Ремонт техники в настоящее ъремя осуществляют следующими методами:
• ремонт машин собственными силами в мастерских хозяйств, приобретая запасные частл, узлы и агрегаты или получая через технические обменные пункты отремонтированные в спецпредприятиях узлы и агрегаты;
• из двух или более машин сборка одной машины путем предварительной их разборки, дефектовки, комплектовки и вторичной сборки;
• ремонт машин на спецпредприятии за полную или частичную стоимость с последующим возмещением долга в течение года.
Таким образом, в зависимости от наличия и оснащенности ремонтной базы, а также экономических возможностей восстановление техники может осуществляться в условиях хозяйств, в специализированных мастерских ремонтно-технических предприятий, в ремонтных заводах, а также в отдельных случаях изготовителями техники.
На выбор ремонтной базы для восстановления машин в настоящее время существенное влияние оказывает ее удаленность от объектов ремонта. И здесь первостепенными факторами являются сложность организации сбора ремонтного фонда и транспортные расходы, обусловленные высокими тарифами.
|
|
Восстановление сложной техники в условиях хозяйств, особенно ее капитальный ремонт, является проблематичным и маловероятным по следующим основным причинам:
• слабая техническая оснащенность мастерских не позволяет выполнить в полном объеме технологический процесс ремонта;
• отсутствие квалифицированных кадров ремонтников;
• отсутствие финансовых и материально-технических ресурсов не позволяют осуществлять в полном объеме даже агрегатный метод ремонта.
Восстановление техники в условиях специализированных ремонтных предприятий и ремонтных заводов имеет следующие преимущества:
• ремонтная база практически полностью приспособлена для осуществления капитально-восстановительного ремонта сложных машин и их агрегатов (в зависимости от специализации), «оживить» работу ремпредприятий пока еще возможно;
• носительно небольшие расстояния транспортирования ремфонда и отремонтированной продукции;
• реальная возможность эффективной загрузки мощностей ремонтных мастерских;
• удобство обеспечения гарантийного обслуживания восстановленных машин;
• оперативное решение организационных и финансовых вопросов.
Как в условиях хозяйств, так и в условиях специализированных ремонтных предприятий обеспечение потребностей в ремонте техники затруднительно из-за недостатка финансовых средств.
Имевшая место организация ремонта техники изготовителями, особенно сложных машин, широкого распространения не получила.
|
|
К числу основных факторов, которые являются существенным препятствием в организации восстановления техники на заводах-изготовителях, относятся следующие:
• сложность сбора и доставки ремонтного фонда: такая работа требует дополнительной численности исполнителей, транспортных средств в составе завода-изготовителя или их аренды у других организаций, а это ведет к значительному удорожанию ремонта;
• незагруженность производственных мощностей заводов-изготовителей приводит к повышению себестоимости восстановления машин и высокой отпускной цене из-за больших накладных расходов;
• для полнокомплектного ремонта техники необходимо создание дополнительных участков и рабочих мест (разборочный, моечный, дефектовочный, комплектовочный, восстановления деталей), что требует дополнительных капитальных вложений и других затрат;
• отсутствие номенклатуры запасных частей, производимых предприятиями-смежниками вызывает необходимость их приобретения и транспортирования на головное предприятие малыми партиями, что ведет к их значительному удорожанию;
• большие расстояния доставки ремонтного фонда требуют дополнительных затрат, значительно больших, чем у ремонтных предприятий, что также приведет к удорожанию продукции. Например, средневзвешенный радиус рассредоточения ремфонда в целом по стране для Волгоградского тракторного завода составляет 1330 км, что на порядок больше, чем для ремпредприятий.
Таким образом, организация ремонта техники изготовителями представляется очень дорогостоящей, неоперативной, а потому и неприемлемой.
Несмотря на то, что потребность в ремонте в настоящее время не уменьшилась в сравнении с 1990 годом, объемы восстановления полнокомплектной техники, а также узлов и агрегатов снизились в 20—25 раз. Расчеты за ремонт ведутся, в основном, на основе товарообменных операций, в лучшем случае с частичной (до 30 %) предоплатой. Перспектив на увеличение объемов ремонта по такой схеме в ближайшее время не предвидится, что может привести к полному разрушению ремонтной базы, к потере высококвалифицированных кадров ремонтных рабочих, к дальнейшему сокращению парка машин и уходу механизаторов.
В такой ситуации привлекательным является вариант создания и функционирования вторичного рынка восстановленной техники, основанный на инвестициях (государственных, региональных и других), направленных на ремонт машин с последующей передачей их в лизинг или свободной продажей.
Его реализация не потребует больших государственных инвестиций, но может дать значительный экономический эффект за счет восполнения парка машин, повышения уровня их готовности и увеличения объемов механизированных работ.
Ежегодное наличие ремфонда для организации лизинга восстановленной техники приведено в табл. 7.3.
Таблица 7.3
Ежегодное наличие ремфонда для организации лизинга восстановленной техники, тыс. шт.
№ п/п | Наименование | Всего | В том числе: | |
не охвачено | списано | |||
Тракторы | ||||
Зерноуборочные комбайны | ||||
Кормоуборочиые комбайны | ||||
Тракторные двигатели | - |
Рассмотрим на примере восстановление парка тракторов ДТ-75, наиболее востребованного сегодня крестьянами пахотного трактора. В составе всего парка тракторов страны они составляют 26 % или 208 тыс. единиц. Потребность в ремонте составила 156 тыс. тракторов, в том числе 55 тыс. — в полнокомплектном капитальном ремонте.
Неотремонтированными остались 53,8 тыс. тракторов или 34,5% к потребности в ремонте. Из них 19 тыс. тракторов требовали капитального ремонта. Кроме того, для текущего ремонта неотремонтированных тракторов требовалось капитально отремонтировать 18 тыс. двигателей.
|
|
Указанные объемы ремонта не были выполнены из-за недостатка финансовых средств у хозяйств. Это тот резерв машин, который необходимо восстановить и тем самым оказать существенную помощь крестьянам. Для этого в несколько раз меньше потребуется финансовых средств, чем для приобретения новой техники.
Стоимость капитального ремонта полнокомплектного трактора ДТ-75 на специализированных ремонтных предприятиях в настоящее время колеблется в большом диапазоне в зависимости от региона и находится в пределах от 90 до 120 тыс. рублей, то есть не превышает 20 % стоимости нового трактора. Стоимость капитального ремонта двигателя А-41 составляет 20—26 тыс. рублей и составляет не более 25 % от стоимости нового.
Отсюда следует, что на восстановление тракторов ДТ-75 требуется в 4—5 раз меньше финансовых средств, чем на приобретение новых, то есть здесь имеется существенный резерв восполнения парка машин, имеющих первостепенное значение для сельхозтоваропроизводителей.
Реализация лизинга восстановленной техники позволит существенно восполнить наличие исправной техники в хозяйствах, эффективно использовать инвестиции на эти цели, увеличить объемы механизированных сельскохозяйственных работ, объемы производства продукции, что в свою очередь позволит значительно укрепить экономическое состояние сель-хозтоваропрозводителей. При этом решаются и социальные проблемы: за счет создания дополнительных рабочих мест на селе, в ремпредприятиях и агроснабах.