документы, определяемые специальным положением о конкурсе. Этим положением устанавливаются требования к ремонтному предприятию и условия взаимодействия лизингодателя (сроки взаимодействия, ответственность сторон, ротация ремпредприятий и другие), лизингополучателя и ремонтного предприятия.
На федеральном уровне выбор ремпредприятия осуществляется на основании предложений региональных агроснабов по результатам конкурса:
Региональный агроснаб в качестве торговых агентовможет приглашать районные агроснабы, которые располагают необходимой материальной базой, квалифицированными кадрами для организации лизинга восстановленной техники.
Торговые агенты на договорной основе с региональным агэснабом осуществляют закупку (прием) ремонтного фонда, его укомплектовку (сортировку), передачу ремонтному предприятия, приемку восстановленной техники и передачу ее в лизинг сельхозтоваропроизводителю. Торговые агенты от имени регионального агроснаба лизингодателя также осуществляют контроль финансовых операций: расчеты за ремонтный фонд, представление региональному агроснабу документов на оплату стоимости восстановленной техники, получение от лизингопоказателей информации об оплате первого и последующих взносов за переданную в лизинг восстановленную технику и эту документацию лизингодателю.
Торговый агент организует предпродажное и гарантийное служивание восстановленной техники, переданной в лизинг сельхозтоваропроизводителям. При отсутствии собственной ремонтно-обслуживающей базы на договорной основе организует
работу с другими предприятиями. Осуществляет организация обучения специалистов и механизаторов, оказывает помощь лизингополучателям в формировании заказа на технику, приобретаемую в лизинг, в организации планового технического обслуживания машин, в приобретении ремонтно-технологическо-го оборудования и нормативно-технической документации, участвует в оформлении договоров между лизингодателем и лизингополучателем, организует возврат платежей за полученную в лизинг технику и передачу объекта лизинга в собственность.
На федеральном уровне Росагроснаб в качестве торговых агентов-сублизингодателей приглашает региональные агроснабы.
В основе взаимодействия лизингодателя и торгового агента должна быть взаимная материальная заинтересованность и ответственность сторон, обозначенные в договоре между ними.
В основу организации лизинга восстановленной техникидолжны быть положены следующие основные факторы:
• технико-экономическое обоснование лизинга восстановленной техники;
• определение источников финансирования лизинговых операций;
• разработка и внедрение порядка лизинга восстановленной техники;
• определение состава исполнителей в проведении лизинговых операций на различных уровнях (федеральном, региональном, районном);
• формирование номенклатуры объектов лизинга;
• определение сроков лизинга;
• организация финансовых потоков между участниками лизинга с учетом товарообменных и других операций;
• контроль качества ремонта техники;
• организация сервиса восстановленной техники;
• контроль за возвратом платежей по лизингу;
• организация претензионной работы.
В случае принятия решения о централизованном финансировании лизинга восстановленной техники на федеральном или региональном уровнях в федеральном и региональном бюджетах следует выделить строку «Лизинг восстановленной техники».
Возврат средств, выделенных на лизинг сложной восстановленной техники, должен осуществляться в течение, например, 1—3 лет с ежегодным пополнением лизингового фонда. На отдельные агрегаты этот срок может быть менее одного года (квартал, полугодие).
Организация сервиса восстановленной техники,передаваемой в лизинг, осуществляется с учетом качественных характеристик объектов лизинга, а также существенного изменения расстояний от ремонтных предприятий до мест эксплуатации машин в сравнении с расстояниями при поставках новых машин с заводов-изготовителей.
Качество восстановленной техники, естественно, будет хуже новых машин. Ее ресурс не превысит 80 % от ресурса новой техники, что вызовет увеличение интенсивности отказов на 20—30 % и потребует усиления службы сервиса в части устранения неисправностей. В частности, увеличивается нагрузка на передвижные средства технического обслуживания и ремонта машин.
Поставка в лизинг комплектов узлов и агрегатов, например, для комбайнов, может вызвать неебходимость создания на договорной основе выездных бригад ремонтников для сборки и регулировки машин.
Оснащение центров (пунктов) предпродажного и гарантийного обслуживания машин, расценки работ и другие параметры сервиса восстановленных машин являются такими же как и при поставках новой техники.
Вместе с тем, из-за повышения интенсивности отказов машин потребуется корректировка нормативов на обеспечение служб сервиса передвижными и стационарными техническими средствами.
Перечень документов, используемых при организации лизинга новой техники после их уточнения, дополнения и изменения приемлем и для организации лизинга восстановленной техники.
К числу особенностей основных уточнений следует отнести пересмотр содержания рабочих документов: порядка лизинга восстановленной техники, договоров, актов, обязательств сторон, форм учета и отчетности и т. д.
Для обеспечения эффективного внедрения лизинга восстановленной техники должны быть разработаны мероприятия и обеспечено их выполнение.
В числе основных мер по внедрению лизинга восстановленной техники должны быть такие меры, которые обеспечат выполнение задач в достижении поставленной цели.
Главным мероприятием является технико-экономическое обоснование необходимости лизинга восстановленной техники. Это обоснование должно определять объемы финансирования по маркам машин и давать дифференцированную оценку влияния объемов финансирования через количество восстановленных машин на готовность техники.