double arrow

Состояние и перспективы восстановления техники

Ремонт техники в настоящее ъремя осуществляют следую­щими методами:

• ремонт машин собственными силами в мастерских хо­зяйств, приобретая запасные частл, узлы и агрегаты или полу­чая через технические обменные пункты отремонтированные в спецпредприятиях узлы и агрегаты;

• из двух или более машин сборка одной машины путем предварительной их разборки, дефектовки, комплектовки и вторичной сборки;

• ремонт машин на спецпредприятии за полную или час­тичную стоимость с последующим возмещением долга в те­чение года.

Таким образом, в зависимости от наличия и оснащенности ремонтной базы, а также экономических возможностей восста­новление техники может осуществляться в условиях хозяйств, в специализированных мастерских ремонтно-технических пред­приятий, в ремонтных заводах, а также в отдельных случаях изготовителями техники.

На выбор ремонтной базы для восстановления машин в настоящее время существенное влияние оказывает ее удален­ность от объектов ремонта. И здесь первостепенными фактора­ми являются сложность организации сбора ремонтного фонда и транспортные расходы, обусловленные высокими тарифами.

Восстановление сложной техники в условиях хозяйств, осо­бенно ее капитальный ремонт, является проблематичным и маловероятным по следующим основным причинам:

• слабая техническая оснащенность мастерских не позволяет выполнить в полном объеме технологический процесс ремонта;

• отсутствие квалифицированных кадров ремонтников;

• отсутствие финансовых и материально-технических ресур­сов не позволяют осуществлять в полном объеме даже агрегат­ный метод ремонта.

Восстановление техники в условиях специализированных ремонтных предприятий и ремонтных заводов имеет следую­щие преимущества:

• ремонтная база практически полностью приспособлена для осуществления капитально-восстановительного ремонта слож­ных машин и их агрегатов (в зависимости от специализации), «оживить» работу ремпредприятий пока еще возможно;

• носительно небольшие расстояния транспортирования ремфонда и отремонтированной продукции;

• реальная возможность эффективной загрузки мощностей ремонтных мастерских;

• удобство обеспечения гарантийного обслуживания восста­новленных машин;

• оперативное решение организационных и финансовых вопросов.

Как в условиях хозяйств, так и в условиях специализиро­ванных ремонтных предприятий обеспечение потребностей в ремонте техники затруднительно из-за недостатка финансовых средств.

Имевшая место организация ремонта техники изготовите­лями, особенно сложных машин, широкого распространения не получила.

К числу основных факторов, которые являются существен­ным препятствием в организации восстановления техники на заводах-изготовителях, относятся следующие:

• сложность сбора и доставки ремонтного фонда: такая работа требует дополнительной численности исполнителей, транспорт­ных средств в составе завода-изготовителя или их аренды у других организаций, а это ведет к значительному удорожанию ремонта;

• незагруженность производственных мощностей заводов-изготовителей приводит к повышению себестоимости восста­новления машин и высокой отпускной цене из-за больших на­кладных расходов;

• для полнокомплектного ремонта техники необходимо со­здание дополнительных участков и рабочих мест (разборочный, моечный, дефектовочный, комплектовочный, восстановления деталей), что требует дополнительных капитальных вложений и других затрат;

• отсутствие номенклатуры запасных частей, производимых предприятиями-смежниками вызывает необходимость их при­обретения и транспортирования на головное предприятие ма­лыми партиями, что ведет к их значительному удорожанию;

• большие расстояния доставки ремонтного фонда требуют дополнительных затрат, значительно больших, чем у ремонт­ных предприятий, что также приведет к удорожанию продук­ции. Например, средневзвешенный радиус рассредоточения ремфонда в целом по стране для Волгоградского тракторного завода составляет 1330 км, что на порядок больше, чем для ремпредприятий.

Таким образом, организация ремонта техники изготовите­лями представляется очень дорогостоящей, неоперативной, а потому и неприемлемой.

Несмотря на то, что потребность в ремонте в настоящее вре­мя не уменьшилась в сравнении с 1990 годом, объемы восста­новления полнокомплектной техники, а также узлов и агрегатов снизились в 20—25 раз. Расчеты за ремонт ведутся, в основном, на основе товарообменных операций, в лучшем случае с частич­ной (до 30 %) предоплатой. Перспектив на увеличение объемов ремонта по такой схеме в ближайшее время не предвидится, что может привести к полному разрушению ремонтной базы, к по­тере высококвалифицированных кадров ремонтных рабочих, к дальнейшему сокращению парка машин и уходу механизаторов.

В такой ситуации привлекательным является вариант со­здания и функционирования вторичного рынка восстановлен­ной техники, основанный на инвестициях (государственных, региональных и других), направленных на ремонт машин с последующей передачей их в лизинг или свободной продажей.

Его реализация не потребует больших государственных ин­вестиций, но может дать значительный экономический эффект за счет восполнения парка машин, повышения уровня их го­товности и увеличения объемов механизированных работ.

Ежегодное наличие ремфонда для организации лизинга вос­становленной техники приведено в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Ежегодное наличие ремфонда для организации лизинга восстановленной техники, тыс. шт.

№ п/п Наименование Всего В том числе:
      не охвачено списано
  Тракторы      
  Зерноуборочные комбайны      
  Кормоуборочиые комбайны      
  Тракторные двигатели     -

Рассмотрим на примере восстановление парка тракторов ДТ-75, наиболее востребованного сегодня крестьянами пахот­ного трактора. В составе всего парка тракторов страны они со­ставляют 26 % или 208 тыс. единиц. Потребность в ремонте составила 156 тыс. тракторов, в том числе 55 тыс. — в полно­комплектном капитальном ремонте.

Неотремонтированными остались 53,8 тыс. тракторов или 34,5% к потребности в ремонте. Из них 19 тыс. тракторов тре­бовали капитального ремонта. Кроме того, для текущего ре­монта неотремонтированных тракторов требовалось капиталь­но отремонтировать 18 тыс. двигателей.

Указанные объемы ремонта не были выполнены из-за не­достатка финансовых средств у хозяйств. Это тот резерв ма­шин, который необходимо восстановить и тем самым оказать существенную помощь крестьянам. Для этого в несколько раз меньше потребуется финансовых средств, чем для приобрете­ния новой техники.

Стоимость капитального ремонта полнокомплектного трак­тора ДТ-75 на специализированных ремонтных предприятиях в настоящее время колеблется в большом диапазоне в зависимо­сти от региона и находится в пределах от 90 до 120 тыс. рублей, то есть не превышает 20 % стоимости нового трактора. Сто­имость капитального ремонта двигателя А-41 составляет 20—26 тыс. рублей и составляет не более 25 % от стоимости нового.

Отсюда следует, что на восстановление тракторов ДТ-75 требуется в 4—5 раз меньше финансовых средств, чем на при­обретение новых, то есть здесь имеется существенный резерв восполнения парка машин, имеющих первостепенное значе­ние для сельхозтоваропроизводителей.

Реализация лизинга восстановленной техники позволит су­щественно восполнить наличие исправной техники в хозяй­ствах, эффективно использовать инвестиции на эти цели, уве­личить объемы механизированных сельскохозяйственных ра­бот, объемы производства продукции, что в свою очередь по­зволит значительно укрепить экономическое состояние сель-хозтоваропрозводителей. При этом решаются и социальные проблемы: за счет создания дополнительных рабочих мест на селе, в ремпредприятиях и агроснабах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: