Федеральное агентство связи
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Агрессия – психическое состояние, сопровождающееся враждебностью, задиристостью, озлобленностью, содержащее угрозу, а иногда и нападение.
Агрессивность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности.
Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
Ассоциация – связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.
|
|
Атрибуция – приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.
Аутизм – крайняя форма и состояние психологического отчуждения, которое выражается в отстранении, «уходе» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.
Аффект - эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.
Аффилиация – потребность в общении, в эмоциональных контактах.
Безусловный рефлекс - врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.
Бессознательное – сфераколлективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений в американской психологии, Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно.
|
|
Вербальный (словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.
Внимание – психическийпознавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
Внушаемость – степень восприимчивости личности к психологическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.
Возбуждение – процесс повышенной активности в результате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей).
Воздействие педагогическое – влияниепедагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Воображение – психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).
Воля - способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Воспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
Воспитание неформальное – различные виды официально не утвержденных средств вмешательства в поток жизни детей.
Воспитание физическое – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Воспитание формальное – осознанная попытка или усилие общества, через специально организованную среду, сообщить, передать навыки и образ мысли, которые считаются в данном обществе важнейшими и существенными.
Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных
Воспитательный процесс - это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания по обеспечению систематического эффективного их воздействия на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.
Вторая сигнальная система – этосистема способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П.Павловым.
Высшая нервная деятельность - это интегративная способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведение, приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
|
|
Ген – материальный носитель наследственности в животных или растительных организмах, представляющий собой отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты - ДНК.
Генезис (от греч. genesis — происхождение) — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явлению. Различают фило- и онтогенез психики.
Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно нового, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Его психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио-и интериоризации.
Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделено исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.
Головной мозг – передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа, это материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.
Групповая динамика – область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
|
|
Гуманистическая психология – направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальнуюцелостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманизм – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания или радости и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, соучастия и помощи.
Дезадаптация – несоответствие психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности.
Деперсонализация – изменение самосознания индивида, связанное с утратой им своего лица, способности быть личностью, своей социальной значимости, а также резкое снижение его самооценки.
Депрессия – болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.
Депривация – лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.
Дереализация – это крайняя форма нарушения самосознания, когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включающего самого себя и условия своего существования.
Деятельность педагогическая - процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).
Дидактика – составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.
Дисфория – противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.
Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.
Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Задатки – это врожденныеанатомо-физиологические особенности организма, гл. особенности ЦНС, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей.
Закономерности воспитания представляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад жизнедеятельности.
Закономерности педагогического процесса – система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и воспитания.
Знание – преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
Индивид – человек, как единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.
Индивидуальная психология – направлениеглубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.
Индивидуальность – интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.
Интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщённая характеристика умственных способностей.
Интроверсия – преимущественная направленность личности на свой собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.
Инфантилизм – проявление детских черт в поведении взрослого человека.
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа
Коммуникация – это сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.
Конформность – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок, мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Межгрупповые отношения – субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.
Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми.
Мечта – положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее.
Мимика – совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает, представляет, обдумывает, припоминает и т. п.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью.
Мнемические процессы – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения и др.
Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методология – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.
Методы воспитания – определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Монотония– состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся, однобразных нагрузках средней и малой интенсивности.
Мотив – субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иногоповедения, действия человека, это психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мышление – это познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.
Навык – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.
Направленность личности – психическое свойство личности, представленное системой потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
Образование – процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Обучение – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.
Общая психология – отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Одарённость – это высокий уровень развития способностей человека, сочетание различных развитых способностей, обуславливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или нескольких областях
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Педагогика - это теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения.
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления и закономерности педагогического процесса.
Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Первая сигнальная система – система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И. П. Павловым.
Перцепция – восприятие.
Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.
Познавательные психические процессы – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Познание – процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.
Поступок – сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Потребность – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.
Предмет педагогики – область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов — конкретных людей и коллективов.
Предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.
Представление – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психическое состояние – определённый, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.
Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Рефлекс - реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.
Рефлексия – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Рецепторы – специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).
Ригидность – проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.
Самоактуализация – непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, а также обусловливает стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Самовнушение (аутосуггестия) – процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающееся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.
Самовоспитание – это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
Самонаблюдение – психодиагностический метод исследования, непосредственного познания сознанием самого себя, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, сформированное различных качеств и уровня подготовленности.
Самоопределение человека – сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции и направленности действий в разнообразных проблемных ситуациях.
Самооценка – определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самопознание – это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении.
Саморегуляция – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.
Самосознание – сложное психическое образование, характеризующееся способностью личности воспринимать, осознавать и оценивать многочисленные образы Я, интегрируемые в систему представлений о себе
Сангвиник – носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.
Сенситивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Социализация – это особый процесс включения ребёнка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Способности – это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности.
Социальный стереотип – упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Стеничность – характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
Стремление – желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Суггестия – внушение.
Талант – высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности.
Темперамент – психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
Торможение – процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, угасанию связей в нервной системе.
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.
Убежденность – особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее сознания и поведения.
Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Умение – психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.
Условный рефлекс – индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно рефлекторным актом.
Установка – готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.
Учение – деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешного выполнения социальных функций и решения жизненных задач.
Фантазия – продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отражённой в сознании.
Флегматик – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений.
Формирование – процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Характер – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.
Холерик – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.
Чувство – переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.
Эгоцентризм - ориентированность человека только на себя, на свои потребности, желания, влечения.
Экстраверсия – преимущественная направленность личности на окружающих людей, внешние явления, события.
Эйфория – психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.
Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств.
Эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.
Я-концепция – относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Кафедра связей с общественностью
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав.кафедрой СО
_______________ Андронова И.В.
«_____» _____________201__ г.
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Реклама в коммуникационном процессе»
Направление: 030000 – Гуманитарные науки
Специальность: 030602 – Связи с общественностью
Обсуждено на заседании кафедры
«_____» _____________201__ г.
протокол № __________________
Самара 2011
Методические рекомендации студентам
по изучению дисциплины «Реклама в коммуникационном процессе»
Целью изучения данной дисциплины является освоение знаний о рекламной коммуникации, применяемых коммуникационных технологиях в рекламных кампаниях, роли PR в их проведении.
Актуальными проблемами дисциплины являются:
- формирование представлений у PR-специалистов об особенностях рекламной деятельности;
- овладение коммуникационными технологиями, применяемыми в рекламной кампании;
- формирование представлений о роли и механизмах функционирования рекламы в обществе;
- овладение различными методами исследования рекламы.
Изучение дисциплины взаимосвязано с освоением других дисциплин государственного образовательного стандарта, таких как психология массовой коммуникации, социология, современный менеджмент, организация и проведение PR –кампаний в сфере связей с общественностью и другими.
Учебно-методический комплекс по дисциплине содержит:
- рабочую программу, в которой представлена программа курса, раскрывающая содержание лекционного материала, тематика семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, тематика контрольных, список литературы;
- конспект лекций, составляющий основу для самостоятельной работы по изучению дисциплины и содержащий развернутый список литературы.
Основное внимание в процессе изучения дисциплины необходимо направить на освоение базовых понятий, т.к. при тестовой форме проверки знаний студентов главный упор делается на овладение категориальным аппаратом науки. Основу для этой работы составляет включенный в конспект лекций глоссарий, в котором содержится необходимый минимум основных понятий по дисциплине. Рекомендуется к каждому семинарскому занятию в соответствии с его планом самостоятельно составлять глоссарий по каждой теме на основе имеющейся научной и учебной литературы, а также Интернет-ресурсов.
Студенты должны под руководством преподавателя ознакомиться с методическим обеспечением изучаемого курса, требованиями по его освоению, формами работы, включая самостоятельную, имеющейся основной учебной и методической литературой.
Обучение по дисциплине должно осуществляться в следующей последовательности.
Ознакомление с рабочей программой курса. При этом следует обратить внимание на цели и задачи, объем дисциплины и виды учебной работы, разделы дисциплины и их содержание. В изучении дисциплины большая роль, особенно для организации самостоятельной работы студентов, отводится литературе. Поэтому необходимо провести соответствующий анализ литературы. Рекомендуется реферировать учебную и научную литературу и обсуждать на семинарах.
Ознакомление с разделами курса предполагает уточнение количества часов (лекционных, практических, самостоятельной работы), отведенных на изучение темы, что необходимо учитывать при организации работы.
Использование учебно-методической литературы по курсу (ее подбор, анализ, для конкретных тем).