Методологической основой. Введение

Печать

Региональная политика является важнейшей функцией государства в сфере регулирования экономических, демографических, социальных, инвестиционных и других процессов. Государственное управление не теряет своей значимости, как в плановой, так и в рыночной экономике. Об этом свидетельствуют опыт развития высокоразвитых стран и современное функционирование российской экономики. Регулирующая роль рынка оказалась явно ограниченной и должна дополняться активной отраслевой и региональной политикой государства. При этом следует иметь ввиду, что региональная политика не ограничивается только экономикой, она простирается и в другие жизненные сферы: демографическую, социальную, экологическую, инновационную, инвестиционную и др.
Региональная политика представляет собой конструктивную деятельность управленческих органов всех уровней по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития территорий в единой системе Российской Федерации. Региональная политика России осуществляется на нескольких территориальных уровнях: федеральном, собственно региональном и муниципальном. Она может охватывать также межрегиональные и межмуниципальные контактные территории.
Эффективность региональной политики во многом зависит от целевой ориентации и долгосрочной стратегии развития страны. Государственная стратегия функционирования России и её регионов представляет собой перспективную траекторию социально-экономического развития, согласованную по целям и ресурсам, срокам и материально-техническому обеспечению. Её формирование происходит в настоящее время, и она только сейчас приобретает контуры общенародной идеологии. Региональная стратегия развития страны, воспринятая населением должна стать своеобразным маяком, освещающим всю деятельность властных структур, ориентированных на достижение поставленных целей. Одной из тактических форм реализации стратегических направлений является новая региональная политика.
Региональная политика как учебная дисциплина включена в учебный план географических факультетов университетов страны. Она логично «вписывается» в систему учебных дисциплин и имеет тесные взаимоотношения с регионоведением, региональной экономикой, экономической, социальной и политической географией. Теоретико-методологическая основа дисциплины формируется на базе системно-диалектического подхода и взаимных контактов с философией, политологией, политической географией, геополитикой, правоведением, кибернетикой, психологией и другими науками.
Взаимодействие региональной политики со смежными областями знаний происходит также по линии объектно-предметной сущности. Она тесно соприкасается с системой региональных наук, и в первую очередь с географией и регионологией. Общественная география и особенно её районное направление выявляет объективно формирующиеся регионы, оценивает внутренний потенциал их функционирования, раскрывает процессы жизнедеятельности людей, намечает пути совершенствования территориальной организации общества. Появление регионологии, знаменующее теоретико-методологическую зрелость и конструктивную направленность общественной географии, значительно расширяет спектр исследуемых проблем.
Совершенствование региональной политики как теории и практики территориального управления требует углубления её концептуальных основ. При этом предстоит преодолеть сложившийся стереотип управления регионами разного ранга, усилить акценты на их уникальность и своеобразие, активизировать внутренний потенциал регионов, как саморазвивающихся территориальных общественных систем. В концептуальной модели региональной политики необходимо сменить приоритеты регионального развития, усилить значимость социальных и политических преобразований, учесть социальную ориентацию экономики, обеспечить экологическую безопасность населения, переоценить человеческий фактор, трансформировать население из категории «трудовые ресурсы» в категорию «потребитель материальных и духовных благ».
Реализация региональной политики в конкретных условиях сталкивается со многими помехами объективного и субъективного характера. Они связаны со спецификой развития нашей страны, уникальностью огромного пространства, разнообразием национально-этнического состава населения, незавершённостью экономических реформ и их социальными последствиями. Перенос центра развития из столицы в регионы часто сопровождается примитивным копированием управленческой деятельности на местах без учёта индивидуальных особенностей и стартовых позиций регионов, недостаточным использованием экономических методов регулирования.
Для активизации региональной политики желательно использовать зарубежный опыт, особенно в области возрождения депрессивных регионов, создания зон свободного предпринимательства, формирования технополисов и технопарков, активизации функционирования слаборазвитых территорий и др. Не менее важен отечественный опыт регионального развития.
Использование зарубежного и отечественного опыта должно происходить фильтрационно с восприятием позитивных и исключением негативных сторон и последствий.
Новая региональная политика призвана решить целую систему первоочередных задач, среди которых выделяются следующие:

  1. Сохранение единого евразийского пространства в границах Российской Федерации.
  2. Вывод из кризисного состояния проблемных территорий: депрессивных, отсталых, социально и политически напряжённых, экологически опасных и др.
  3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий с учётом сохранения окружающей природной среды.
  4. Обеспечение социальной защиты малообеспеченного населения, формирование среднего класса, повышение пенсий и стипендий студентам.
  5. Создание условий для саморазвития и самоорганизации регионов, формирование региональных и локальных рынков, привлечение и удержание инвестиций и др.

Региональная политика должна носить комплексный характер. Формируясь на системно диалектической основе, она приобретает сложную структуру, охватывающую все сферы регионального развития и жизнедеятельности людей. Для более глубокого восприятия всех аспектов региональной политики в учебном процессе она рассматривается по интегрированным функциональным направлениям. Наиболее приоритетными и сложившимися направлениями являются: социальное, демографо-экистическое, национально-этническое, экономическое, экологическое, инновационное, бюджетно-финансовое, инвестиционное и др.

Часть 1. Теоретико-методологические основы региональной политики

Печать

Региональная политика является одним из конструктивных «инструментов» государственного управления. Её действенность и эффективность во многом зависит от надёжности и прогрессивности теоретико-методологического обеспечения. В современных условиях методологической основой региональной политики является системно-диалектический подход в сочетании с территориальным, геополитическим, воспроизводственным, проблемно-ситуационным, экологическим, историческим и другими методами.
Системно-диалектическая методология позволяет рассматривать региональную политику как взаимосвязанное сочетание всех процессов её разработки и реализации. При этом субъектно-объектные отношения – управленческие структуры и территория представляют собой диалектическое единство, функционирующее на разных пространственных уровнях. В зависимости от территориальных параметров государственного воздействия на процессы социально-экономического развития, региональная политика всё более трансформируется в пространственную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: