Тест «Лесенка самооценки»

Оперативная проверка для старшего дошколёнка и младшеклассника (по Марцинковской)

Этот тест поможет вам сориентироваться и узнать, как обстоят дела у ребёнка с самооценкой.

Подготовка. Нарисуйте на листе лесенку в семь ступенек.

Нарисуйте и вырежьте из бумаги человечка – фигурку ребёнка. (рисуется и мальчик, и девочка – в зависимости от пола ребёнка).

Объяснение для ребёнка.

Когда ваш ребёнок свободен и настроение неплохое, скажите ему: «Вот, видишь, какая лесенка. Вот мальчик (девочка). На ней ставят хороших детей. Чем выше – тем лучше. На верхней ступеньке самые-самые хорошие дети.

Вручите ребёнку бумажного человечка и дайте задание.

Задание. Продумай и сделай. На какую ступеньку поставишь ты сам себя?

Дополнительное задание. На какую ступеньку поставишь маму? Папу? Воспитательницу? Учительницу?

На что обращать внимание.

1. На какую ступеньку поставил себя ребёнок. Ставит на верхние – хорошо (там, где вы показали: «самые хорошие», «очень хорошие дети»).

Ставит на самых нижних – ребёнок неуверен в себе, относится к себе с явным «минусом», отрицательно.

2. А теперь, дорогие родители, поставьте ребёнка вы. У ВАС на какой ступеньке юный наследник расположился?

Вопрос: как вы думаете, что будет лучше всего для нормального развития дошколёнка/младшего школьника, для ЕГО комфортного мироощущения и самоощущения?

Внимание, правильный ответ! Для нормального самоощущения ребёнка важно, чтоб хоть кто-то их близких взрослых поставил его на самую верхнюю ступеньку! Выше всех. Почему – догадаетесь сами. Правильно; потому, чтоб ребёнок подумал вот так: «Меня мама ставит выше всех, потому что очень любит». Это важно для детворы – знать о такой любви, безусловной.

(Сам ребёнок при этом обычно ставит себя чуть пониже, поясняя «я не всегда хороший…балуюсь, не слушаюсь иногда…», честный подход, не правда ли?).

А вот если все родные-близкие ставят ребёнка на нижней ступеньке – тревожный сигнал.

3.Интересно, что сам ребёнок на вопрос: «Куда поставит тебя учительница (воспитательница)?», - может поставить себя внизу – и это будет вполне объективно, если он действительно частенько получает от неё замечания или вообще плоховато ведёт себя

Дети – самокритичный народ.

Шли мы с дочкой из детского сада. Она была явно не в настроении, и вскоре выяснилось, почему. Оказывается, на прогулке проводили игру на меткость - кидали в корзину мяч.
- И что? – спросила я осторожно.
- А я...а я... я только разочек, всего разочек попала... а-а-а--а-а-а-а!!! - и слёзы фонтаном.
(Что делать? Сказать: «Ну ничего, вот научишься…» или утешить мороженным, например? А куда деваться ей от убеждения «я была хуже всех!»)
- Только разочек? – уточняю я осторожно.
- Да… только разо-о-очек…
- Какая же ты у меня молодец!
От удивления дочка реветь перестала.
- Ты представляешь, - говорю ей, - вчера, когда мы играли в мячик, ты ни разу не попала в кольцо. А сегодня У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Целый один раз! Я знаю, как ты старалась. Сегодня вечером мы ещё поиграем. И – что у нас выйдет?
- Я научусь! – сказала мне дочка. – Я потом попаду два раза!!!
А я подумала, радуясь за неё: "Не надо требовать от ребёнка, чтобы он всё делал лучше всех. Сегодня ты делаешь это лучше, чем вчера…" На это и ориентируемся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: