Основы формирования организационных структур управления

Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей можно рассматривать как организацию.

Для четкой работы организации необходимо следующее:

· цели должны быть понятны всем работникам фирмы;

· система целей должна реализовать глобальную цель;

· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;

· удовлетворенность работой должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.

Т.е. управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. Ключевыми понятиями организационной структуры являются элементы (звенья), связи (отношения) и полномочия.

Правила создания организационной структуры управления:

для вертикальной иерархии

· организационная структура должна быть предельно проста;

· схема организационной структуры должна быть обозрима;

· каждый работник иерархии должен иметь должностную инструкцию;

· информационные каналы должны обеспечивать передачу информации как в прямом, так и обратном направлении;

· не должно быть двойного подчинения;

· руководство (координацию) всей деятельностью осуществляет высшее руководство;

· глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;

· функции линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.

Реализация указанных правил позволит спроектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой.

Для проектирования системы организационного управления используются следующие принципы, которые позволяют раскрыть динамику развития организационных структур и сущность многочисленных проблем:

1.Принцип развития демократических основ управления. В соответствии с ним проектирование необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.

2.Принцип системного подхода.

3.Принцип управляемости. Он предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников.

4.Принцип соответствия субъекта и объекта управления структура управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления.

5. Принцип адаптации.

6.Принцип специализации.

7. Принцип централизации.

8. Принцип профессиональной регламентации.

9. Принцип правовой регламентации. Правовой респект при формировании подразделения управления отражает условия и порядок функционирования данного подразделения, а также степень его значимости и самостоятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: