Методика определения потребности в запасных частях сельскохозяйственной техники

Применительно к запасным частям и сельскохозяйствен­ной технике используются следующие широко распространен­ные методы прогнозирования потребности: расчетный и сред­невзвешенный методы.

В общем случае для определения потребности в запасных частях и заказа промышленности потребуются следующие ис­ходные данные:

1. Ожидаемый парк машин на прогнозируемый период.

2. Ожидаемый остаток запасных частей на складе на начало прогнозируемого периода.

3. Объем совокупного запаса.

4. Коэффициент расхода запасных частей в зависимости от года эксплуатации техники.

5. Зональные поправочные коэффициенты к нормам расхода деталей.

6. Статистические данные о расходе деталей за истекшие 3—5 лет.

7. Код или номер стандарта деталей.

8. Наименование деталей.

9. Среднезональные нормы расхода деталей на 100 машин в год.

10. Количество одноименных деталей на машине.

11. Применяемость детали на других машинах.

12. Цена детали.

Исходные данные, указанные в пп. 7, 8, 9, 10, 11 содержат­ся в номенклатурно-справочных тетрадях, издаваемых центра­лизованно ОАО «Росагроснаб».

Определение ожидаемого парка машин на прогнозируемый период

Ожидаемое количество м) тракторов, автомобилей и сель­скохозяйственных машин по у-й марке на прогнозируемый пе­риод (см. формула 8.3) рассчитывается по формуле

Пм = Nn+Nn-Nc, (8.39)

где N - наличие машин у-й марки на 1 января текущего года, шт.;

Nn — ожидаемое поступление машин этой же марки в текущем году, шт.;

Nс ожидаемое списание машин у-й марки в текущем году, шт.

Если же ожидаемое списание (Nc) не известно, то тогда его величина может быть определена по формуле

(8.40)

где В} - процент списания техники, полученный исходя из возрас­тного состава машин этой марки и статистических данных о списании за ряд лет.

Определение ожидаемого остатка деталей на складах на начало прогнозируемого периода:

Ожидаемый остаток деталей (Оож) по каждой номенклатуре осуществляется по формуле:

Оож = Он + Оп – Ор,, (8.41)

где Он наличие деталей у-го наименования на складах на 1 января текущего года, шт.;

Оп ожидаемая закупка деталей в текущем году, шт.; 0р ожидаемый расход (продажа) этих деталей в текущем году, шт.

Если расчет объема закупок производится непосредственно перед началом прогнозируемого периода, то значение величи­ны 0ож берется по факту остатков на складах.

Определение совокупного запаса на прогнозируемый период

Совокупным запасом на прогнозируемый период называет­ся объем запаса, выраженный в соответствующих единицах из­мерения (дни, рубли, шт.), который должен обеспечить вероят­ностный спрос с заданной характеристикой удовлетворения в интервал времени от момента конца расхода предыдущей по­ставки до начала поступления очередной партии запасных час­тей с учетом неравномерности их поступления по времени и потребления по годам, а также сезонного спроса. Этот запас обеспечивает непрерывность удовлетворения спроса потреби­телей в случае запаздывания очередной партии деталей по сро­кам и объему от поставщика. Совокупный запас является со­ставным слагаемым запаса промышленности. Его задача — не­прерывность в удовлетворении спроса.

Применительно к условиям снабжения запасными частями сельскохозяйственного производства, отдельной составляющей совокупного запаса выделяется сезонная часть запаса. Поэтому совокупный запас (Зсов) в зависимости от основных причин его образования подразделяется на следующие структурные состав­ляющие:

3сов=3м+3сез+3стр + 3под, (8.42)

где Зт текущая часть запаса;

Зсез - сезонная часть запаса;

Зстр страховая часть запаса на неравномерность сроков и объема поставок;

Зпод подготовительная часть запаса.

Текущая, основная часть запаса предназначена для удов­летворения спроса после расхода последней поставки деталей на склад до поступления очередной.

Необходимость его создания заключается в том, что при заключении договора потребителя с заводом на поставку дета­лей оговариваются объемы и сроки отгрузки, например, еже­месячно, поквартально. Завод-поставщик, не нарушая условия договора, может отгрузить детали в начале или конце месяца, квартала. Если это произойдет в конце обусловленного перио­да, то потребитель окажется без деталей до момента, пока «то­вар в пути». В это время расходуется текущая часть запаса.

В общем случае объем запаса определяется в зависимости от количества поставок детали на склад в течение года. Запас может не создаваться, если на его пополнение с завода-изго­товителя или его региональных фирменных складов требуется 1—2 дня. Но здесь возникает проблема оптимизации затрат транспортных расходов торгующих предприятий и потерь от простоя техники в хозяйствах из-за отсутствия запасных час­тей, то есть необходимо найти оптимальное количество и объем партий поставок на склад.

Сезонная часть запаса предназначается для удовлетворения спроса на запасные части в период интенсивного использова­ния техники в напряженные дни полевых работ. Как правило, это быстроизнашивающиеся детали рабочих органов машины или случайные их поломки, которые приходится заменять в процессе работы. Объем запаса выражается коэффициентом, определяемым как отношение среднеквартальной величины спроса к среднегодовой, причем выбирается максимальный коэффициент, который и предопределяет величину сезонного запаса, то есть

(8.43)

где Rпах - максимальный квартальный спрос; Rср — среднегодовой спрос.

Определив величину коэффициента, находим объем сезон­ного запаса по формуле:

Зсез=В۰Пр, (8.44)

где В - годовая потребность в /-той детали.

Таким образом, сезонная часть увеличивает совокупный запас на период интенсивного потребления запасных частей на величину, рассчитанную по формуле.

Сезонная часть запаса как составляющая часть инвестици­онного запаса и годовой потребности в целом требует перерас­пределения запаса по времени года в сторону увеличения его в напряженные периоды сельхозпроизводства.

Страховой запас предназначается для увеличения текущего запаса на величину отклонения от записанных в договоре сро­ков и объемов поступающих на склад потребителя партий за­пасных частей.

Подготовительный запас образуется вследствие необходи­мости затрат времени на разборку, постановку на учет и подго­товку к реализации поступивших запасных частей. Величиной подготовительного и страхового запасов нанеравномерностью объемов поставок можно пренебречь, так как она не выходит за пределы точности расчетов.

Определение поправочных коэффициентов на интенсивность расхода деталей в зависимости от возрастного состава машин и зональных условий эксплуатации

Коэффициент интенсивности расхода деталей в зависимос­ти от возрастного состава машин определяется по номограмме (рис. 7.5).

Зональный коэффициент, учитывающий интенсивность рас­хода деталей от почвенно-климатических условий конкретной зоны и других факторов, присущих этой зоне, определяется из табл. 8.4.

Таблица 8.4

Зональные поправочные коэффициенты

№ п/п Экономические районы Значения коэффициентов, К3
  Северо-Западный 1,00
  Центральный 1,07
  Волго-Вятский 1,15
  Поволжский 1,05
  Центрально-Черноземный 1,15
  Северо-Кавказский 0,88
  Уральский 0,97
  Западно-Сибирский 0,95
  Восточно-Сибирский 0,92
  Дальневосточный 1,00
  Российская Федерация 1,02

Расчетный метод используется в следующих случаях, когда:

1) имеются данные о количественном и марочном составе машинно-тракторного парка;

2) расчет потребности, выполненный по среднезональным нормам расхода на 100 машин в год, дает удовлетворительные результаты в сравнении с фактическим расходом запасных ча­стей за ряд истекших лет;

3) отсутствует информация о расходе за прошедшие периоды, но имеются среднезональные нормы расхода на 100 машин в год;

4) определяется потребность в деталях с низкой стоимостью.

Расчетный метод определения потребности основан на ис­пользовании среднезональных норм расхода деталей на 100 машин в год и имеющегося парка машин, то есть

(8.45)

где П. — годовая потребность детали, шт.;

N— среднезональная норма расхода i-й детали на 100 машину-й марки, шт.;

П — количество машин на 1 января предстоящего периода, на которых применяется деталь i-го наименования, шт.;

S — количество марок машин, на которых применяется 1-я де­таль, шт.;

Зтв — инвестиционный запас, определяемый процентом от по­требности, шт.

Расчет потребности с использованием только среднезональ­ных норм расхода на 100 машин в год применительно к отдель­ной области или району может значительно отличаться от дей­ствительного расхода, а учет всех факторов, описанных выше, без применения ЭВМ является практически трудновыполняе-мой задачей. Применение же экономико-математических мо­делей, основанных на математико-статистических методах, вруч­ную практически не реализуемо по огромной номенклатуре запасных частей.

Однако надо твердо помнить о том, что среднезональные нормы расхода запасных частей в большинстве своем являются хорошим ориентиром при прогнозировании потребности в де­талях с низкой стоимостью, а отсюда определение объема и номенклатуры инвестиционного запаса, которые не отвлекут на себя значительные финансовые ресурсы.

В расчетах потребности дорогих деталей следует применять поправочные зональные и возрастные коэффициенты, которые в основном учитывают конкретные условия эксплуатации и техническое состояние машинно-тракторного парка. Их при­менение улучшит структуру запасов на складах, повысит уро­вень удовлетворения спроса потребителей и, как следствие, повысит рентабельность дилерских организаций.

Расчет потребности в запасных частях с применением по­правочных коэффициентов рассчитывается по формуле:

(8.46)

где Кз — поправочный зональный коэффициент;

Кв - возрастной коэффициент, или интенсивность расхода де­талей в зависимости от среднего возраста машин.

Формирование заказа промышленности на поставку запасных

частей

Определив потребность в запасных частях по каждой но­менклатуре, следует определиться в объеме заказа промышлен­ности. При этом необходимо учесть остатки деталей на скла­дах, объемы реставрируемых деталей в специализированных цехах и изготовления их на заводах области, то есть децентра­лизованного производства. Таким образом, в общем виде заказ промышленности по каждой номенклатуре запасных частей осу­ществляется по формуле:

3'=П'+3!сов-О'ожii, (8.47)

где 3' — заказ промышленности на /-ю деталь;

П' - расчетная потребность на прогнозируемый период;

Ля — величина инвестиционного запаса;

Оꞌож— ожидаемый остаток детали на складе;

Р' — количество реставрируемых деталей;

Д — количество децентрализованного производства деталей.

Объем заказа в денежном выражении 1-й детали определя­ется по формуле:

Сi = Цi۰Зi, (8.48)

где Цi цена /-той детали, руб.

Общая сумма по всей номенклатуре деталей определяется как

(8.49)

где Ц - количество марок машин;

З - количество машин у-й марки.

Пример расчета годовой потребности и заказа промышленности

Определить годовую потребность и заказ промышленности на 1999 год на деталь 150.36.013А «Крестовина кардана с под­шипниками» для трактора Т-150, которая взаимозаменяема с деталью трактора Т-150К.

Исходные данные

Среднезональная норма расхода на 100 тракторов в год ус­тановлена для тракторов Т-150 — 32 шт., для Т-150К — 48 шт.

На 1 января 1998 г., то есть в текущем году, имелось тракто­ров Т-150 — 210 шт. и Т-150К — 979 шт., ранжируемых по годам выпуска в следующем порядке:

Трак- Год эксплуатации
торы                     Всего
Т-150   - -                
Т-150К                      

В 1998 г. поступят 4 трактора Т-150 и 8 тракторов Т-150К, будет выбраковано 11 тракторов Т-150 и 15 тракторов Т-150К.

В запасах на складе этой детали на 1 января 1998 г. находилось 17 шт. Планируется завести 450 шт. и столько же реализовать.

Регион находится в Центральном экономическом райо­не, следовательно, поправочный зональный коэффициент Кз = 1,07 (табл. 8.4). Цена детали равна 376 руб.

Деталь «Крестовина кардана с подшипниками» в регионе не реставрируют и на заводах региона не изготовляют.

Порядок расчета

1. По формуле (8.39) определяется парк машин в прогно­
зируемом году:

Nв = 210 + 4- 11 = 203 шт.;

Nk = 979 + 18 - 15 = 982 шт.

2. По формуле (8.41) определяется ожидаемый остаток на
начало прогнозируемого года:

Оож = 17 + 450 - 150 = 317 шт.

3. Определяется средний возраст:

4. Находится коэффициент интенсивности расхода деталей
в зависимости от возраста машин. Для обеих машин он будет
равен Кв = 1,17.

5. Определяем потребность области в детали на год по фор­
муле (8.46) без инвестиционного запаса:

6. Принимаем, что запасы этой детали пополняются ежеме­
сячно. Отсюда совокупный запас, включая сезонный будет ра­
вен 8,3 % от годовой потребности, то есть

7. Общее количество деталей совместно с инвестиционным
запасом составит:

П = 665 + 55 = 720 шт.

8. По формуле (8.47) определяется заказ промышленности:

3 = 665 + 55 - 17 = 703 шт.

9. Стоимость заказа составляет:

С = 703 • 376 = 264 328 руб.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите главнейшие группы средств производства.

2. Приведите формулу расчета дополнительной потребности в технике для выполнения сельскохозяйственных работ.

3. Перечислите существующие виды запасов средств производства.

4. Абсолютные и относительные запасы. Их физический смысл.

5. Какие виды запасов средств производства относятся к сбытовым?

6. Нарисуйте структуру и изменение уровня сбытовых запасов.

7. Чем вызвано деление запасов готовой продукции на текущую,
подготовительную и страховую части?

8. Назовите причины необходимости образования сезонных запасов.

9. Перечислите нормы запасов средств производства.

10. Формы снабжения предприятий средствами производства.

11. Назовите распространенные методы прогнозирования потребно­-
сти в запасных частях.

12. Перечислите структурные составляющие инвестиционного запа­-
са (совокупного).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: