Откуда берётся и как её оберечь

Самооценка подростка весьма неустойчива.

И это неудивительно: так много происходит с ним изменений, так они неожиданны для него самого, что – подросток буквально не узнаёт сам себя. (Обращали внимание, как часто подростки, особенно младшего возраста, смотрятся в зеркало? О-очень критично).

Подросток сравнивает себя с другими, прислушивается к себе… И со временем создаёт своё идеальное «Я» - тот образ, который сочтёт для себя самым правильным, самым лучшим (каким ему хотелось бы быть).

И – сам же сравнивает свои «Я-идеальное» и «Я-такой-какой-есть» (а похож ли я на тот идеал, который сам создал, придумал)?

Если реальное и идеальное друг к другу близки, всё отлично: чувство собственного достоинства будет на должном уровне.

Если разрыв великоват, подросток он будет собой недоволен.

Падает самооценка, появляется чувство собственной неполноценности.

Вроде всё ясно: разбирайся в себе, в своих идеалах – и верно себя цени. На деле же всё гораздо сложнее. Пока он не может разграничить свои «Я-реальное» и «Я-идеальное». Самооценка его неустойчива. Отозвались о нём хорошо, справился с делом отлично – она взлетает до потолка, упрекнули, раскритиковали – она стремительно – катится вниз.

А это опасно:

падает самооценка – ухудшается мнение о себе.

Сильнейшее влияние на самооценку имеет его окружение, особенно те люди, которые ценны для подростка, чьим мнением он дорожит.

Самооценка подростка слагается так:

оценка окружающих + оценка результатов своей собственной деятельности + сопоставление реального и идеального мнения о себе.

В десять – одиннадцать лет ребёнок хочет принять себя, нового, изменяющегося. Именно в это время У него появляется острая потребность в самооценке. Но сам себя оценить он не может, оттого, как локатор, ловит мненья других.

Сам о себе он думает чаще всего отрицательно. Ему надо ещё доказать, причём самому себе в первую очередь, чего же он стоит. И в таких доказательствах он опирается на нашу, родительскую, поддержку

Вот почему так важно одобрять юного человека, замечать в нём лучшее и это поддерживать.

Годам к двенадцати - тринадцати ребёнок уже составил сам о себе какое-то мнение и, в сущности, принял себя (слышали от подростов горделивое: «да, я такой!»). Он начинает внутренне лучше к себе относиться.

Но… мнение по-прежнему неустойчиво, оно подобно качелям, то взлетает, то опускается.

Если окружающие (особенно сверстники) относятся к нему отрицательно, самооценка резко падает вниз.

Но мириться с плохим само-мнением он не желает, и начинает искать (и обычно находит) тот круг общения, который оценит его.

Потому-то дети-подростки так «цепляются» за компании, в которых одобрят их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: