double arrow

Научные подходы к региональной политике

Печать

Эффективность разработки и реализации региональной политики во многом зависит от фундаментальности и действенности её общеметодологических основ. Методология – это учение о принципах построения, исследовательских подходах, формах и методах познавательной деятельности. Важным компонентом методологии являются подходы, которые определяют позицию исследователей по поводу решений обострившихся проблем и направлений перспективного развития территорий.
Ведущим подходом является системно-диалектический, берущий начало в общей теории систем и материалистической диалектике. Подход строится на синтезе системной организации региональной политики, представлений о регионе как территориальной общественной системе, находящейся в постоянном движении, функционировании, развитии.
Системно-диалектический подход позволяет структурировать весь процесс разработки и реализации региональной политики с комплексным восприятием территории, которая подлежит государственному регулированию. Опираясь на этот подход, региональная политика приобретает взаимосвязанный и пропорционально-последовательный характер.
Особенно продуктивен системно-диалектический подход в области представления регионов как сложных пространственных организованных систем. Они обладают многими общесистемными признаками. Среди них: социально-экономическая целостность, эмерджентность, синергизм, устойчивость, организованность, динамизм, гомеостазис, управляемость и др.
Системно-диалектическая методология позволяет рассматривать регионы с трёх позиций: «чёрного ящика», «серого ящика» и «белого ящика». Представление о регионах с позиции «чёрного ящика» обычно связано с отсутствием информации, «закрытостью» объектов, наличием преград проникновения вовнутрь регионов (например ЗАТО). В данном случае учитываются внешние параметры, «входы и выходы» регионов. При этом определяются объёмы и ассортимент ввозимых и вывозимых товаров, роль и место региона в системе территориального разделения и интеграции труда, услуг, информации.
При возможности «заглянуть» вовнутрь регионов, получить информацию о некоторых структурных образованиях и внешних функциях используется конструкция «серого ящика». Эта конструкция значительно расширяет знания о регионе, его функционировании, общих параметрах жизнедеятельности людей.
Наиболее полные представления о внутреннем строении, процессах развития, внутрирегиональной организации производства и населения, внешних функциях появляется при рассмотрении регионов с позиции «белого ящика». Особое внимание обращается на внутреннюю структуру регионов с выделением функциональных блоков. В составе регионов можно выделить следующие блоки: территориальную общность людей, экистический, хозяйственный, социальный, природно-ресурсный, природно-экологический, рекреационный, духовный, управленческий, инфраструктурный и др. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их функционирование и развитие подчинены общей цели регионального развития.
Каждый регион – субъект РФ имеет центр и периферию. В центре обычно концентрируются управленческие структуры, экономические, социальные и инфраструктурные компоненты.
Регионы имеют разные параметры, поэтому их обычно ранжируют, что способствует проведению региональной политики. Выделяются следующие иерархические уровни регионов: межгосударственный и государственный. В России государственный (страновой) уровень расчленяется на макро-, мезо-, микро-, топо- и наноуровни.
Системно-диалектический подход позволяет не только описывать и объяснять внутреннее строение и процессы функционирования регионов, но и реализовать региональную политику, раскрывающую варианты их развития. Диалектический подход к регионам как системам способствует более глубокому обоснованию направлений их перспективного развития, разработке стратегий, концепции и прогнозов как механизмов реализации региональной политики.
Системно-диалектический подход тесно связан с геокибернетическим подходом, с совокупностью собственных методов и приёмов. Геокибернетический подход неизмеримо расширяет теоретическую и методологическую базу функционирования представительных и исполнительных органов власти, создания геоинформационных и мониторинговых систем управления, систем прогнозных и программных расчётов и др.
Системная методология приобретает географическую направленность благодаря тому, что опирается на территориальный подход. Учёт территориальных особенностей крайне необходим при размещении производительных сил, инфраструктурных объектов, расселении и миграции населения, для установления межрегиональных взаимосвязей и т.д. он нужен для оптимизации пространственно-временной организации жизнедеятельности людей и регулирования регионального развития. Территория является не только субстанциональной основой размещения производства и населения, но и природно-общественным ресурсом, а также средой человеческого бытия. Территориальный подход позволяет учесть пространственную дифференциацию ландшафтного разнообразия, национально-этническую разнородность населения, региональные различия хозяйствования и жизнедеятельности людей. Он является связующим звеном в системно-диалектической методологии, так как именно на территории происходит фокусирование процессов взаимодействия компонентов в географическом пространстве-времени.
Географическое пространство и время являются основными формами регионального развития. Континуально-дискретные свойства пространства обычно реализуются в территориальной организации общества, относительной автономности и открытости социально-экономических регионов. Пространственно-временная форма регионального развития является ретроспективно-перспективным ориентиром региональной политики. В связи с этим определяется роль генетического (исторического) подхода к разработке и реализации региональной политики. Этот подход позволяет учесть естественный процесс саморазвития и самоорганизации регионов с воздействием и без воздействия управленческих и регулирующих структур. Он открывает «простор» для анализа процессов формирования и развития регионов, выявления закономерностей и тенденций их функционирования.
Возрастающая роль генетического подхода объясняется его значением для обоснования направлений перспективного развития регионов, разработки прогнозов и концептуальных вариантов развития территориальных явлений и процессов. Генетический подход даёт возможность вскрыть временной аспект социально-экономических регионов, выявить их динамику, эволюционный и революционный ход развития. Он позволяет органически ввести в структуру региональной политики новые методы определения социально-географического времени, мобильности и инерционности регионов, ритмов, стадий и циклов их развития.
Важность использования времени при изучении регионов объясняется его критериальными возможностями при оценке эффективности развития, реформирования экономики, пространственных изменений границ (например, при объединении субъектов РФ). «Сочетание» времени и пространства, преломляясь через призму конкретных общественных явлений и процессов, образует новые качественные свойства регионов и одновременно стимулирует воздействие конструктивистского подхода.
Конструктивистский подход обеспечивает целеполагающие действия региональной политики и органов управления по регулированию процессов социально-экономического развития территории. Активное воздействие управленческих структур в рыночных условиях хозяйствования приносит позитивные результаты, так как позволяет предвидеть и избежать кризисных ситуаций, создаваемых стихией рынка. Конструктивистский подход даёт возможность чётко определить цель и задачи регионального функционирования, объективно оценить территориальный потенциал, обосновать региональную стратегию развития страны
Опираясь на этот действенный подход, разрабатываются концептуальные модели регионов и целевые программы их развития, вводятся конструктивные методы управления (геоинформационные системы, экспертиза, мониторинг и др.).
Социальная ориентация экономики и гуманизация всех сфер жизни людей целенаправленно осуществляется с учётом социологического подхода к региональной политике. Для выявления условий, уровня и образа жизни населения, раскрытия особенностей функционирования территориальных общностей людей всё шире прибегают к социологическим исследованиям. Этот подход пронизывает всю структуру региональной политики и является целеориентирующим во всех управленческих решениях. Он позволяет определить потребности и интересы населения, выявить политическую ориентацию электората.
Социально ориентированная региональная политика опирается не только на социологический, но и экологический подход. Он позволяет глубже понять процессы взаимодействия природы и общества, оценить природно-ресурсный потенциал и природно-экологическую среду жизни людей, определить «ёмкость» и эластичность ландшафтов, способность выдержать антропогенную и техногенную нагрузку. Экологический подход ориентирует управленческие структуры на поиск рациональных вариантов природопользования, снижения ресурсоёмкости промышленных предприятий и загрязнения природной среды, сохранения экологического равновесия между природой – хозяйством – населением. Во всех управленческих решениях (планах, проектах, программах) необходимо руководствоваться экологическим императивом, своеобразным рубежом, который нельзя переступать.
Познание внутренних и внешних отношений регионов (населения и хозяйства) и окружающей природной среды даёт возможность выйти на конструктивный и оптимизационный уровни сохранения динамического оптимума природопользования и охраны окружающей природной среды. Процессы ресурсопользования обычно переходят в производственные и воспроизводственные циклы. В связи с этим повышается роль воспроизводственного подхода к региональной политике.
При планировании и программировании регионального развития необходимо учитывать процессы материального, духовного, демографического, информационного воспроизводства. Особое внимание следует обращать на циклический ход территориального развития. Каждый регион находится на определённой стадии больших циклов Н.Д. Кондратьева. Одни регионы находятся на агроиндустриальной, другие – индустриальной, третьи – постиндустриальной стадии развития. В связи с разнообразием циклического развития российских регионов необходима дифференциация конкретной региональной политики.
Познание воспроизводственных процессов должно быть также нацелено на координацию регионального функционирования всех сфер жизнедеятельности людей, оптимизацию социально-экономического комплексообразования, совершенствования внутренних и внешних связей, территориальной организации производства и населения по типу «центр - периферия». Воспроизводственный подход позволяет определить приоритеты социально-экономического развития регионов, а также материальные и финансовые средства, необходимые для пропорционального и сбалансированного развития всех функционально-структурных блоков в каждом регионе.
Знание закономерностей и особенностей воспроизводственных процессов повышает эффективность территориального управления и решения территориальных проблем. Проблемный подход становится одним из ведущих в региональной политике, так как концентрирует весь территориальный потенциал на решение ключевых задач и разрешение внутренних противоречий. Проблемный подход ориентирует управленческие структуры на учёт возможностей разнонаправленности и противоречивости действия социальных, экономических и экологических факторов регионального развития, разработку и реализацию территориальных программ и проектов. В этих условиях важное методологическое значение приобретают вопросы ранжирования проблем, выбора наиболее судьбоносных для данного этапа развития конкретного региона и в целом России, определения хронологических и хорологических параметров решения той или иной проблемы.
Среди важнейших проблем можно выделить следующие:

  • социальные (социальное расслоение населения, низкий уровень жизни большого количества людей, социопатологическая ситуация и др.);
  • экономические (реструктуризация рыночной экономики, депрессивные и отсталые территории и др.);
  • демографические (суженное демографическое воспроизводство, укрепление семьи, миграция населения и др.);
  • экологические (загрязнение природной среды, производство экологически чистой продукции и др.);
  • национально-этнические (межнациональные и межконфессиональные конфликты) и др.

Решение каждой из них возможно на основе новой региональной политики с активным использованием геополитического подхода. Он расширяет возможности решения региональных проблем в единой системе географического пространства. В то же время этот подход раскрывает геополитическую ситуацию в стране и её регионах, ориентирует управленческие структуры на решение геополитических проблем.
Совокупность подходов к региональной политике определяет систему методов её разработки и реализации. Наиболее распространённым и традиционным является метод сравнения. Сравнение может быть по аналогии или по контрастности с уже известными явлениями и процессами. Он позволяет накопить и систематизировать разнообразную информацию о странах и народах, товарных рынках, транспортных путях, пилотных регионах и т.д.
В процессе разработки концептуальных основ, планов, прогнозов, программ широко используется статистический метод. Статистическая информация крайне необходима для разработки стратегии и концепций, приоритетных направлений социально-экономического развития регионов. Широко используются приёмы определения средних величин, дисперсии, корреляции и регрессии.
Статистический метод лежит в основе балансовых расчётов наличия и использования трудовых, природно-ресурсных, материальных, интеллектуальных и других территориальных потенциалов. Особенно актуальны стали межотраслевые и межрегиональные балансы, метод «затраты - выпуск» в прогнозно-аналитической деятельности научных и управленческих работников.
В региональной политике особое место занимает метод моделирования, реализуемый в концептуальных, картографических, математико-географических моделях. Каждая модель не только отражает современное или перспективное состояние регионов, но и вносит конструктивные направления, которые становятся базисом совершенствования территориального развития.
При разработке и реализации региональной политики всё шире используются общественно-географические методы: районирования, энергопроизводственных циклов, межотраслевых комплексов, кластеров, диффузии нововведений и др. Метод районирования является неотъемлемой частью процессов совершенствования территориального устройства страны, конструктивным «инструментом» объективного выделения регионов с разной степенью обострения экономической, экологической, социальной и политической ситуации.
В региональной политике широко используются методы прогнозирования (экстраполяции, пространственно-временных циклов, сценариев, графов и др.) и экспертных оценок (анкетирование, «мозговая атака» и т.д.). На новый уровень поднялся программно-целевой метод. Комплексные и «отраслевые» программы социально-экономического развития регионов стали главным механизмом реализации региональной политики.
В процессах регулирования хода регионального развития широко используются методы прямого (административного) и косвенного (экономического, мотивационного, финансового и др.) воздействия. На место рутинного управления приходит новое управление, опирающееся на автоматизированные геоинформационные системы, мониторинг, сетевой маркетинг.

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой методология?
  2. Что такое методологический подход?
  3. Назовите основные методологические подходы к разработке и реализации региональной политики.
  4. В чем заключается универсальность системно-диалектического подхода применительно к региональной политике?
  5. Охарактеризуйте систему методов разработки и реализации региональной политики.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: