Основные понятия и определения

Логистика как наука и как инструмент бизнеса стала фор­мироваться в начале 1950-х годов в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логис­тика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

Логистика является относительно молодой и бурно разви­вающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее поня­тийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

По определению д.э.н. В.Я. Лимарева, логистика — это от­расль экономической науки, которая осуществляет исследова­ние процессов товаропродвижения в сфере обращения продук­ции в экономике страны, включая их информационные, транс­портные и финансовые аспекты. Она охватывает изучение то­варных потоков как на микро, так и макроуровне, то есть на отдельных предприятиях и торгово-посреднических структурах, так и в различных отраслях экономики в целом.

Следует различать также логистику в сфере товарного обра­щения, транспортную логистику и логистику внутри производ­ства (микрологистику). Если первые два направления охваты­вают процессы обращения продукции в масштабах целых от­раслей инфраструктуры народного хозяйства, то последнее — только вопросы обеспечения ресурсами отдельных предприя­тий и связанные с этим проблемы товарообращения.

Безусловно, все эти направления логистики как науки тес­но связаны между собой, взаимодополняют друг друга, имеют единую методологию исследований, что позволяет добиваться общего эффекта исследований на всех уровнях.

Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле. В широком смысле логистика — это наука об управле­нии и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в опреде­ленной микро-, мезо- или макроэкономической системе для дос­тижения поставленных перед ней целей. В узком смысле (с пози­ций бизнеса) логистика — это интегральный инструмент менед­жмента, способствующий достижению стратегических, такти­ческих или оперативных целей организации бизнеса за счет эф­фективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлет­ворения требований конечных потребителей к качеству продук­тов и услуг) управления материальными и (или) сервисными пото­ками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

В наиболее общей постановке с позиций логистики можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих потоков на определенном эко­номическом объекте, функционирующем как система, то есть реализующем поставленные перед ним цели и рассматривае­мом в этом смысле как единое целое.

Действия, прикладываемые к материальному (сопутствую­щему) потоку в такой системе, называются логистическими опе­рациями или логистическими функциями.

Очевидно, что формой существования материальных по­токов должно быть движение конкретных видов продукции (материально-технических ресурсов, незавершенного произ­водства, готовой продукции) в процессах закупок, производ­ства и сбыта. Поэтому товарный потокможно определить как находящиеся в состоянии движения материально-технические ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к ко­торым применяются логистические операции или функции, свя­занные с физическим перемещением в пространстве (погруз­ка, разгрузка, затаривание, перевозка продукции, ее сорти­ровка, консолидация, разукрупнение и т. п.). Под материаль­но-техническими ресурсами понимают как орудия труда (ма­шины, оборудование), так и предметы труда (приспособле­ния, инструменты, сырье, основные и вспомогательные мате­риалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части), предназначенные для ре­монта и обслуживания технологического оборудования и дру­гих основных фондов, отходы производства. Незавершенное производство — это продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия. Готовая продукция— это про­дукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошед­шая технический контроль, сданная на склад или отгружен­ная потребителю (торговому посреднику).

Рис. 9.1. Эволюция логистики

Приведенные определения в известном смысле условны. Так, сырье, полуфабрикаты могут быть готовой продукцией и, в свою очередь, готовая продукция может быть материальными ресур­сами для других товаропроизводителей в зависимости от усло­вий производства, обращения и места продукции в рассматри­ваемой логистической системе. Особым видом материальных ресурсов является тара и упаковка, играющие важную роль в логистике, особенно в процессах физического распределения товаров. Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, являет­ся запасом материальных ресурсов, незавершенного производ­ства или готовой продукции.

Логистической операцией принято называть любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновени­ем преобразованием или поглощением материального и сопутству­ющих ему информационных, финансовых, сервисных потоков. Ло­гистической функцией называется обособленная совокупность ло­гистических операций, направленных на реализацию поставлен­ных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над материальными ресурсами или го­товой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, пере­возка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с од­ного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п. Логистическими операция­ми, связанными с информационными и финансовыми потока­ми, сопутствующими материальному потоку, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, рас­четы с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар и т. п. Объедине­ние логистических операций в функции зависит прежде всего от вида рассматриваемой логистической системы.

Одним из наиболее важных в логистике является понятие логистической системы. Логистическая система (ЛС) — это сложная организационно завершенная (структурированная) эко­номическая система, которая состоит из элементов-звеньев, вза­имосвязанных в едином процессе управления материальными и со­путствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизне­са и (или) внешними целями.

Любая логистическая система состоит из совокупности эле­ментов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической сис­темы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функци­онально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей деком­позиции в рамках поставленной задачи анализа или построения ло­гистической системы, выполняющий свою локальную цель, связан­ную с определенными логистическими операциями или функциями.

Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материаль­ные и сопутствующие им информационные и финансовые пото­ки. Часто встречаются смешанные звенья логистической систе­мы, в которых указанные три основные типа звеньев комбини­руются в различных сочетаниях. В звеньях логистической систе­мы материальные (информационные, финансовые) потоки мо­гут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержа­ние, параметры, интенсивность и т. п. В качестве звеньев логи­стической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организа­ции разного уровня, транспортные и экспедиционные предпри­ятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предпри­ятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т. д.

Наряду с логистической системой в западной и отечествен­ной экономической литературе повсеместно используется по­нятие логистической цепи. Назовем логистической цепью мно­жество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с це­лью анализа или проектирования определенного набора логисти­ческих функций и (или) издержек. Правомочность такого подхо­да к определению, на наш взгляд, подтверждается изначаль­ным смыслом, вкладываемым в это понятие на Западе, кото­рый заключался в попытках выделить или сгруппировать опре­деленные логистические операции (функции) и соответствую­щие им затраты в логистической цепи с целью повышения эф­фективности менеджмента.

Рассмотрим примеры логистических цепей. На рис. 9.2 пред­ставлена ориентированная по материальному потоку логистическая цепь, включающая фирмулроизводителя готовой про­дукции (одного наименования), потребителя (покупателя) и логистического посредника, в качестве которого выступает пе­ревозчик — юридическое или физическое лицо, осуществляю­щее доставку товара покупателю.

Рис. 9.2. Простая логистическая цепь: ЗЛС,, ЗЛС2, ЗЛС3 - звенья логистической системы; ГП — готовая продукция

По существу, приведенная на рис. 9.2 логистическая цепь представляет собой цепь сбыта (пря­мой дистрибьюции) готовой продукции фирмы-производите­ля. С позиций логистического менеджмента продавец, пере­возчик и покупатель являются линейно связанными звеньями логистической системы, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствующий ему инфор­мационные и финансовые потоки.

В рассматриваемой логистической цепи для реализации процедуры поставки (продажи) товара покупателю необходим набор определенных логистических операций и функций: по­лучение и обработка информации о заказе, подготовка нужно­го количества готовой продукции к перевозке, затаривание, погрузка, перевозка, разгрузка, приемка готовой продукции у покупателя, оформление товарно-транспортных документов, расчеты за перевозку и другие операции, передача прав соб­ственности на товар покупателю (собственно продажа) и т. д. Каждой логистической операции соответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические операции могут выполняться различными звеньями логисти­ческой системы (например, операции погрузки, разгрузки, эк­спедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик), то у логистического ме­неджера возникает задача выбора из нескольких возможных альтернатив, закрепления логистических операций за звеньями логистической системы. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логистический ме­неджер фирмы-производителя товара решает поставленную за­дачу путем прямого сравнения цен перевозчика и собственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих издержек.

В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна зада­ча логистического менеджмента — задача выбора перевозчика. Действительно, если на рынке транспортных услуг функцио­нирует несколько перевозчиков (транспортных фирм), способ­ных осуществить доставку требуемого количества товара поку­пателю, то логистический менеджер должен решить проблему выбора, сопоставляя тарифы транспортных фирм на собствен­но перевозку, экспедирование и другие операции, из которых складывается ключевая логистическая функция — транспорти­ровка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удовлетворения требований покупателя к качеству товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учи­тывать качество предлагаемых транспортными фирмами услуг: обеспечение требуемого времени доставки, сохранности груза и т. п. Таким образом, проблема выбора перевозчика становит­ся оптимизационной и, как правило, многокритериальной.

Логистические цепи в этой же схеме, ориентированные по информационным и финансовым потокам, связанным с мате­риальным, могут в принципе отличаться от цепи, представлен­ной на рис. 9.2. Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посред­ника, а расчеты фирмы-производителя за услуги логистичес­ких посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информационным и финансовым потокам логистическая структура приобретает вид, представленный на схеме (рис. 9.3). На схеме появились два новых звена: торговый (информацион­ный) посредник (ЗЛС4) и банк (ЗЛС5), а взаимосвязи по фи­нансовым потокам показаны в предположении, что логисти­ческие партнеры (ЗЛСР ЗЛС2, ЗЛС3 и ЗЛС4) обслуживаются одним банком.

Рис. 9.3. Схема взаимодействий звеньев логистической системы по информационным и финансовым потокам: ЗЛСр ЗЛС2,....ЗЛС5 -звенья логистической системы; г- информационные потоки; с,, с2,..., с5 — финансовые потоки

Построение и исследование логистических цепей по инфор­мационным и финансовым потокам имеет большое практичес­кое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изо-морфность между материальными и сопутствующими им пото­ками. Это проявляется в несовпадении (несинхронности) дви­жения материальных ресурсов, готовой продукции и относя­щихся к ним потоков информации и денежных средств. На пример, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар.

Процесс купли-продажи товаров и логистических услуг обыч­но оторван во времени от момента получения товара или услу­ги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по време­ни исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве. Эти проблемы значительно осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внимания пер­сонала логистического менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: