Процесс развития ребёнка проходит поэтапно. И на каждом этапе есть основное, самое важное, что должен ребёнок в себя буквально впитать, душою своей прочувствовать.
Сейчас, на первом этапе развития он должен обрести доверие к миру, в который недавно пришёл.
Сначала младенец зависит от мамы полностью. Он даже себя, как отдельное существо, не осознаёт. Затем, где-то в возрасте ползунка, постепенно приходит осознанье маминой надёжности.
Сначала у ребёнка формируется доверие к родителям (надёжны ли они? удовлетворяют жизненные потребности – вовремя и полноценно? заботятся о безопасности?). И, если они доверие оправдали – оно переносится на окружающий мир. Маленький человек начнёт и миру всему доверять.
Есть оно, базовое доверие – будет ребёнок исследовать мир легко и радостно; базисное доверие не сформировалось – мир ребёнок будет всё равно познавать, но - вздрагивая, пугаясь и ожидая подвоха.
Внешне это, может, не так заметно, но в будущем может аукнуться в одном из двух вариантов:
а) слишком послушный ребёнок как «тихий ребёнок», застенчивый, боязливый. (На всякий случай спрятаться в норку – и попробуй меня, достань!). Или, наоборот,
б) бесшабашно-агрессивный ребёнок. Он напорист, гневлив, всё готов делать наперекор и не слушается. (Это – как агрессия у загнанного в угол животного, обмирающего от страха и потому готового напасть, укусить и «смыться»).
Если вы искренне убеждены, что ваш малыш вас «совершенно не слушается», позвольте напомнить, что это умное непослушание. Это знак и сигнал: мама-папа, родные мои, где-то вы ошибаетесь.
Дети всегда готовы сотрудничать со взрослыми, а если не делают этого, то только лишь потому, что не знают, как. Или обороняются, когда мы идём вопреки их природы.
Секрет хороших родителей
У лесенки развития, о которой мы говорили в начале книги, есть один важный секрет.
По ней ребёнку одному не подняться. Чтобы развить свои способности, чтобы реализовать свои возможности, ребёнку нужен взрослый – посредник, проводник в большой мир. И очень важно при этом, чтобы отношения между ними складывались не как «ты маленький, я большой, я научу тебя», а «ты растёшь - я тебе помогу научиться…».
На основе доверия и любви.