Социальный уровень в браке

Чтобы говорить о наличии брака, необходимо выделить, прежде всего, социальный уровень. Нередко на консультациях приходится сталкиваться с тем, что люди называют себя мужем и женой, не имея социального оформления. Речь идет о так называемом «гражданском браке». То есть в таком «браке» присутствуют только эмоциональный и сексуальный уровень. Они говорят, что живут как муж и жена и какая-то печать в паспорте ничего не изменит, это же такая мелочь. На что я им говорю, что если для них это такая незначительная вещь, то пусть сходят и поставят этот штамп. И они как-то сразу становятся серьезными. Потому что это не просто «штампик», это определенная социальная магия. После этого меняется очень многое.

На мой взгляд, под гражданским браком скрывается инфантильное отношение к социальному уровню, его недооценка. С психологической точки зрения под этим нежеланием официально оформлять отношения может лежать неосознаваемое стремление к построению «родственных» отношений. Это только у родственников есть эмоциональные отношения, иногда случаются и сексуальные, но регистрироваться им никак нельзя. Кроме этого, в гражданском браке есть элемент унижения другого. Я как бы говорю своему партнеру, что мы с ним временно, что я еще не завершил свой выбор.

Если рассматривать социальный уровень как ролевой, то в нем супруги находятся в ролях «мужа» и «жены». Если роль – это образец поведения, то возникает очень важный вопрос: какими должен быть образцовые муж и жена, какова должна быть модель семьи?

Основная проблема формирования современной модели семьи заключается в том, что сегодня существует в основном смешанный тип семейных отношений, в котором уживаются элементы как традиционной, так и новой моделей семьи. Смешение приводит к большому числу конфликтов. В чем же заключается традиционные, или как их называют, патриархальные правила семейных отношений?

Правила патриархального брака были подробно описаны в известной книге под названием «Домострой». Смысл патриархального брака во многом определялся выживанием и поддержанием хозяйства, то есть социальный уровень в супружеских отношениях доминировали. С этой точки зрения многие правила обоснованы и понятны, хотя на сегодняшний взгляд мы их придерживаемся, не вдумываясь в их основания. Например, обоснование запрета на сексуальные отношения «на стороне» связано с тем, что хозяин должен был быть уверенным, что это дети из его хозяйства. Тем более, что средства предохранения тогда практически отсутствовали. Другой пример: дети рассматривались как будущие работники, поэтому рожать надо было чаще и раньше. Соответственно для этого надо было рано выходить замуж, чтобы успеть родить создать многочисленное потомство. Много детей необходимо было еще потому, что медицина была слабая, вследствие чего была высокая детская смертность. Замуж надо было выходить обязательно. Это связано с тем, что иначе женщине в одиночку нельзя было поднять хозяйство, и ей угрожала реальная физическая смерть. Поэтому муж сам по себе уже имел ценность. Пусть плохонький, но зато мужчина. Если женщина долго не могла выйти замуж, то деревня на нее смотрела уже косо. Наверное, она больная, раз никто ее не берет.

Многие правила из прошлого времени могут нам показаться сегодня странными и непонятными. Вспомним знаменитое выражение «Бьет – значит, любит». В чем тоже заключалась своя логика. Одно из положений патриархальных отношений гласило, что муж должен держать свою жену в строгости. Однажды я в поезде разговорился с пожилой женщиной, которая очень хвалила своего мужа за справедливость. А когда я спросил, в чем это выражается, она ответила: «Потому, что он меня бьет только за дело. Просто так он на меня руку никогда не поднимает»… То есть у нее установка «Бьет – значит любит» не вызывала никакого сопротивления.

Если раньше правила супружеских отношений были запечатлены в одной книге, то сегодня с ними гораздо сложнее. Чаще всего супруги берут эти образцы из своих собственных семей. «Ты плохой муж» - говорит жена. «А почему?» - спрашивает тот. И получает очень убедительный (для жены) ответ: «А вот МОЙ ПАПА все дома делал своими руками, а ты даже гвоздь нормально забить не можешь». «Ах, так! Тогда ты – ужасная жена. МОЯ МАМА всегда готовила мне завтрак, а ты до обеда валяешься в постели». И начинается ролевой, социальный конфликт, который самими супругами воспринимается как межличностный. На самом деле через этих супругов конфликтуют две семейные модели. Чтобы избежать этого конфликта, оба должны признавать семью другого партнера, отдавать ей должное, но строить свое на более высоком уровне. Это все равно, что вступили в брак люди двух культур. Вместо захвата в свою культуру другого супруга, пара, чтобы сохраниться, может строить третью - свою культуру.

Сложность сегодняшнего этапа брачно-семейных отношений заключается в том, что единый образец мужа и жены исчез. Никто пока не знает, какой должна быть «правильная» семья. Второй момент, что за этими образцами общество следит не так рьяно. Поэтому можно сказать, что на сегодня идеальный супруг тот, с кем хорошо. То есть сегодня пара сама может создавать тот образец, который ей, и только ей удобен. Главное, как сами супруги об этом договорятся.

Таким образом, одной из причин успешности брака на социальном уровне является согласование представлений о супружеских ролях, то есть они должны договориться друг с другом об этом. Самый простое действие – каждый сообщает свои представления о роли мужа и жены, а потом они их согласовывают и находят один, приемлемый для обоих вариант. И им надо понимать, что этот договор не на всю оставшуюся жизнь, а на определенный срок, по истечении которого они могут пересматривать его.

На социальном уровне можно также выделить два типа договора – брак с доминированием одного из супругов и партнерский. При доминирующем жена принимает направление мужа. Само слово «замуж» состоит из двух «за» и «муж», то есть быть за мужем. Но возможен и другой вариант, где строятся отношения равно-правия. То есть брак может быть как предприятие, где начальником является один человек, и как союз двух предприятий, где у каждого 50 процентов акций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: