Реализация машин и оборудования после их восстановления широко практикуется за рубежом. Особенно эта тенденция хорошо просматривается в развитых странах Европы и Америки, где после восстановления изношенных машин, станков, торгового оборудования реализуют эту продукцию развивающимся странам. Такая техника значительно дешевле, а по надежности почти не уступает новым аналогам. Достигается это путем замены изношенных узлов и агрегатов на новые и высоким уровнем технологических процессов при ремонте техники.
Торговля восстановленной техникой на мировом рынке завоевывает все более прочные позиции. В некоторых странах объем таких продаж составляет 20 % от совокупных продаж машиностроительной продукции.
В 1999 г. в Германии рынок восстановленного оборудования составил 11 млрд. долларов США, в 2002 г. — 12 млрд. В странах ЕС — 60 млрд. долларов. Спрос имеется, объемы растут. Хорошо развит вторичный рынок в странах Восточной Азии, в Индии, Бразилии, Турции.
Основными преимуществами вторичного рынка техники являются: короткие сроки поставок, более низкие цены, увеличение объема закупок техники, удобство обслуживания (наличие запасных частей, ремонтно-обслуживающей базы, квалифицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и прочее).
|
|
Восстановленная техника может конкурировать с новой, если ее цена не менее чем на 30 % меньше стоимости новой.
С появлением лизинга возможность восстановления не охваченной ремонтом техники еще более расширяется.
Кроме этого, существенное снижение поставок техники приводит к значительному износу машин, старению парка в целом, а, следовательно, и к их более интенсивному списанию. Несмотря на то, что объемы поставок техники уменьшились в десятки раз, ее качество продолжает ухудшаться.
Обследование за последние четыре года около 3 тысяч тракторов ДТ-75 и более 6 тысяч зерно- и кормоуборочных комбайнов в гарантийный период эксплуатации подтверждает тенденцию снижения качества этих основных для крестьянина машин.
Основным показателем качества техники является интенсивность отказов, то есть количество отказов на 100 машин. Характерными показателями также являются: продолжительность простоев при устранении последствий отказов, а также затраты, которые при этом несут хозяйства.
Интенсивность отказов тракторов (на примере трактора ДТ-75) в 2002 г. в сравнении с 1996 г. увеличилась более чем в три раза. В три раза увеличилась интенсивность отказов зерноуборочных комбайнов «Дон-1500» и более чем в четыре раза комбайнов СК-5 «Нива» и кормоуборочных комбайнов КСК-100 и «Полесье». С одинаковой интенсивностью отказывали в эти годы комбайны «Енисей-1200» (рис. 7.1).
|
|
Рис. 7.1. Интенсивность отказов период эксплуатации новых машин в гарантийный тракторных
Чаще других агрегатов отказывают двигатели. Особенно много брака допускает Харьковский завод «Серп и молот». Это наглядно на примере комбайнов «Дон-1500». В 2000 г. интенсивность отказов двигателей типа ЯМЗ, которые стали устанавливаться на этот комбайн вместо СМД, оказалась вдвое меньше в сравнении с 1996 г., когда комбайны работали с двигателями СМД. Не отличаются высоким качеством двигатели и завода «Алтайдизель», которые устанавливаются на тракторы ДТ-75, комбайны СК-5 «Нива» и «Енисей-1200». В среднем отказывает каждый десятый двигатель.
В этой связи делать вывод о значительно лучшем качестве новой отечественной техники в сравнении с капитально отремонтированной преждевременно. Особенно, если учитывать несравнимо высокие (в 3—4 раза) цены на новую и отремонтированную технику, значительную продолжительность простоев новых машин из-за низкой оперативности заводчан и удаленность от изготовителей, а также большие удельные затраты на отказ (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Средняя продолжительность простоя и средние затраты при устранении последствий одного отказа новых машин в гарантийный период
Марки машин | Средние значения параметров отказов машин | |
Продолжительность простоя, дней | Затраты на устранение последствий одного отказа, тыс. руб. | |
Трактор ДТ-75 | 5,1 | 1,77 |
3/у комбайн «Дон-1500» | 4,95 | 1,67 |
3/у комбайн СК-5 «Нива» | 3,72 | 1,21 |
3/у комбайн «Енисей-1200» | 3,95 | 2,35 |
К/у комбайны КСК-100, «Полесье» | 5,26 | 1,99 |
7.2 Интенсивность отказов
(ДТ-75) и комбайновых двигателей
Появляющаяся возможность выбора ремонтного предприятия на конкурсной основе при организации лизинга восстановленной техники создает предпосылки несколько нивелировать разницу в качестве новой и восстановленной техники, в том числе за счет оперативности и уменьшения затрат при устранении последствий отказов машин. Таким образом, восстановление существующего парка машин в хозяйствах становится объективной необходимостью, тем более что его уменьшение за счет списания и других причин выбытия становится необратимым.
Если до 1992 г. списание техники осуществлялось в пределах нормативов что, как правило, на 3—4 % было меньше объемов поступления новой техники, го в настоящее время уровень списания увеличился в 3—4 раза и в 15—20 раз превысил объемы поступления новой техники. И это при том, что списание машин сдерживается из-за производственной необходимости. Выбытие техники происходит и по другим причинам: расформирование хозяйств, разборка машин, продажа и т. д.
В зависимости от «возраста» парка машин 10 лет назад нормативный коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов составлял 12—18 %, а двигателей к ним — 25—30 % к наличию парка этих машин и двигателей. В 2003 г. эти показатели увеличились в 2—3 раза.
Если в прежние годы при планировании объемов ремонта машин коэффициенту охвата капитальным ремонтом практически вводился только зональный поправочный коэффициент, то в настоящее время следует считаться и с коэффициентом, учитывающим возраст машин.
Этот коэффициент зависит от соотношения фактического возраста машины и нормативного срока ее эксплуатации. И если раньше при определении объемов ремонта он «срабатывал» на их снижение, то в настоящее время применение этого коэффициента приводит к увеличению количества ремонтов в 1,8—2,1 раза.
Например, в 2003 г. фактический средний возраст тракторов составил 15 лет при среднем нормативном сроке службы 10 лет, то есть соотношение в 1,5 раза соответствует поправочному коэффициенту 1,9. Это значит, что нормативный коэффициент охвата капитальным ремонтом машин или их составных частей необходимо увеличить в 1,9 раза. Так, если нормативный коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов ДТ-75 составляет 0,15, то, увеличив его в 1,9 раза, он станет равным 0,29 и т. д.
|
|
Увеличение объемов ремонта требует значительных дополнительных финансовых средств, которыми хозяйства в настоящее время не располагают. В этой связи заметно увеличивается и число машин не охваченных ремонтом. Так, если в 1998 г. ремонтом было охвачено 70 % тракторов, то в 1999 г. — уже только 61 %. В 2003 г. за пределами нормативных сроков эксплуатации работало 82 % тракторов и 80 % зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, что приводит не только к увеличению объемов ремонта, но и к существенному снижению готовности техники (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Зависимость готовности машин от их среднего «возраста»
В этой связи, потребность в ремонте, например, только тракторов в 2003 г. составила 345 тыс. единиц, в том числе капитальном — 85 тысяч. Только для текущего ремонта тракторов, требовалось капитально отремонтировать 108 тыс. двигателей. Из-за нехватки денежных средств в хозяйствах в прошлом году остались неотремонтированными 250 тыс. тракторов. Почти 70 тыс. из них требовали капитального ремонта. Фактически было отремонтировано только 27 % тракторов из-за отсутствия у хозяйств финансовых средств на эти цели.
Аналогичные показатели и по ремонту сложной сельскохозяйственной техники (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Потребность в ремонте машин и двигателей, тыс. шт. (2003 г.)
№ п/п | Наименование | Потребность в ремонте | Фактически отремонтировано | Осталось без ремонта | |||
всего | в т. ч. капитальном | всего | в т. ч. капитальном | всего | в т. ч. капитальном | ||
Тракторы | |||||||
Зерноуборочные комбайны | |||||||
Кормоуборочные комбайны | |||||||
Тракторные двигатели |