Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди студентов-медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя иврачевателя Востока Ибн-Сины (Авиценны) (980— 1037): «Не навреди». Они фиксируются в клятве Гиппократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускника медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют лив педагогике заповеди, которыми руководствуются педагоги в своей работе, которые лежат в основе этой профессии и определяют характер и эффективность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеждению, в качестве таких заповедей можно назвать два совета начинающим педагогам: «пойми ученика » и «помоги ему научиться», так как только понимание всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования — развития и становления личности ученика.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он занимает значительное место в жизни человека: в среднем от 6-летнего возраста до 22—24 лет и при этом не дает ощутимо зримого сразу результата по его завершению. Его результатом (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Это опосредствованное временем влияние педагогического воздействия школы, гимназии, лицея, колледжа, института, университета, академии, которое не всегда может контролироваться непосредственно.
|
|
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей, формирование которого требует развития рефлексивного мышления человека, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения вообще и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно следуют ученики, подражая, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.
|
|
В-третьих, для педагога обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят и принят вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и фасилитатора, по К. Роджерсу, педагогического общения. Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учеником знаний, включая его в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:
— уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
— постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер формирует характер». Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
Рассматриваемые нами проблемы педагогической психологии анализируются на основе личностно-деятельностного подхода в общем контексте основных тенденций развития современного образования. Согласно этому подходу: а) в центре образовательного процесса находится сам обучаемый, формирование его личности средствами данного конкретного учебного предмета, б) учебный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучаемых в сотрудничестве и педагогическом общении с преподавателем, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению мы остановились в своей работе на ряде проблем, которые сегодня составляют фундамент педагогической психологии. Такими ключевыми проблемами являются: взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество равных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач; психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; психологические механизмы и закономерности усвоения и др.
В заключение следует отметить, что любой учебник, в том числе и наш, может рассматриваться как структурированная совокупность научных знаний, подходов, точек зрения, концепций и теорий, излагаемых с определенной авторской позиции. Позиция личностно-деятельностного подхода, которой мы придерживаемся, сформировалась в отечественной психологии благодаря усилиям поколений русских ученых: К. Д. Ушинского, М. Я. Басова, П. Ф. Каптерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и многих других. Данный подход созвучен многим аспектам гуманистической психологии К. Роджерса. Работая над учебником, мы стремились помочь студентам педагогических вузов разобраться в широком море вопросов и возможных затруднений, с которыми они неминуемо столкнутся в своей профессиональной деятельности.
|
|