Любому покупателю, каким бы статусом он ни обладал, приятно приходить туда, куда заходит какая-либо известная личность, совершать с этой личностью покупки в одном и том же торговом зале. Чем проще магазин и чем массовее покупатель, тем эффектнее окажется информация о посещении торговой точки знаменитостью.
При этом нужно понимать, что знаменитости могут быть совершенно разного уровня. Пожалуй, лишь несколько десятков магазинов в России могут похвастаться постоянными визитами людей, известных всем жителям страны. Но сколько у нас знаменитостей «местного значения» — городского, областного, регионального!.. Это оперные певцы из местных театров и ведущие местных теленовостей, депутаты и спортсмены, руководители национальных общин и общественных движений. Их «индекс известности» — одна из цифр, которая, на мой взгляд, должна быть хорошо известна любому владельцу крупного магазина, задумывающемуся об увеличении числа посетителей неценовыми методами, без использования серьезных скидок.
|
|
Если перечислить здесь фамилии петербургских знаменитостей, чья фотогалерея с автографами и пожеланиями представлена посетителям одного из крупнейших в городе строительного магазина «Строймаркет» по пути с первого на второй этаж, читатели из других городов не узнают и половины. Но в этом и смысл: петербуржцам ведущий передачи «Блеф-клуб» и мимы из городской комик-труппы известны так же хорошо, как режис-
сер Юрий Мамин, актеры Юрий Гальцев, Семен Фурман и Андрей Ургант всем остальным жителям России. А потому их фотопортреты соседствуют друг с другом на стене лестничного пролета.
С другой стороны, нередко магазину приходится лавировать между законным желанием знаменитости любого уровня охранять от любопытного взгляда свою частную жизнь и собственным желанием «раскрутить» торговую точку. К примеру, в одном из книжных магазинов сети «СНАРК» постоянно бывает известный рок-музыкант, большой поклонник книг по истории. Однако, по словам директора, этот посетитель просто перестанет заглядывать в магазин и делать внушительного объема покупки, если «СНАРК» начнет на каждом углу рассказывать о его пристрастиях и вообще о самом факте покупки.
Стенд с постоянно обновляющейся
информацией о новых товарах, скидках, акциях, а также о событиях, связанных с ассортиментом магазина
Такие стенды существуют во многих предприятиях розничной торговли, тем более что по действующему законодательству информация о контролирующих и лицензирующих органах, о правах потребителей и некоторые другие сведения должны быть размещены в доступном месте с хорошим обзором. Однако дополнить «официальный стенд» неофициальной информацией никто не воспрещает. Тогда и обращаться к нему покупатели будут не только при возникновении жалоб и предложений, а просто ради интереса.
|
|
На подобном стенде могут размещаться рекламные материалы поставщиков, вырезки из газет и журналов, посвященные товарам из ассортимента магазина, советы по подбору тех или иных товаров (от размеров детской одежды в соответствии с возрастом ребенка до выбора изделий из драгоценных камней по гороскопу). В спортивном универмаге не помешает информация о предстоящих трансляциях спортивных соревнований, в магазине профессионального оборудования для ремонта—о новинках инструментов, в «Автозапчастях» — о новых ставках дорожного налога. Важно лишь выяснить, какого рода информация необходима вашим клиентам, и потратить немного времени на ее подбор. Тогда информационный стенд станет тем, ради чего покупатель лишний раз заглянет в ваш магазин.
Стенд с постоянно обновляющейся
информацией, интересной людям,
но не имеющей прямого отношения
к профилю магазина
С другой стороны, как и в случае с происходящими в городе позитивными событиями (см. главу «Информационная шумиха»), можно давать информацию, связанную с ассортиментом магазина, а можно поступать по-другому. В одном из магазинов хозтоваров Челябинска директор долго боролся со страстью продавщиц каждый удобный момент улучить для «подпольного» просмот-
ра идущего по телевизору сериала. А потом придумал, как ее использовать. Теперь местные жительницы, по тем или иным причинам пропустившие вчерашнюю серию, точно знают, что с ее содержанием можно ознакомиться на информационном стенде в «Хозтоварах». И лишний раз заглядывают в магазин.
К информации, интересной людям, но не имеющей никакого отношения к профилю магазина относятся, например, прогноз погоды на неделю, результаты футбольных матчей, выборов в местные органы власти, программа телепередач, подборка анекдотов, гороскоп, посевной календарь и многое другое. Таким образом магазин в определенной мере начинает выполнять роль средства массовой информации или справочного бюро, однако основная цель этих функций — привлечение покупателя в торговый зал.
Именно поэтому создание такого стенда оправдает себя лишь в тех магазинах, где реализуются товары повседневного спроса. Ведь если покупатель приходит в магазин изредка, с целью приобрести конкретный товар, он не будет тратить время на ознакомление с информацией, размещенной на стенде, и ваша работа пропадет даром.
Доска объявлений,
где покупатели могут оставлять
свои объявления и сообщения
(друг для друга)
Стенд может быть и интерактивным: оформленным сотрудниками магазина, но заполняемым покупателями. Наибольший интерес может привлечь возможность размещать и читать объявления самого разного характера.
К примеру, для того чтобы узнать, кто продает или покупает котят, попугая или аквариумных рыбок, жителям многих районов Петербурга нет необходимости заглядывать в специализированные газеты или обшаривать взглядом фонарные столбы — вполне достаточно посетить магазин «Золотая рыбка» (корма и все остальное для домашних животных), в котором подобная «доска объявлений» давно легализована. В небольших по площади торговых точках для этого используется просто входная дверь. Заметьте: в отличие, скажем, от покупки автомобиля людям очень часто необходима не просто информация о продаже животных, а объявление именно из своего района, чтобы не пришлось ехать на «смотрины» на другой конец города.
Впрочем, совершенно не обязательно, чтобы содержание доски объявлений было напрямую связано с ассортиментом магазина. Гораздо важнее, чтобы оно было адресовано наиболее массовой целевой аудитории торговой точки (проще говоря: в «Детском мире» не приживутся объявления о продаже б/у колес, зато посетителей может заинтересовать информация о репетиторстве и работе детских кружков.
|
|
Интересные и оригинальные
высказывания, четверостишия,
рисунки, анекдоты, посвященные
той или иной группе товаров
Одна из проблем современной торговли, особенно в крупных магазинах, и тем более в магазинах самообслуживания, — это ее «бездушность», отстраненность от покупателя.
С одной стороны, кажется, все в порядке и с ассортиментом, и с информированием потребителя. Полки ломятся от товара, а производители снабжают магазины воблерами, постерами и другими рекламными материалами. Разумеется, уважающее себя торговое предприятие в дополнение к этому организует зонную торговлю, фиксирует границы товарных зон и обозначает их названиями товарных групп. Пылесосы от сих до сих, телевизоры дальше. Налево пойдешь, прохладительные напитки найдешь, направо пойдешь, в раздумье голову перед пивными рядами склонишь.
Но с другой стороны, покупатель не чувствует личного отношения магазина к товару, никаких чувств не возникает и у него самого — лишь холодная логическая оценка качества и цены, да изредка — дизайна товара. Разрушить барьеры безличности, отстраненности позволяет использование наряду со стандартными надписями интересных и оригинальных высказываний, четверостиший, рисунков, анекдотов, посвященных той или иной группе товаров.
Такая система принята, к примеру, в сети универсамов «Патэрсон». Не нужно ломать голову, около какого отдела вы находитесь, заметив ярко-желтый постер: «Худ обед, коли хлеба нет». Рядом видим: «Масло коровье — кушай на здоровье!» У стеллажей с кормом для животных владельца пса непременно тронет цитата: «Но дайте собаке кусочек печенья, и сразу окончатся все огорченья». В винном отделе покупателя предупреждают русской народной пословицей: «Жалеть вина — не употчевать гостя», а как альтернатива предлагается слоган: «Пейте пиво пенное, будет жизнь отменная» (к счастью, рекламу пива в местах продаж еще не отменили).
|
|
Над пачками муки обнаруживаем успокаивающее: «Блины фигуре не порча». А вот вам целые четверостишия, о месте нахождения которых легко догадаться без подсказки автора:
По капельке меда С каждого цветочка Собирали пчелы, Получилась бочка.
Сразу видно — все в порядке, Листик к листику тугой, А кочан большой-большой! Значит, будет из капусты Нам пирог румяный, вкусный.
Обезьянка ест банан,
Ищет желуди кабан,
Ловит мошку ловкий стриж,
СЫР ШВЕЙЦАРСКИЙ любит мышь.
Целый день сегодня шью, Я одела всю семью. Погоди немножко, крошка, — Будет и тебе одежка.
Список можно продолжать. Как вы понимаете, охотнее всего читают эти надписи дети, и этот импровизированный сборник детских стихов непременно декламируется ими вслух. Этакая ходячая (по магазину) звуковая реклама. А для того, чтобы надписи не надоедали, их время от времени меняют.
Заметьте, что авторами словесных изысков, относящихся к товару, могут быть и сами покупатели. Например, в петербургском торговом доме (универсаме) «Придорожный» подобную акцию провели совместно с финским производителем молочных продуктов Valio и российско-финской радиостанцией «Радио Спутник». Радиослушатели (они же посетители универсама) проявили высокую активность и прислали на конкурс огромное число частушек о продуктах Valio. Команда «Радио Спутник» отобрала десять лучших произведений, авторам вручили десять вкусных пасхальных призов от «Придорожного», а их творения использовали по рекламному назначению.
В отношении товаров длительного пользования, за которыми посетители не заглядывают в магазин каждый день, быть может, подобные акции проводить и не стоит (хотя кто знает — возможно, среди посетителей окажется талантливый пиарщик-самоучка). А вот в торговых точках, которые люди посещают постоянно, — продовольственные, хозяйственные, детские товары и т. д., — подобный интерактив создает ощущение причастности, формирует понятие «наш (мой) магазин». Покупатель оставляет в таком магазине частицу себя, а не только частицу своей заработной платы.
Методы | Противопоказания | Для каких видов торговли подходит |
Доставка покупки на дом | Низкая стоимость одной покупки Отсутствие собственного автотранспорта | Крупногабаритные товары |
Возможность протестировать, попробовать товар до его покупки | Небольшое количество товара одного артикула (если товары представлены в магазине поштучно) | Любые товары |
Площадка для детских игр | Нехватка площадей | Товары, покупка которых требует примерки или длительного общения с консультантом |
Обеспечение «временной занятости» для взрослого члена семьи, не заинтересованного в покупке | Низкая стоимость одной покупки | Товары, покупка которых требует примерки или длительного общения с консультантом |
Возможность решить в процессе обслуживания те или иные бытовые или рабочие вопросы | Низкая стоимость одной покупки | Товары, покупка которых требует примерки или длительного общения с консультантом |
Консультирование по вопросам использования приобретенного товара и по более широкому кругу вопросов | Низкая стоимость одной покупки | Любые товары |
Выпуск и бесплатное распространен ие корпоративного издания для клиентов | Низкая стоимость одной покупки | Любые товары |
Праздничная упаковка товара | Низкая стоимость одной покупки | Не крупногабаритные товары |
Сувениры на память о посещении магазина | Низкая стоимость одной покупки | Крупногабаритные товары |
Информирование постоянных покупателей о поступлении новых товаров | Отсутствие постоянных покупателей Нежелание покупателей оставлять свои контактные данные | Товары повседневного спроса, запчасти, оборудование, модная одежда, книги, коллекционные предметы |
Дополнительные услуги
Спектр дополнительных услуг, которые могут предоставляться покупателям, очень широк и далеко выходит за рамки стандартной упаковки, доставки крупногабаритных товаров и сборки мебели на дому. Поэтому в главе, которую вы читаете, перечислены лишь некоторые эффективные методы, которые позволят повысить лояльность покупателей и известность вашего магазина как торгового предприятия, где заботятся о своих клиентах.
Дополнительная услуга может быть постоянной или временной, а может — так сказать, «постоянно-временной» (в том смысле, что предоставляется она регулярно, но в определенное время, мотивируя таким образом покупателей посещать магазин в нужные часы). Так работает специальная «утренняя» скидка в выборгском продовольственном магазине «Глобус» или «ночная» -в работавших в свое время круглосуточно книжных магазинах «СНАРК». Основная задача — увеличить продажи в неурочное, а иногда и вовсе «мертвое» время.
Могут в этом случае ставиться и технологические цели. К примеру (хотя это пример из сферы услуг), на станции технического обслуживания «Тойота — Аксель Кар» в Петербурге посетители, приехавшие в период с 9 до 10 утра (то есть в первый час после открытия), получают специальный бесплатный талон на кофе или чай в находящемся здесь же кафе-баре. Таким образом обеспечивается загрузка станции с самого утра.