double arrow

В чем разница переговоров детей и взрослых


Нередко бывает так, что даже успешные в социальной жизни люди не могут решать простые житейские конфликты с близкими людьми. Причина лежит в том, что при деловых переговорах наши роли и психологические позиции тождественны (взрослые роли и взрослые позиции), а в отношениях с близкими мы можем, под видом взрослых ролей «муж и жена», переходить на детско-родительские позиции.

Данное переключение связано с тем, что причины проблем в семье могут лежать в конфликтах, которыеприсутствовали в родительской семье. Если они остались неразрешенные, то переносятся в следующие отношения. Например, уход мужа от жены может быть решением разрыва отношений с опекающей матерью. В таком случае брак заключается для развода, то есть для решения детско-родительских проблем.

В отношениях с партнером мы невольно пытаемся разрешить наши прошлые отношения со своими родителями. Нагруженность такой недорешенностью как раз и провоцирует переход от разговора с социального уровнея на эмоциональный, то есть позиционный.

Например, жена хочет пойти на дискотеку – как сообщить об этом мужу? Если она будет спрашивать мужа, типа «сильно хочется, можно мне пойти?», то в этом будет проявляться детская позиция. Она может спровоцировать запрещающую родительскую позицию мужа «Перебьешься!». Взрослая позиция заключается в обыкновенном информировании: «Я сегодня вечером пойду на дискотеку».




Такое переключение с взрослого на детско-родительский уровень отношений часто происходит незаметно. Супругам кажется, что они ведут себя как взрослые, хотя со стороны можно увидеть, сколько в этом детского! Можно вспомнить, как ведет переговоры ребенок с родителями. Он чаще всего обижается, молчит, или злится. Не так ли мы себя ведем со своими близкими?

В результате анализа общения и поведения взрослого и ребенка в переговорах удалось найти следующую разницу:

а) У ребенка доминирует стремление к любви, у взрослого ориентация на понимание. Для ребенка любовь – сверхценность. Для незрелого человека также, он готов на все, лишь бы его любили. Взрослый может выдержать колебания любви другого;

б) Для ребенка значим невербальный уровень (тембр голоса, жесты, интонации) гораздо больше, чем текст, содержание слов. Ребенок ориентирован на телепатический уровень, на понимание того, что за словами. При общении взрослого текст начинает приобретать большее значение;

в) При воспитании ребенка часто применяются эмоциональные санкции (обида, агрессия, холодность и т.д.), в ответ ребенок либо обижается, либо начинает просить прощение;

г) У ребенка слабые психологические границы, он либо сам их нарушает, либо не может помешать другим их нарушать. У взрослого границы четкие и понятные окружающим. При их нарушении он реагирует;

д) В конфликте для ребенка характерно ультимативное и жесткое отстаивание своих желаний, типа «все или ничего», он не может считаться с желаниями других. При взрослых переговорах мы можем постепенно сближаться и находить приемлемую позицию друг для друга.

Теперь вы можете сами посмотреть этот список и ответить, какое поведение вам больше свойственно, особенно если мы в эмоциональном запале во время переговоров со своими близкими.







Сейчас читают про: