- Новая парадигма информационно-учебного взаимодействия.
- Дидактические возможности ИКТ.
n незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалог (на каждый запрос пользователя - ответное действие системы и обратно);
n компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе при использовании образного и символьно-логического методов визуализации информации с применением средств ИКТ;
n компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);
n архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;
n автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию, архивного хранения информации, с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к ней;
|
|
n автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуального;
n автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.
- Комплексная, многоуровневая, многопрофильная подготовка кадров информатизации образования (ИО)
Комплексность – в решении проблем ИО: социально-правовых, технико-технологических, дизайн-эргономических, содержательно-методических, психолого-педагогических.
Многоуровневость – в реализации подготовки по следующим уровням ИО:
Уровни | Специалист / название специалиста | Сроки обучения | Документ об образовании |
техническая поддержка процесса ИО (СПО) | оператор компьютерного класса | 200-500 часов | сертификат |
технико-технологическая поддержка процесса ИО (СПО) | техник-лаборант кабинета, оснащенного средствами ИКТ | ||
организация процесса ИО в учебном заведении - среднее профессиональное образование (СПО) | методист-организатор ИО (в учебном заведении) СПО | ||
2-е высшее профессиональное образование или дополнительное ВПО | - информатик-аналитик; - информатик-менеджер (в области ИО) | 2–3 года (500–1000 доп. часов) | диплом о дополнительном образовании |
1-е высшее профессиональное образование (ВПО) | - информатик-аналитик; - информатик-менеджер (в области ИО) - организатор информатизации образования в учебном заведении (зам. директора) | 5 лет | диплом о высшем образовании |
аспирантура по ИО; докторантура по ИО | д.п.н., к.п.н., д.техн.н., к.техн.н. | 3 года | диплом д.п.н., к.п.н. |
Многопрофильность – в реализации следующих профилей подготовки:
|
|
Профиль подготовки | Должность в учебном заведении |
применение средств автоматизации процессов контроля знаний, умений и навыков, в том числе текущих | менеджер по работе с автоматизированной системой контроля знаний |
применение технико-технологических средств поддержки процесса ИО в учебном заведении | системный администратор; техник-лаборант; оператор компьютерного класса |
применение средств ИКТ при решении нормативно-правовых и юридических проблем ИО | зам. директора по АХЧ |
применение средств ИКТ при организации ИО в учебном заведении | зам. директора по вопросам организации ИО в учебном заведении |
применение средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя-предметника психолога, библиотекаря | учитель-предметник, психолог, библиотекарь |
средства ИКТ в управлении учебно-воспитательным процессом | директор, зам. директора |
- Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании.
n Применение средств информационных и коммуникационных технологий в процессе информационного обеспечения образовательной деятельности и научно-педагогических исследований.
n Обеспечение научно-педагогической информацией в условиях функционирования корпоративной информационной сети научно-образовательного учреждения (учреждений).
n Автоматизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением
- Сертификация педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, рекомендации по оборудованию кабинетов, оснащенных ИКТ.
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов, оснащенных средствами информационных и коммуникационных технологий
n Состав и функционал оборудования кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования.
n Методические и гигиенические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов, оснащенных средствами информационных и коммуникационных технологий в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования.
- Предотвращение возможных негативных последствий использования ИКТ.
n Возможные негативные последствия медицинского характера при использовании информационных и коммуникационных технологий.
n Возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия на обучаемого при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.
- ИО как трансфер-интегративная область научного знания.
Информатизация образования рассматривается в этой связи как трансфер-интегративнаяобласть научного знания так как обеспечивает,
n во-первых, трансфер (от лат. transfero – переношу, перемещаю), то есть перенос (перемещение) определенных научных идей или научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки и практики её реализации, и,
n во-вторых, интегративная (от лат. integration – объединение в единое целое), то есть объединяющая в единое целое определенные части (зоны), которые зародились (образовались) в определенной науке и практики его реализации в связи с феноменом трансфера.
При этом под трансфер-зоной будем понимать некоторую инновационную область научного знания и его практической реализации, которая возникла в определенной традиционной науке в связи с необходимостью решения научных проблем, привнесенных в эту науку в результате развития информатизации образования
|
|
Представим (в виде стилизованной блок-схемы) трансфер-интегративную область научного знания - информатизацию образования и трансфер-зоны, которые «зародились» (образовались) в традиционных научных областях (науках) в виде определенных научно-практических зон, существенные признаки которых позволяют отнести их к определенной традиционной науке.
Традиционные науки | Трансфер-зоны | ||
1. Философия | 1.1. Развитие методологических аспектов философской категории «информация» | ||
1.2. Развитие понятия «образовательное пространство» в контексте философской категории «пространство» | |||
1.3. Методология формирования виртуальной коммуникации в условиях сетевого взаимодействия | |||
2. Педагогика | 2.1. Дидактика информатизации образования. Совершенствоваие педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучаемым/обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующем на базе ИКТ | 2.1.1. Совершенствование предметных методик, реализующих дидактические возможности ИКТ, в условиях изменения парадигмы информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации | |
2.1.2. Создание методических систем обучения, ориентированных на реализацию дидактических возможностей ИКТ и использование интерактивного информационного ресурса локальных и глобальных сетей | |||
2.3. Методология разработки стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности научного сотрудника, преподавателя СПО, ВПО различного профиля, учителя школы, администрации образовательного учреждения | 2.3.1. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей СПО, ВПО по уровням и профилям подготовки, учителя школы | ||
2.3.2. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки | |||
2.3.3. Создание стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно-педагогическими кадрами в процессе научно-исследовательской деятельности по различным профилям специальностей, утвержденных ВАК РФ | |||
2.4. Методология разработки стандартов в области использования обучаемым средств ИКТ в учебной деятельности: 1) общего среднего образования по уровням и профилям; 2) СПО, ВПО различного профиля | |||
3. Педагогическая психология | 3.1. Психология виртуализации информационного взаимодействия между индивидом и интерактивным источником информационного ресурса, распределенного в сетях (локальных, глобальной) | ||
3.2. Психологическая поддержка/реабилитация индивида, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию» | |||
3.3. Психологические особенности восприятия индивидом аудиовизуальной информации, представленной средствами ИКТ | |||
4. Социальные науки | 4.1. Социально-культурное развитие и просвещение на базе распределенного образовательного ресурса локальных и глобальной информационных сетей | ||
4.2. Социальная адаптация индивида, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию» | |||
4.3. Социализация «виртуальных/сетевых» сообществ, осуществляющих «виртуальную коммуникацию» | |||
4.4. Этико-социальная нормативно-правовая база «виртуальной коммуникации» | |||
5. Технические науки | 5.1. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в образовании | 5.1.1. Автоматизация процессов управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) | |
5.1.2. Автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, планирования и организации мониторинга образовательного учреждения | |||
5.2. Интеллектуальный анализ данных, управляемый пользователем 5.2.1. Автоматизация анализа показателей учебно-воспитательного процесса | |||
6. Медицинские науки | 6.1. Предотвращение возможных медицинских последствий использования средств ИКТ в образовательных целях 6.1.1. Мониторинг физического состояния пользователя средствами ИКТ | ||
6.2. Компенсаторное воздействие на пользователя средствами ИКТ в постпользовательский период | 6.2.1. Медицинские рекомендации по сохранению основных характеристик состояния здоровья пользователей средств ИКТ | ||
6.2.2. Медико-психологические рекомендации к жизнедеятельности индивида в постпользовательский период | |||
7. Физиолого-гигиенические науки | 7.1. Разработка и совершенствование санитарных правил использования средств ИКТ в соответствии с возрастными особенностями пользователя | ||
7.2. Разработка требований к оборудованию и оснащению рабочего места пользователя средствами ИКТ и к помещениям образовательного учреждения, оснащенных средствами ИКТ | |||
8. Юридические науки | 8.1. Методология разработки нормативно-правовой базы защиты авторских прав разработчиков интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде | ||
8.2. Методология разработки нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов по легитимному, использованию средств ИКТ в образовании | |||
|
|