Общие положения

Реализация машин и оборудования после их восстановле­ния широко практикуется за рубежом. Особенно эта тенденция хорошо просматривается в развитых странах Европы и Амери­ки, где после восстановления изношенных машин, станков, торгового оборудования реализуют эту продукцию развиваю­щимся странам. Такая техника значительно дешевле, а по на­дежности почти не уступает новым аналогам. Достигается это путем замены изношенных узлов и агрегатов на новые и высо­ким уровнем технологических процессов при ремонте техники.

Торговля восстановленной техникой на мировом рынке за­воевывает все более прочные позиции. В некоторых странах объем таких продаж составляет 20 % от совокупных продаж машиностроительной продукции.

В 1999 г. в Германии рынок восстановленного оборудова­ния составил 11 млрд. долларов США, в 2002 г. — 12 млрд. В странах ЕС — 60 млрд. долларов. Спрос имеется, объемы рас­тут. Хорошо развит вторичный рынок в странах Восточной Азии, в Индии, Бразилии, Турции.

Основными преимуществами вторичного рынка техники являются: короткие сроки поставок, более низкие цены, увели­чение объема закупок техники, удобство обслуживания (нали­чие запасных частей, ремонтно-обслуживающей базы, квали­фицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и прочее).

Восстановленная техника может конкурировать с новой, если ее цена не менее чем на 30 % меньше стоимости новой.

С появлением лизинга возможность восстановления не ох­ваченной ремонтом техники еще более расширяется.

Кроме этого, существенное снижение поставок техники при­водит к значительному износу машин, старению парка в це­лом, а, следовательно, и к их более интенсивному списанию. Несмотря на то, что объемы поставок техники уменьшились в десятки раз, ее качество продолжает ухудшаться.

Обследование за последние четыре года около 3 тысяч трак­торов ДТ-75 и более 6 тысяч зерно- и кормоуборочных ком­байнов в гарантийный период эксплуатации подтверждает тенденцию снижения качества этих основных для крестьянина машин.

Основным показателем качества техники является интен­сивность отказов, то есть количество отказов на 100 машин. Характерными показателями также являются: продолжитель­ность простоев при устранении последствий отказов, а также затраты, которые при этом несут хозяйства.

Интенсивность отказов тракторов (на примере трактора ДТ-75) в 2002 г. в сравнении с 1996 г. увеличилась более чем в три раза. В три раза увеличилась интенсивность отказов зерноубороч­ных комбайнов «Дон-1500» и более чем в четыре раза комбай­нов СК-5 «Нива» и кормоуборочных комбайнов КСК-100 и «По­лесье». С одинаковой интенсивностью отказывали в эти годы комбайны «Енисей-1200» (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Интенсивность отказов период эксплуатации новых машин в гарантийный тракторных

Чаще других агрегатов отказывают двигатели. Особенно много брака допускает Харьковский завод «Серп и молот». Это наглядно на примере комбайнов «Дон-1500». В 2000 г. интен­сивность отказов двигателей типа ЯМЗ, которые стали уста­навливаться на этот комбайн вместо СМД, оказалась вдвое меньше в сравнении с 1996 г., когда комбайны работали с дви­гателями СМД. Не отличаются высоким качеством двигате­ли и завода «Алтайдизель», которые устанавливаются на трак­торы ДТ-75, комбайны СК-5 «Нива» и «Енисей-1200». В сред­нем отказывает каждый десятый двигатель.

В этой связи делать вывод о значительно лучшем качестве новой отечественной техники в сравнении с капитально отре­монтированной преждевременно. Особенно, если учитывать несравнимо высокие (в 3—4 раза) цены на новую и отремонти­рованную технику, значительную продолжительность простоев новых машин из-за низкой оперативности заводчан и удален­ность от изготовителей, а также большие удельные затраты на отказ (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Средняя продолжительность простоя и средние затраты при устранении последствий одного отказа новых машин в гарантийный период

  Марки машин Средние значения параметров отказов машин
Продолжитель­ность простоя, дней Затраты на устранение последствий одного отказа, тыс. руб.
Трактор ДТ-75 5,1 1,77
3/у комбайн «Дон-1500» 4,95 1,67
3/у комбайн СК-5 «Нива» 3,72 1,21
3/у комбайн «Енисей-1200» 3,95 2,35
К/у комбайны КСК-100, «Полесье» 5,26 1,99

7.2 Интенсивность отказов
(ДТ-75) и комбайновых двигателей

Появляющаяся возможность выбора ремонтного предприя­тия на конкурсной основе при организации лизинга восстанов­ленной техники создает предпосылки несколько нивелировать разницу в качестве новой и восстановленной техники, в том числе за счет оперативности и уменьшения затрат при устранении по­следствий отказов машин. Таким образом, восстановление су­ществующего парка машин в хозяйствах становится объектив­ной необходимостью, тем более что его уменьшение за счет спи­сания и других причин выбытия становится необратимым.

Если до 1992 г. списание техники осуществлялось в преде­лах нормативов что, как правило, на 3—4 % было меньше объе­мов поступления новой техники, го в настоящее время уровень списания увеличился в 3—4 раза и в 15—20 раз превысил объе­мы поступления новой техники. И это при том, что списание машин сдерживается из-за производственной необходимости. Выбытие техники происходит и по другим причинам: расфор­мирование хозяйств, разборка машин, продажа и т. д.

В зависимости от «возраста» парка машин 10 лет назад нор­мативный коэффициент охвата капитальным ремонтом трак­торов составлял 12—18 %, а двигателей к ним — 25—30 % к наличию парка этих машин и двигателей. В 2003 г. эти показа­тели увеличились в 2—3 раза.

Если в прежние годы при планировании объемов ремонта машин коэффициенту охвата капитальным ремонтом практи­чески вводился только зональный поправочный коэффициент, то в настоящее время следует считаться и с коэффициентом, учитывающим возраст машин.

Этот коэффициент зависит от соотношения фактического воз­раста машины и нормативного срока ее эксплуатации. И если раньше при определении объемов ремонта он «срабатывал» на их снижение, то в настоящее время применение этого коэффициен­та приводит к увеличению количества ремонтов в 1,8—2,1 раза.

Например, в 2003 г. фактический средний возраст тракторов составил 15 лет при среднем нормативном сроке службы 10 лет, то есть соотношение в 1,5 раза соответствует поправочному коэф­фициенту 1,9. Это значит, что нормативный коэффициент охвата капитальным ремонтом машин или их составных частей необхо­димо увеличить в 1,9 раза. Так, если нормативный коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов ДТ-75 составляет 0,15, то, увеличив его в 1,9 раза, он станет равным 0,29 и т. д.

Увеличение объемов ремонта требует значительных допол­нительных финансовых средств, которыми хозяйства в настоя­щее время не располагают. В этой связи заметно увеличивается и число машин не охваченных ремонтом. Так, если в 1998 г. ремонтом было охвачено 70 % тракторов, то в 1999 г. — уже только 61 %. В 2003 г. за пределами нормативных сроков эксп­луатации работало 82 % тракторов и 80 % зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, что приводит не только к увели­чению объемов ремонта, но и к существенному снижению го­товности техники (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Зависимость готовности машин от их среднего «возраста»

В этой связи, потребность в ремонте, например, только трак­торов в 2003 г. составила 345 тыс. единиц, в том числе капиталь­ном — 85 тысяч. Только для текущего ремонта тракторов, требо­валось капитально отремонтировать 108 тыс. двигателей. Из-за нехватки денежных средств в хозяйствах в прошлом году оста­лись неотремонтированными 250 тыс. тракторов. Почти 70 тыс. из них требовали капитального ремонта. Фактически было отремонтировано только 27 % тракторов из-за отсутствия у хозяйств финансовых средств на эти цели.

Аналогичные показатели и по ремонту сложной сельскохозяйственной техники (табл. 7.2).


Таблица 7.2

Потребность в ремонте машин и двигателей, тыс. шт. (2003 г.)

№ п/п   Наименование Потребность в ремонте Фактически от­ремонтировано Осталось без ре­монта
    всего в т. ч. капи­тальном всего в т. ч. капи­тальном всего в т. ч. капи­тальном
  Тракторы            
  Зерноуборочные ком­байны            
  Кормоуборочные комбайны            
  Тракторные двигатели            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: