11 июня 1905 г.
Яхта «Эме»
Дорогой Деляж,
Мы подошли к Льежу. Там нас встретил почти зимний дождь, впрочем, вполне гармонирующий с местностью. Льеж очень растянут, думаю, что на другом конце он выглядит совсем иначе. Сейчас мы проплываем через промышленный район. Повсюду черные дома или темный кирпич. Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один — он похож на романский собор из чугуна, верх которого покрыт броней, заклепанной болтами. Из него вырываются рыжий дым и гибкие языки пламени. А вот и выставка, она как будто очень интересная, и мы не соскучимся в течение двух дней, что пробудем здесь. Если не считать удивительного вида на Ги,— маленький городок в стиле Гюстава Доре, расположенный у подошвы укрепленного холма,— сегодняшний день не дал ничего примечательного. Я продолжу письмо позднее.
Понедельник утром
Вчера вернулись очень поздно, осматривали выставку. Видели сенегальские селения, русские горы2, полеты аэропланов и т. д. Город очень красив, повсюду большое оживление. Великолепное солнце. Бегу па почту за письмами. Как хорошо жить!
|
|
Любящий Вас М. Р.
1 Великий век — время царствования Людовика XIV (1661—1715).
2 В России они назывались «американскими».
«Великолепные, необыкновенные заводы. Один похож на романский собор из чугуна». В этом сказывается интерес Равеля к заводам — интерес, который он сохранил на всю жизнь и который побудил его сочинять музыку к «Потонувшему колоколу» Гергарта Гауптмана.
В тот же день он пишет также Жану Марно и в сходных выражениях описывает индустриальный ландшафт, который разворачивается перед ним.