Общая характеристика влияния сотрудничества

Подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса сотрудничества на деятельность его участников. Это выражается, в частности, в том, что в условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи (Г. С. Костюк и др., В. Янтос), лучше усваивается новый материал (В. А. Кольцова и др.). В работах X. Й. Лийметса, например, было показано активизирующее и мотивирующее влияние групповой работы учеников на повышение уровня их коммуникативных умений2.

Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель—ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Исследования показали также неоднозначность решения вопроса однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) состава сотрудничающей группы и преимущества организации внутригруппового сотрудничества по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Однако, по данным многих исследований, триада является более продуктивной в сравнении с диадой (Л. В. Путляева, Р. Т. Сверчкова, Я. А. Гольдштейн, Т. К. Цветкова) и с общегрупповым (7—12 человек) взаимодействием (Я. А. Гольдштейн), хотя коллективообразующие преимущества большой группы трудно переоценить (Л. А. Карпенко). Но в любом варианте

1 Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. … д-ра пед. н. М., 1992. С. 35.

2 Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.

организации сотрудничества оно дает большую эффективность, чем индивидуальная работа.

Характеризуя преимущества триады, Л. В. Путляева и Р. Т. Сверчкова отмечают большую коллегиальность, большую аргументированность (за счет большего, чем в диаде, количества возникающих мыслей), большую контактность и лабильность группы. Существенно также и то, что появление в системе общения третьего лица придает ей новое качество — рефлексивность. Отмеченные особенности триады особенно важно учесть при организации образовательного процесса, ибо в практике обучения все еще наиболее распространенными остаются индивидуальные и диадные (работа в парах) формы работы при фоновой, часто не точно управляемой, фронтальной работе класса.

Организация общегруппового сотрудничества представляет, конечно, еще большие по сравнении с триадной организацией трудности, но именно она может подготовить формирование группы как совокупного коллективного субъекта для равнопартнерского сотрудничества с учителем, где формируется коллективная деятельность. Принцип коллективной деятельности реализуется в трех планах: 1) установкой обучающихся на коллективное творчество, 2) активным участием каждого учащегося в решении поставленной задачи и 3) выбором каждым учащимся личностно-значимого предмета деятельности в смысле знания средств обозначения этого предмета, способов его выражения и его предпочтения, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: