Региональная стратегия развития России

Печать

Будущее развитие страны определяется долгосрочной стратегией – национальной идеей, которая выражает чаяния всего народа и осознана каждым человеком. Такой идеи может стать построение постиндустриального общества – общества всеобщего благоденствия, свободного и всестороннего развития личности. Научно обоснованная государственная стратегия общественного развития России должна стать ориентиром для разработки стратегии развития каждого региона.
К сожалению, общепринятой региональной стратегии пока нет, хотя основания для неё имеются. Достаточно вспомнить научную работу А.Я. Лившица, А.В. Новикова, Л.В. Смирнягина Региональная стратегия России М.: Аналитический центр при президенте РФ, 1994. дальнейшая разработка стратегии развития регионов должна выявить их место и функции в российском обществе, траекторию поступательного движения к поставленной цели. Цели и задачи регионов координируются с целями общероссийской стратегии с учётом возможностей реализации собственных потенциалов и оперативности решения территориальных проблем. В каждом регионе сочетаются общегосударственные проблемы, решение которых способствует достижению поставленной цели. Таким образом каждый регион, являясь составным звеном в политическом и социально-экономическом пространстве России, включается в общую региональную стратегию развития страны.
Региональная стратегия представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы и сглаживаться «острые углы» их проявления. Действенным механизмом, регулирующим ход реализации стратегии (ход развития регионов по намеченной траектории) должна стать региональная политика. В наиболее общем виде она будет представлять систему мероприятий по воздействию на территориальную организацию общества и ход развития каждого субъекта РФ.
Региональная стратегия развития России основывается на знании объективных законов и закономерностей общественного функционирования. Процесс познания законов и закономерностей жизни общества в нашей стране длительное время опирался на формационный подход, предполагающий обязательную смену следующих общественно-экономических формаций: первобытно-общинную – рабовладельческую – феодальную – капиталистическую – социалистическую (коммунистическую). В последние годы всё шире стал распространяться цивилизационный подход, акцентирующий внимание на человека, на развитие общества в направлении углубления цивилизации. Этот подход расширяет возможности познания общественных закономерностей, что способствует разработке региональной стратегии РФ.
Наиболее ответственным моментом является определение долгосрочных целей и задач стратегии. Мы полагаем, что в региональной стратегии должна быть общая цель, которая подразделяется на подцели – цели первого порядка. В качестве варианта предлагается следующая целевая установка (табл.1).

    Таблица 1.
Цели региональной стратегии
Ранг целей Функция целей Постановка целей
Главная Интегральная Повышение уровня и качества жизни населения на основе постиндустриальной экономики; благополучие физическое и духовное здоровье людей
Подцели – цели первого порядка Социальная Социальная и территориальная справедливость, цивилизованный образ жизни
Демографическая Расширенное воспроизводство здоровых людей
Экономическая Переход всех регионов на постиндустриальный уровень
Экологическая Экологическое равновесие, благоприятная для жизни природная среда
Политическая Целостность федеративного государства
Культурная Расцвет национальной и региональной культуры, искусства, науки, образования


Для достижения поставленных целей предстоит решить ряд неотложных задач, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Ликвидировать нищенский слой в структуре населения всех регионов.
  2. Обеспечить социальное равенство регионов.
  3. Создать условия для формирования устойчивой семьи, обеспечив её достойными благами и услугами.
  4. Провести действенную реформу региональной экономики, учитывая производственную структуру и хозяйственный профиль каждого региона.
  5. Создать условия для развития всех форм собственности и хозяйствования, поддержать отечественного производителя.
  6. Стимулировать рациональное использование местных ресурсов: природных, экономических, трудовых, финансовых, интеллектуальных.
  7. Организовать рациональное природопользование и охрану окружающей природной среды.
  8. Создать хорошо (высоко) оснащённую производственную, социальную, экологическую, рыночную, институциональную инфраструктуру во всех регионах страны.
  9. Cформировать эффективные внутри- и межрегиональные производственно-экономические связи.
  10. Отрегулировать отношения между центром и регионами, между федеральной, региональными и муниципальными властями.
  11. Предотвратить проявление регионального сепаратизма.
  12. Сохранить и приумножить национально-этническую культуру в каждом регионе.

Решение этих и иных первостепенных задач позволит реализовать региональную стратегию ориентировочно к 2050 году. За этот период будет стабилизирована региональная экономика, начнётся развитие хозяйства и завершится индустриальный этап во всех регионах страны. С середины XXI столетия все регионы пи взаимоподдержке и координации из центра вступят в постиндустриальный этап развития. При этом не исключается более ранний переход намечаемых рубежей отдельных регионов. Полувековой срок региональной стратегии обусловлен не только экономическими преобразованиями, он вполне достаточен для формирования евразийской идеологии, планетарного мироощущения, общенационального мышления. К тому же он вписывается в цивилизационный ход мирового развития и циклы Н.Д. Кондратьева. конкретная дата, естественно, приводится как ориентировочная, причём стратегия постоянно должна корректироваться и уточняться. Целевая ориентация на пятидесятилетний срок позволит подрастающему поколению легко увидеть результаты своей деятельности и сохранить преемственность при разработке новой региональной стратегии развития России.
При обосновании главных направлений стратегического развития необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Функциональная ориентация всех функциональных сфер регионального развития.
  2. Экологический императив во всех сферах жизнедеятельности людей и развитии региональной экономики.
  3. Сохранение единого политического, экономического, социального пространства Российской Федерации.
  4. Обеспечение внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности всех блоков социально-экономического развития.
  5. Сохранение регионального разнообразия в культуре, традициях, обычаях населения.
  6. Сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия на основе рационального природопользования.
  7. Достижение сбалансированного разделения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти.
  8. Поддержка саморазвития и самоорганизации всех регионов страны.
  9. Стимулирование процессов территориального разделения труда и формирования общероссийских и региональных рынков.
  10. Обеспечение рационального сочетания общенациональных и местных интересов населения.

Помимо этих принципов необходимо учитывать принципы общенаучного характера. Среди них:

  • системность и комплексность развития регионов;
  • реальность и достижимость поставленных целей;
  • вариативность стратегических направлений и др.

При разработке долгосрочной стратегии развития регионов, в первую очередь, необходимы оценка их потенциала, стимулирующие и сдерживающие факторы функционирования. Для этого нужно проанализировать географические, экономические, социальные, экологические и другие особенности территории с выявлением неблагоприятных и сдерживающих факторов.
Среди географических особенностей обращают на себя внимание следующие особенности:

  • обширная территория (1/7 часть суши);
  • положение в северных широтах с относительно суровыми природно-климатическими условиями;
  • наличие неосвоенных территорий;
  • контрастность в размещении природных ресурсов, населения и производства между севером и югом, западом и востоком и др.

Экономические особенности выражаются в чрезмерной заводской и территориальной концентрации производства, низких темпах развития и продолжающейся инфляции, бедственном состоянии сельскохозяйственного производства, медленном формировании цивилизованного рынка, слабом развитии производственной, рыночной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, структурной деформации экономики с чрезмерным сектором добывающих отраслей, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса, слабой конверсии предприятий военно-промышленного комплекса и др.
Национально-этнические особенности Российской Федерации заключаются в разнообразии этнического состава населения с собственной культурой, вероисповеданием, укладом и образом жизни, бедственном состоянии малых народов Севера, появлении межнациональных конфликтов и т.д.
Социальные особенности заключаются в традиционной отсталости социальной сферы, снижении доходов работников госбюджетной сферы, увеличении контрастности в уровне жизни населения, разрушении традиционной культуры, недостаточном развитии социальной инфраструктуры. Социальное неблагополучие отражается на снижении продолжительности предстоящей жизни, росте смертности и понижении рождаемости, разрушении многих семей, появлении беспризорных детей и большого количества лиц без определённого места жительства. К этому нужно добавить усложнение межличностных отношений, гипертрофию городских агломераций, стагнацию малых и средних городов, разрушение деревни и т.д.
Экологические особенности выражаются в повышенном уровне загрязнения природы, нерациональности природопользования, ухудшении среды жизни людей, появлении экологических катастроф и др.
Политические особенности наиболее ярко проявляются в понижении активности электората, недоверии властям, противоречиях между центром и регионами, изменениях административно-территориального устройства страны и др.
При разработке стратегии нужно учитывать не только региональные особенности, но и внутренние резервы, включающие природно-ресурсный, хозяйственный, социально-демографический, интеллектуальный и другие потенциалы. Системно-территориальное и системно-временное использование местных ресурсов позволит сориентировать развитие каждого региона к намеченной цели с учётом стартовых позиций, темпов реструктуризации хозяйства старопромышленных регионов и индустриализации осваиваемых территорий.
Траектория движения региона Российской Федерации представляется в виде «жгута», в котором взаимоувязаны все функциональные блоки. Каждый регион нужно представлять как социоэкосистему, в которой «хозяином» выступает человек, а «домом» - природное, экономическое и социальное окружение. В региональной форме организации жизни населения прослеживается тенденция к образованию территориальных общностей людей, функционирующих в согласовании с окружающей средой.
Под территориальной общностью понимается совокупность людей, объединяемая множеством экономических, социальных, экологических, политических, культурных и духовных связей, характеризующаяся единством отношений к определённой территории, превращающейся в среду их жизнедеятельности. Общность представляет собой пространственный аспект человеческого бытия и может охватывать территорию поселения, муниципального образования и всего региона.
Конкретная территориальная общность отличается разнообразием и характеризуется внутренней структуризацией. В каждом регионе заметно расслоение людей по уровню, стилю и образу жизни, а также дифференциация на городское и сельское население. В перспективе разнообразие, естественно, сохранится, ибо оно есть условие формирования целостного «организма», но при этом сгладятся огромные диспропорции в уровне и качестве жизни, в доступности объектов культуры, быта, отдыха, образования, здравоохранения.
Объединение людей в региональные общности и движение их по цивилизационному пути обусловлены единством жизненных целей и общностью территориальных интересов. В будущем будут крепнуть внутренние связи и отношения: во-первых, связи межличностного общения по линии совместного проживания, коллективного труда и отдыха, участия в партийных движениях, клубах по интересам и т.д.; во-вторых, по отношению к своему «дому» - природно-экологическому окружению.
Проживание людей в едином пространстве в перспективе может сопровождаться изменением границ территориальных общностей и соответственно регионов. Подобные изменения могут происходить только в том случае, если они осуществляются в интересах проживающего населения и повышают уровень региональной самодостаточности, самоорганизации и самоуправления. При этом, безусловно, должны учитываться принципы федерального устройства.
Региональная стратегия предусматривает сбалансированное развитие территориальных общностей людей и природно-экологической среды, обеспечивающей эколого-экономические условия человеческого бытия. Окружающая среда может способствовать повышению качества жизни населения либо сдерживать и даже ухудшать здоровье людей, условия их труда, быта и отдыха.
Перспективное развитие регионов может происходить только лишь при благоприятных для жизни людей геоэкологических условиях, при динамическом равновесии человеческого бытия, хозяйственной деятельности и окружающей природной среды. При этом следует иметь ввиду, что территориальные общности людей будут функционировать в качественно новом состоянии социосферы – в ноосфере, сфере разума. Формирование ноосферы повышает степень гармонии между населением, хозяйством и природой.
Стратегические аспекты социально-экономического развития регионов всё более актуализируются самой проблемой человека, необходимостью ликвидации диспропорций современного и перспективного человеческого бытия. Региональная стратегия должна опираться на концептуальную модель устойчивого социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей среды. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое, не нарушая ноосферное равновесие, обеспечивает потребности современных и будущих поколений.
Суть идеи заключается в поиске путей сбалансированного функционирования территориальных общностей людей, региональной экономики и окружающей среды. Основной путь предлагается проложить через регулирование и нормирование количества и качества производимой продукции, объёма загрязнений.
Для обеспечения устойчивого развития необходимо осуществить структурную перестройку хозяйства, межотраслевую и территориальную сбалансированность региональной экономики, поступательный рост производства, создание условий для повышения уровня жизни и благополучия населения на основе минимального использования природных ресурсов при соблюдении экологических ограничений. Региональная экономика приобретает черты постиндустриального развития.
Одним из показателей, отражающих стратегическое развитие регионов может служить уровень интеллектуальности территориальных общностей людей. Косвенным, но достаточно репрезентативным индикатором интеллекта общностей может стать уровень образования, который позволяет судить о благополучии и образе жизни, характере жизнедеятельности населения, соблюдении требований экологии, санитарии, гигиены и т.д. принадлежность людей к различным социальным группам детерминирует характер их поведения, образ и стиль жизни, иерархию жизненных ориентиров и ценностей. Учитывая это положение, в перспективе нужно будет осуществлять более конкретную и направленную региональную политику, ориентированную на определённые слои, группы и категории населения, локальные общности людей.
Региональная стратегия должна учитывать политические аспекты развития Российской Федерации. В ней должны быть заложены принципы сохранения единого политического пространства и целостности страны, равноправия всех регионов – субъектов Российской Федерации. Ключевым принципом федерализма останется оптимальное разделение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями. Соотношение полномочий по вертикали должно быть согласовано с политическими решениями по горизонтали. В региональной стратегии необходимо предусмотреть согласованность действий по линии «центр – регионы – муниципальные образования» и по линии межрегиональных отношений. Они должны строиться на основе научно аргументированного социально-экономического районирования и административного устройства.
Деятельность властей на всех территориальных уровнях должна происходить согласно Конституции Российской Федерации, Конституций республик, уставов областей, краёв и округов. Равноправие всех субъектов Российской Федерации может послужить определённым стимулом сохранения страны, сглаживания социальной напряжённости и устранения территориальной несправедливости.
Субъекты Российской Федерации будут входить в состав более крупных таксонов – макрорегионов, федеральных округов, или межрегиональные ассоциации типа «Центр России», «Большой Урал», «Северо-Запад», «Большая Волга», «Сибирское соглашение» и др. это позволит решить ряд проблем экономической стабилизации, а затем устойчивого развития, оптимизации природопользования, использования отходов, эксплуатации инфраструктурных объектов и т.д.
Для сохранения федерализма А.Я. Лившиц, А.В. Новиков, Л.В. Смирнягин (1994) предлагают руководствоваться совокупностью принципов – «пятью запретами»:

  • на отделение;
  • на одностороннее изменение статуса регионов;
  • на огосударствление границ;
  • на недемократические формы правления;
  • на верховенство над федеральными законами.

Сохранение и укрепление федерализма должны сопровождаться совершенствованием регионализма. На фоне общих закономерностей развития Российской Федерации сохранятся индивидуальные особенности каждого региона. Во всех регионах формируется своеобразная социальная сфера, собственные культура, традиции, стиль жизни людей, определённый менталитет и самосознание населения.
Согласно стратегии социально-экономическое и духовное возрождение России будет происходить в регионах на основе рационального использования внутреннего и внешнего потенциала. Для поддержания процессов функционирования каждой территории на намеченной траектории необходимы активизация и совершенствование региональной политики.

Контрольные вопросы

  1. Что должна представлять собой стратегия развития РФ?
  2. Какова главная цель стратегии развития?
  3. Каковы подцели стратегии развития?
  4. Решение каких задач позволит реализовать региональную стратегию?
  5. Какими принципами необходимо руководствоваться при обосновании главных направлений стратегического развития?
  6. Почему при разработке долгосрочной стратегии развития регионов необходимо учитывать их потенциал и уникальность территории?
  7. В чем заключаются особенности регионов РФ?
  8. Что понимается под территориальной общностью людей?
  9. В чем суть концептуальной модели устойчивого социально-экономического развития территорий?
  10. Что подразумевается под принципами сохранения единого политического пространства страны?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: