Морис Равель, как утверждают многие, не любил писать письма, однако обстоятельства (возможно и то, что он долгое время не имел телефона) заставили его в течение многих лет вести обширную переписку. Поскольку адресаты этих писем заботливо берегли их, можно предположить, что еще немало писем ревниво хранится в потайных ящиках письменных столов.
При жизни композитора и после его смерти был опубликован ряд подробных, содержательных и хорошо документированных работ о нем, принадлежащих перу Ролан-Манюэля, Владимира Янкелевича, Элен Журдан-Моранж; журнал «La Revue Musicale» посвятил ему два специальных номера, в которых приняли участие виднейшие музыкальные деятели, а издательство Тамбуринер выпустило превосходную книгу под редакцией Эмиля Вюйермоза. После всего написанного о Равеле как во Франции, так и за ее пределами мы не намерены возвращаться к теме, уже как будто исчерпанной. Наша скромная задача — облегчить понимание собранных здесь писем, напомнив, кому они адресованы, на кого и на что намекают, при каких обстоятельствах написаны, — словом, восстановить окружение композитора, позволяя себе иногда отойти от Равеля, чтобы несколько задержаться на его друзьях. В отдельных случаях, когда сведения исходили из достоверных источников, мы приводим некоторые эпизоды из жизни Равеля, останавливаемся на кое-каких чертах его характера, особенностях его поведения, не делая, однако, никаких выводов из этих случайных данных. Портрет Равеля уже создан, и в настоящем сборнике мы не намерены его оспаривать.
|
|
Счастливцы, хорошо его знавшие и вращавшиеся в его кругу,— а число таких с каждым годом все редеет,— найдут для себя на этих страницах мало нового. Но тем, кто в то время был молод или находился вдали от Равеля и не мог общаться с ним лично, тем, кто любит его музыку и интересуется всем, что его касается,— тем эти письма откроют многое.
Собранные нами письма, из коих многие представляют собой лишь краткие записки, охватывают более чем тридцатилетний период — со времени, когда молодой музыкант познакомил слушателей Национального общества со своей увертюрой «Шехеразада», до той поры, когда он стал жертвой погубившей его жестокой болезни.
Наибольшее число писем адресовано музыкальному критику Жану Марно и его дочери, семье Годебских, друзьям композитора — Морису Деляжу, Ролан-Манюэлю и «военной крестной» — госпоже Фернан Дрейфус. Ни в одном из них он не переходит границ, за которые не позволила бы заглянуть самая щепетильная скромность: Морис Равель был по натуре слишком деликатен, чтобы в переписке выставлять напоказ свои чувства. Впрочем, его жизнь была кристально чистой.
|
|
Нами опущены некоторые отрывки писем, содержание которых казалось нам лишенным интереса или касалось сугубо личных вопросов; точно так же мы поступали в тех случаях, когда адресат, предоставивший нам письма, сам делал в них купюры.
Эти непритязательные письма не содержат никаких признаний, так претивших Равелю; в них он почти никогда не касается отвлеченных идей и еще менее — эстетических проблем; но именно отсутствие неуместных излияний в этих дружеских записках говорит о сдержанности и замкнутости его характера. Живость языка, шутливый тон, легкая ирония, тоска, увы, иногда в них сквозящая, их стиль,— а стиль, согласно известной формуле, это «сам человек»,— все чрезвычайно ценно для понимания личности композитора и проявлений его натуры. Наконец, обаяние их непосредственности, эпистолярный талант, который в них обнаруживается, несомненно привлекут к ним внимание многих читателей.
Равель не считал, конечно, свои письма литературными произведениями; он писал их свободно, так, как говорил, поэтому наиболее естественно было расположить их в хронологическом порядке.
Почерк Равеля изящен, четок и красив по рисунку. Оставив в стороне графологию и обратившись к свидетельству близких ему людей, мы узнаем, что Равелю были несвойственны тщеславие и самомнение. Эгоцентризм был ему совершенно чужд,— он искренне интересовался окружавшими его людьми: семьей, друзьями, выдающимися исполнителями его музыки. Он обладал силой убеждения. Порядок царил у него во всем. Педантично строгий в отделке своих сочинений вплоть до мелочей, всегда руководствовавшийся чудесной неумолимой логикой, он был скорее рассудочен, чем интуитивен. В этой замкнутой натуре сочетались наивность и любовь к парадоксам.
Равель любил во всем сжатость и лаконизм и охотно пользовался сокращениями. Местоимение vous (Вы) он часто пишет как vs, и почти всегда, скорее бессознательно, чем преднамеренно, числа изображает арабскими цифрами, а не словами, как э,то принято. «Температура держалась у меня 4 дня», «Вот уже 2 ночи, как я не сплю», «В 1-й раз».
Если Равель и не прочь употребить при случае какое-нибудь жаргонное словечко, например, после войны 14—18 годов назвать свой дом «лачугой»,— он тем не менее не терпит неряшливых выражений и всегда заботится о чистоте языка.
Для своей переписки Равель употребляет особую красивую бумагу с монограммой и адресом, на которой строки сами собой располагаются стройно и гармонично.
Короче говоря, склонность к изысканной форме, доведенная до предела в его музыке, не могла не сказаться и в его эпистолярной манере.