Морису Деляжу

24 августа 1906 г.

Эрманс

Надеюсь, дорогой друг, что Вы уже получили все письма и открытки, которые я посылал Вам из Парижа с Лионского вок­зала и из Эрманса? Ваше письмо, помеченное пятницей, я полу­чил лишь вчера вечером. Черт побери! Расстояние не маленькое. Даже странно чувствовать себя так далеко. Здесь совсем осо­бая атмосфера. Не то что в городах и не то что на море; воз­дух настолько чист, что даже жара, очень сильная к пяти часам дня, переносится легко. Отец чувствует себя здесь прекрасно, и состояние его как будто действительно улучшается.

Рояль мой прибыл, и сегодня утром, едва успев вылезть из воды, я вновь принялся за «Колокол». Купанье в озере — какое это наслаждение!

Мы, вероятно, пробудем здесь до 20 сентября. Вам надо бы приехать сюда из Бретани. Вы увидели бы, как хорошо тут ра-

ботается. Кормят в гостинице неплохо; о комфорте здесь не име­ют представления, но в комнатах бываю мало.

Чудесное озеро и горный пейзаж, а от самого сада начина­ются поля и луга, перелески, холмы, покрытые виноградниками; повсюду множество мелких тварей, трещащих и стрекочущих в траве. Вам не придется вместе с тяжелой кухней переваривать еще и общество сидящих за столом. Мы едим в саду. Говорят, что в сентябре бывают еще прекрасные дни. Вспомните хмурую погоду, которая ждет Вас в Париже, и сообщите день Вашего приезда. Я встречу Вас в Женеве. А пока пишите мне почаще. Привет г-ну и г-же Деляж. Жму руку.

Ваш М. Р.

Для письма Иде Годебской, которая задерживается на берегу океана, Равель выбирает открытку с видом Парижа, заснятогосбашен собора Парижской богоматери.

Г-ЖЕ ГОДЕБСКОЙ Сен-Жорж де Дидон близ Руана. Нижняя Шараита

Возвращайтесь поскорее. Осенний салон вот-вот закроется, и Вы не увидите картин Гогена! Я кончаю оркестровку «Лодки», работаю над «Естественными историями» и собираюсь вновь при­няться за «Колокол». Напишите мне более обстоятельно.

Открытка великолепна. Гарбан (он здесь проездом) назвал мне имена всех этих дам, английских актрис.

Жму руку Сипа. До скорого свидания.

Преданный Вам Морис Равель

Осенний салон как новшество привлекал в свои залы «весь Париж», который знакомился здесь с картинами «отвергнутых художников» и на­чинал их ценить.

Равель оркеструет «Лодку в океане», но, прослушав ее у Колонна, не удовлетворен своей оркестровкой и снимает это произведение с кон­цертных программ. После смерти композитора оно снова появилось в про граммах симфонических концертов, по успеха не имело. Песни, которые Равель пишет на текст «Естественных историй» Жюля Ренара, вызвали скандал, когда впервые были исполнены г-жой Джейн Батори 1 в Нацио­нальном обществе перед непонимающей и несдержанной публикой.

Равель питал глубокое доверие к музыкальному вкусу и эрудиции сво­его старого друга Люсьена Гарбана. В продолжение ряда лет, прежде чем стать компаньоном фирмы Дюран, в которой он состоит и поныне,

1 Батори Жанна (1877—1970) — французская камерная певица, первая исполнительница многих вокальных сочинений Дебюсси, Равеля, Руссе­ля, Мийо и др. Организатор концертов в театре «Старой голубятни».

Гарбан находился на службе при одном из немецких высочеств. Вот по­чему он был в Париже только «проездом».

Первое исполнение «XLVI псалма» Флорана Шмитта, сочиненного им во время пребывания на вилле Медичи, происходило в консерватории в декабре 1906 года. Присутствовавший на этом концерте Равель посылает своему другу эти восторженные строки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: